Китай накопил скелеты в шкафу: как возможный обвал финансового рынка КНР повлияет на Россию

Тревожные новости из Китая заставляют нервничать российский бизнес. Аналитики видят сразу несколько факторов, которые могут запустить азиатский финансовый кризис. В какой мере он затронет отечественный рынок, разбиралась «Компания». 

Разворот российской экономики на восток заставляет внимательно присматриваться ко всем негативным проявлениям на рынке Поднебесной. В последние дни сразу несколько тревожных новостей пришло из Китая. Во-первых, капитализация крупнейшего частного застройщика страны Country Garden нырнула на рекордные 15%, до этого акции уже подешевели почти на 50%. Компания столкнулась с серьезными долговыми проблемами, и это заставляет аналитиков говорить о призраке Evergrande.

еще по теме:
Проблемы Evergrande заметили в агентствах
Fitch первым среди коллег понизило рейтинг самого закредитованного застройщика в мире
Evergrande

По принципу домино посыпались и другие активы на фондовом рынке КНР. И, как следствие, упал юань — до минимальных значений с ноября 2022 года: национальная валюта оценивалась в 7,2927 за доллар США.

Ключевые фондовые индексы Китая во вторник, 15 августа, закрылись в красной зоне. По итогам торговой сессии индекс Shanghai Composite потерял 0,07%, опустившись до отметки 3176,18 пункта. Shanghai Shenzhen CSI 300 упал на 0,24% и закрылся на уровне 3846,54 пункта. По состоянию на 10:43 мск основной индекс Гонконгской биржи Hang Seng потерял 1,1% и находился на уровне 18 611 пункта.

Назревающие в Китае экономические проблемы будут только усиливаться, прогнозирует эксперт по финансовым рынкам ФГ «Калита-Финанс» Дмитрий Голубовский, и уже в ближайшее время наступит рецидив Evergrande.

«Скелеты в шкафу там очень давно копились, и все надежды на ускоренное восстановление после снятия карантинных ограничений растаяли уже после мая. Темпы роста китайской экономики падают, тот рост, который мы увидели в первые месяцы года на кредитной накачке, фактически имеет характер отскока, а не нового тренда», — уверен Голубовский.

Впрочем, у местных регуляторов есть достаточный запас прочности, для того чтобы купировать ошибки финансового управления. Один из способов сделать это, по мнению Голубовского, — переложить риски на население в виде роста инфляции.

еще по теме:
Китай лишился силы: западные компании покидают «мировую фабрику»
Десятилетиями драйвером экономики страны были внешние инвестиции, но их приток значительно сократился с начала года
Си Цзиньпин

Однако назвать этот процесс исключительно внутрикитайским нельзя. Так, кризис на строительном рынке, который тесно связан со множеством других отраслей, отразится на глобальном сырьевом рынке: цены на металл и уголь будут «придавлены». Нефть при этом пострадает в меньшей степени, так как ценообразование контролируется ОПЕК+.

«Нефть вряд ли будет падать, потому что сокращение спроса со стороны реального сектора компенсируется транспортной отраслью. Несмотря на сложности во многих макрорегионах, в этом году был установлен очередной рекорд абсолютного потребления топлива на планете», — полагает Голубовский.

Замедление темпов строительства в Китае может негативно повлиять на экспорт стальной продукции из России: КНР — не только крупнейший на планете производитель стали, но и ее потребитель, напоминает промышленный эксперт Леонид Хазанов. «Уменьшение вывоза стали из России в Китай в условиях фактического закрытия для отечественных металлургических компаний рынка Европейского союза приведет к снижению рентабельности их экспорта и заставит приложить больше усилий для его проталкивания в Индию или иную страну», — рассказал он журналу «Компания».

С финансовой точки зрения риски глобального кризиса, который может стартовать в Азии, для ограниченного сегодня российского рынка не столь страшны. Инвестор боится скорее по привычке, считает экономист Александр Разуваев

«Люди постарше хорошо помнят, что был азиатский кризис на фондовых рынках осенью 1997 года. Он привел к оттоку капитала со всех развивающихся рынков, падению цен на нефть и в итоге — к дефолту в России в августе 1998-го. Поэтому, если в Азии что-то происходит, люди так нервно реагируют», — говорит Разуваев. 

Отечественный фондовый рынок сегодня — это рынок частного российского капитала, у страны нет супердолгов, полноценного валютного коридора, то есть влияние глобальных перемен будет мало ощутимо, если речь не пойдет о мировом обвале цен на энергоносители, вероятность которого аналитик считает очень невысокой.

«Наш фондовый рынок сегодня отрезан от мирового, но люди помнят 1997–1998 годы, и им становится страшно», — подчеркивает Разуваев.

Голубовский добавляет, что ощутимый эффект на российскую экономику события в Китае будут иметь только в том случае, если совпадут с финансовыми проблемами, например, в США.

«Относительно американской экономики есть неадекватно оптимистичные ожидания: волна банковского кризиса, которая была этой весной, считается последней. Высказываются мнения, что после урегулирования проблемы госдолга федрезерв уже не будет поднимать ставки и в американской экономике сейчас дела пойдут в сторону экономического роста. Я не разделяю эту точку зрения: как показывает практика того же 2008 года, у банковских кризисов случаются рецидивы», — сказал Голубовский.