Top.Mail.Ru
архив

Сладкие десять процентов

ОБЪЕМЫ производства на крупнейшей российской кондитерской фабрике "Красный Октябрь" за январь - апрель 2000 года значительно снизились, как сообщил, не раскрывая конкретных цифр, президент АО "Красный Октябрь" Анатолий Даурский на пресс-конференции, посвященной результатам годового собрания акционеров компании. "Мы давно не встречались с таким сильным падением объемов продаж, - признался Анатолий Даурский. - Сейчас производство на фабрике ниже запланированных нами показателей, которые мы считали вполне реализуемыми".

Согласно этим расчетам, в 2000 году фабрика должна выпустить 52 тысячи тонн кондитерской продукции, что едва превышает объемы прошлого года - 51,39 тысячи тонн (это на 5,4% ниже по сравнению с 1998 годом). "Обнаружившееся" отставание производства от плана Даурский объясняет низким спросом на кондитерскую продукцию вообще, что, по его мнению, связано как с обычным для отрасли сезонным спадом продаж, так и с низкими темпами роста доходов населения. Даурский уверен в высокой конкурентоспособности продукции "Красного Октября" и не считает, что конкуренты могут серьезно потеснить компанию на рынке.

Сейчас, по словам президента "Красного Октября", на долю компании приходится 10% рынка кондитерских изделий, но превысить этот показатель в нынешнем году не планируется. "Резкое увеличение объемов производства привело бы к росту затрат на продвижение товара", - говорит Анатолий Даурский.

Рекламный бюджет "Красного Октября" на 2000 год определен в размере 37 млн рублей. Это весьма невысокие затраты по сравнению с оборотами компании (всего 1,3% от годового объема продаж) и совсем мизерные по сравнению с бюджетами конкурирующих иностранных компаний-производителей, где счет идет на многие миллионы долларов. Даурский признает, что успех иностранцев на российском рынке обусловлен мощнейшей рекламной поддержкой сбыта. Но, судя по всему, по-крупному вложиться в рекламу "Красный Октябрь" сейчас не может. Для компании и $1,3 млн - весьма значительные расходы, особенно если учесть, что после августа 1998 года "Красный Октябрь" практически не тратился на рекламу.

Финансовое процветание компании вообще пока откладывается на неопределенное время. Котировки акций компании в РТС колеблются сейчас на уровне $2 - 3 за акцию (до августа 1998 года их цена доходила до $24). При этом, как признался Михаил Чеботарев, председатель совета директоров "Красного Октября", "обращения акций компании сейчас практически нет". Причину такого положения он обозначил самую неопределенную - застой на российском фондовом рынке. Представляется, однако, что на деле причиной (или одной из причин) низких котировок акций "Красного Октября" является их фактически нулевая доходность. Компания не смогла выплатить дивиденды за 1997 и 1998 годы по обыкновенным акциям, на которые приходится 90% количества выпущенных ценных бумаг компании (дивиденды выплачивались только по привилегированным акциям в размере $1,2 на акцию, да и то потому, что их размер был определен в условиях эмиссии 1997 года).

29 апреля 2000 года собрание акционеров "Красного Октября" приняло решение выплатить дивиденды за 1999 год по обыкновенным акциям в размере 1 рубля и по привилегированным - 1,3 рубля на акцию (при номинале в 1 рубль). Выплаты вполне можно назвать символическими, а само решение - имиджевой акцией. Михаил Чеботарев, признавая мизерность размера дивидендов, тем не менее назвал "принятие решения о выплате положительным для компании".

Еще по теме