Top.Mail.Ru
архив

Кинобум

Ходить в кино стало модно, почетно и приятно уже довольно давно. Поп-корн, мягкие кресла, долби, блокбастеры. Спрос рождает предложение. Последний сезон обогатил Москву сразу несколькими новыми кинотеатрами. В 1999 - 2000 открылись "Ролан", "Горизонт", "35 ММ", "МДМ-кино" и первый московский мультиплекс - "Каро Фильм" в "Рамсторе-2". Залы со звуком Dolby вовсю открываются и в провинции.

Кино, поп-корн и прочие радости

Наблюдающаяся сейчас ситуация - скромный результат невоплощенного докризисного кинобума. Не будь августа, кинотеатров современного уровня в Москве и в России было бы намного больше. В 1998 году инвесторы считали строительство этих объектов развлечений весьма перспективным вложением денег. "Идея создать в МДМ кинотеатр появилась летом 1998 года, - рассказывает управляющий "МДМ-кино" Михаил Иванов. - Тогда были и варианты с инвесторами, но все переговоры остановились в связи с кризисом".

Интерес к вложениям в кинопрокат активно проявился после того, как в Москве в 1996 году заработал "Кодак-Киномир", рассчитанный на массового зрителя, а не на иностранцев. Рискованные расчеты компании Eastman Kodak оправдались. Причем успехом пользовались как сами блокбастеры, так и поп-корн - через год работы "Кодак-Киномир" вынужден был ввести в ассортимент трехлитровые ведерки под воздушную кукурузу.

Воодушевленные примером удачной раскрутки "Кодака", ставку на дорогое оборудование, свежие фильмы и сопутствующий сервис решили сделать и другие компании. Мюнхенская Cine Project GmbH, переооборудовавшая под "Кодак" бывший конференц-зал "Известий", осуществила еще ряд проектов на территории СНГ.

В 1998 году кинокомпания "Каро Фильм", арендовав бывший зал "России", открыла кинотеатр нового типа - "Пушкинский". И в него народ пошел с тем же рвением, что и в "Кодак", несмотря на их территориальную близость. Любому обладателю свободных денег стало ясно, что хороших кинотеатров в Москве не хватает, а спрос на них велик.

Как радужно все было

"В 1998 году инвестировать в новые кинотеатры готовы были и наши и западные группы. Свой проект развития сети кинотеатров в регионах был у ОНЭКСИМа, свой - у "Моста", было и несколько отдельных проектов мультиплексов. Например, в районе "Курской", "Олимпийского", - говорит Максим Барский, вице-президент инвестиционно-банковского департамента компании "Тройка-Диалог". - Очень серьезный проект готовился совместно с Киностудией имени Горького".

Собственные проекты вынашивали тогда и другие компании, имеющие отношение к кинопроизводству, кинопрокату, кинодистрибуции. Кинотеатр - место окончательной продажи фильма, от которого зависит и прибыль прокатчика, и прибыль производителя. "Мостовский" проект родился не только из соображений инвестиционной привлекательности отрасли. Своя киносеть должна была облегчить прокат фильмов, выпускаемых "НТВ-профит".

Готовы были вкладывать в российские кинотеатры и зарубежные акулы кинобизнеса. Правда, им нужны были сразу сети - под одним брэндом. Пик интереса инвесторов пришелся на лето 1998 года. Но в августе стало ясно, что проектам не суждено осуществиться с задуманным размахом: предполагавшиеся серьезные западные деньги в Россию не пошли.

Громадье же планов оказалось погребенным. В частности, после ухода австрийских соинвесторов, строительство "второй Манежки" на "Курской" застопорилось, в связи с чем планировавшийся на территории торгового комплекса мультиплекс уже не станет первым. Второй претендент на звание первого российского мультиплекса - кинотеатр "Октябрь" на Новом Арбате, переоборудованием которого уже не первый год занимается "Кино-Мост", тоже так до сих пор и не открылся. Ни осенью 1999 года, ни весной 2000-го. В свете обрушившихся на холдинг Владимира Гусинского проблем открытие мультиплекса в "Октябре" вряд ли произойдет и осенью этого года (как предполагалось). Напомним, что в "Октябре" должно было бы быть 11 залов, детская комната с воспитателем, бары, рестораны.

"Мост" планировал открытие мультиплексов по всей России. Похоже, этим планам не суждено осуществиться. Во всяком случае, в прошлом году, не дождавшись $3,5 млн от Мост-банка на переоборудование кинотеатра "Татарстан" в Казани, здание передали префектуре "Казанский посад".

Все будет

А мультиплекс все-таки открылся. 30 марта в "Рамсторе" на Шереметьевской силами кинокомпании "Каро Премьер", владеющей кинотеатром "Пушкинский". Четырехзальный мультиплекс подразумевался в "Рамсторе-2" изначально. Сначала его хотела делать управляющая компания "Кодак-Киномира", но дело не двигалось. Теперь мультиплекс арендует "Каро Премьер".

В июне кинокомпания планирует открыть после реконструкции кинотеатр "Электрон" в Зеленограде, рассчитанный на 1000 мест. Потихоньку продвигается и питерский проект "Каро Фильма" - кинотеатр "Колизей" на Невском. "Опыт с "Пушкинским" оказался очень удачным для нас, - говорит пресс-атташе "Каро Премьер" Андрей Бобылев. - Его доходы идут по возрастающей". Шереметьевская, а тем более Зеленоград, конечно, не Пушкинская площадь, но прибыль приносить будут. Кстати, некоторые компании, вкладывающие деньги в киносеть, делают ставку на спальные районы. В частности, фирма, не афиширующая своего названия, именно там подыскивает места под мультиплексы.

Из уже осуществленных проектов сетей можно говорить о "Стреле", первом кинотеатре со специально разработанным дизайном и концепцией, и о "Горизонте", которыми управляют одни и те же люди. В июне в сети появится еще один кинотеатр - переоборудованная "Прага". Есть планы по дальнейшему росту сети.

Теперь инвесторы увидели, что и после кризиса можно собирать зал, не имея столь выгодного расположения, как "Пушкинский".

Прежде всего вкладываться в киносеть начали компании, имеющие отношение к кинопроизводству. В январе "Студия Гран-фильм", выпустившая фильм Астрахана "Перекресток" и телесериал "Редакция", открыла долгопланируемый кинотеатр в МДМ. "Со временем мы планируем увеличить число залов до пяти, - говорит Михаил Иванов. - С экономической точки зрения говорить о выгоде мультиплексов рано, но они новый уровень сервиса. Москву ждет отток зрителей из обычных кинотеатров. Если говорить о тенденциях, то будет расширяться репертуар, вырастет число кинотеатров, а также уровень сервиса. Цены ниже $1,5 опустятся вряд ли".

В связи с увеличением площадок в Москве стали больше показывать арт-хаусных фильмов - появились места, в которые на них пойдут. Не случайно кинокомпания "Агентство Парадиз" летом открывает второй зал в "Ролане" на 90 мест. Ее же усилиями в Москве прибавится и многозальных кинотеатров - до конца 2000-го должна быть завершена реконструкция Центрального детского кинотеатра на Бахрушина. Там будет пять залов кинопроекции и один видеозал. Причем в одном из залов будут показывать фильмы специально для детей. (В концепции "Октября", кстати, один из залов предполагался под показ мультфильмов.)

"Открытие новых кинотеатров за последний год дает основания считать, что рынок готов к существенному расширению", - отмечает топ-менеджер "Парадиза". И это расширение рынка коснется не только Москвы, где сейчас порядка 20 долбированных залов. "Кино-Мост" продолжает говорить о проектах в 25 городах. Тот же "Парадиз" планирует со временем создавать региональную сеть из 8 кинотеатров. Директор "Кодак-Киномира" Рэймонд Маркович выступил в качестве частного инвестора и открыл кинотеатр "кодаковского" уровня в Туле - "Алабама Синема". Тульская премьера "Сонной лощины" состоялась в один день с московской. Судя по всему, независимо от того, осуществятся ли все заявленные проекты, в России, как и на Западе, основные деньги в кинобизнесе скоро начнут собирать именно на кинопрокате.

Еще по теме