Top.Mail.Ru
расследования

Кипр допустил утечку данных о золотых паспортах

Фото: ТАСС Фото: ТАСС

Международный телеканал Al Jazeera выпустил «Кипрское досье». Расследователи изучили более 1400 одобренных заявок на золотые паспорта в обмен на 2,5 млн долларов инвестиций. С конца 2019 года этим выгодным предложением воспользовались в том числе те, к кому есть вопросы от правоохранительных органов родной страны, чиновники высшего уровня, топ-менеджеры госкомпаний и даже носители гостайны. Основными фигурантами в расследовании предсказуемо стали россияне: 40 % из 2,5 тысяч новых кипрских паспортов (учитываются члены семей) выдано гражданам нашей страны. Не зря Кипр называли задним двором России. Теперь уже, видимо, в прошедшем времени. 

Преступники и депутаты как охотники за новыми паспортами

Нельзя сказать, чтобы расследование стало громом среди ясного неба. Кипрская программа продажи гражданства подвергалась критике не единожды: о недостаточном регулировании системы выдачи паспортов по инвестпрограмме говорилось в докладах Европарламента и Европейской комиссии. Но тезисам не хватало доказательств — подтверждения опубликовали журналисты Al Jazeera.

Как отмечает замгендиректора «Трансперенси Интернешнл — Россия»* Илья Шуманов, публикация досье прекрасно иллюстрирует тот факт, что любая утечка автоматически превращается в журналистское расследование. Саму же утечку он считает первой столь масштабной потерей данных, которые защищаются государством особенно тщательно. До этого интерес СМИ вызывали мальтийские документы, но их правительство острова публикует по собственной инициативе.

Журналистам удалось продемонстрировать, что в программе выдачи золотых паспортов процедура должной осмотрительности по отношению к просителям проведена либо с ошибками, либо недостаточно качественно, либо сознательно проигнорирована. Так, в программе участвовали лица, скрывающиеся от правосудия. Среди наших соотечественников, получивших гражданство Кипра, достаточно много тех, кто находился под уголовным преследованием ранее или именно сейчас разыскивается российскими властями.

В «Кипрском досье» упоминаются экс-топ-менеджер «Росгосстраха» Сергей Хачатуров (признан виновным в растрате и мошенничестве на 8 млрд руб. и приговорен к восьми годам колонии), экс-владелец компании «Группа 1520» — подрядчика РЖД Юрий Ободовский (находится в розыске по делу о взятке), бывший гендиректор обанкротившегося девелопера Urban Group Андрей Пучков и многие другие

Кроме того, в списке претендентов на гражданство упомянуты политически значимые лица — чиновники, депутаты и члены их семей. С прошлого года законодательство запрещает им получать кипрское гражданство через инвестиции. Из раскрытых документов становится ясно, что достаточно большое их число наслаждаются кипрским гражданством в полной мере.

При этом даже если формально чиновник уже покинул госслужбу, у него еще не закончился период «остывания», в который сохраняются различные ограничения.

«В досье мы видим, например, замминистра экономического развития Игоря Реву, который спустя полгода после отставки стал обладателем кипрского паспорта, хотя процедура выдачи паспорта — процесс длительный и занимает до года — получается, что он мог подавать документы, находясь на госслужбе», — предполагает Илья Шуманов.

Сомнительным с этой точки зрения выглядит инвестгражданство экс-главы Челябинской области Михаила Юревича и пасынка вице-премьера Татьяны Голиковой Владимира Христенко. 

6 млрд долларов за свободу

Особую когорту новых киприотов составляют топ-менеджеры госкомпаний. Коррупциогенность их должностей — тоже повод для более тщательной проверки на второй родине. Согласно данным Al Jazeera, паспорта с легкостью получили в том числе экс-глава «Русгидро» Евгений Дод, советник президента Сбербанка Максим Полетаев, председатель совета директоров «ВТБ Капитал» Алексей Яковицкий.

Еще один аспект, на который не сильно обращали внимание прежде, — это обретение новой родины носителями госсекретов.

«Это ставит под вопрос всю систему безопасности любого государства, поскольку второй паспорт гарантирует иммунитет от преследования и размывает контур безопасности страны», — подчеркивает Илья Шуманов.

Он замечает, что многие из россиян и получали паспорта, чтобы не оказаться в экстрадиционных документах.

Теперь процесс предсказуемо осложнится.

«Даже если бы этого расследования не было, то по совокупности данных процесс ужесточения программы "паспорт в обмен на инвестиции" был бы запущен, и власти Кипра не смогли бы его остановить. То, что сейчас произошло, гарантирует завершение этого процесса и диффузию на другие страны — Румынию, Испанию, Грецию, Молдавию, Черногорию. В среднесрочной перспективе все инвестпрограммы будут поставлены на пересмотр, и будет функционировать общеевропейская база данных. При риск-ориентированном подходе в первую очередь будет учитываться страновой фактор — Россия обеспечила себе место в списке стран, в отношении граждан которой будут проводиться особенно тщательные проверки», — уверен замгендиректора «Трансперенси Интернешнл — Россия».

На Кипре под давлением европейских политиков недавно был принят закон, дающий право на отзыв гражданства, если оно получено через незаконную процедуру или процедуру с нарушением. Понятно, что кипрские власти очень не хотят этого делать, потому что за последние годы бюджет заработал на торговле паспортами около 6 млрд долларов, а для Кипра это очень большая сумма. Кроме того, сообщалось в СМИ, что представители президентской семьи были косвенно заинтересованы в выдаче инвестпаспортов, потому что обслуживали юридические компании, занимающиеся этим бизнесом. 

России не до расследования

В России кипрский скандал будет не очень заметен. Традиционно любые утечки, которые не подтверждаются официальными заявлениями властей, не порождают публичную реакцию в отношении тех, кто и сейчас занимает должности.

«С точки зрения фундаментальных раскладов, которые присутствуют в российской политике начиная с 2014 года, наличие интересов за рубежом для тех игроков, которые считаются "системными", например, имеют отношение к госслужбе или же входят в число предприниматели "близкого круга", — компрометирующий факт, но не приговор. Когда такой факт становится известным, то ситуация рассматривается в совокупности», — говорит директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин.

Однако, по его словам, примерно с февраля 2020 года в российских элитах господствуют эвакуационные настроения — люди массово выводят активы и готовятся к выезду сами. Выбрать фигурантов для образцово-показательного наказания из тысяч человек достаточно трудно. И руководству страны сейчас не до наведения системного порядка в элите. Более того, ее представителям, переживающим из-за транзита власти, делаются какие-то скидки, невозможные прежде.

«Те, кто не входит в "высшую лигу", рассчитывают, что на них просто не обратят внимание, и, скорее всего, в большинстве случаев их расчеты оправдаются. Власть занята совсем другим, — считает Павел Салин. — Это и внешние планы, которые забуксовали в Белоруссии, и обострение ситуации внутри страны — точечные протесты, которые осенью могут стать массовыми».

* Признана в России иноагентом, деятельность организации признана нежелательной в РФ