Top.Mail.Ru
архив

Китай, Венесуэла, далее везде

В последние два года Россия прочно удерживает мировое лидерство по добыче и экспорту нефти. Происходит это в основном за счет активной разработки крупных восточносибирских месторождений для трубопровода Восточная Сибирь - Тихий Океан. Но перспективы развития большинства внешнеполитических нефтяных проектов эксперты ставят под сомнение.

Китай, Венесуэла, газ, нефть
Миллионы в Китай, миллиарды - оттуда

Главный российский нефтяной контракт заключен с КНР. Фактически это соглашение готовилось с начала нулевых, потребовав грандиозных затрат как на развитие транспортной инфраструктуры, так и на разработку восточносибирских месторождений.
Чтобы заключить "китайский" контракт, "Транснефть" реализовала один из самых масштабных инфраструктурных проектов в истории страны - построила трубопровод Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО). Причем проект этот был придуман еще в конце 1990-х, а одним из его инициаторов являлся владелец ЮКОСа Михаил Ходорковский*. Строили ВСТО несколько лет, с покупателями российской нефти проблем не было: изначально предполагалось, что основным импортером станет именно Китай. Под этот контракт "Роснефть" вложила миллиарды в крупнейшее на данный момент месторождение - Ванкорское. Наконец, в феврале 2009 г. между "Роснефтью", "Транснефтью" и CNPC был подписан контракт о поставках. Наши госкомпании обязались с 2011-го по 2030 г. поставить в Поднебесную 300 млн тонн черного золота по льготной цене, определяемой по специальной формуле (она не раскрывалась). В обмен на это Банк развития Китая выдал "Роснефти" и "Транснефти" кредит на $15 млрд и $10 млрд соответственно, тоже на "льготных" условиях.
Полученные деньги госкомпании принялись осваивать практически сразу. "Роснефть" потратила часть суммы на выплату по долгам за покупку активов ЮКОСа, а "Транснефть" - на прокладку отвода до границы с КНР из Сковородино (раньше нефть поставлялась в конечную точку ВСТО - порт Козьмино). Прокачка по нему стартовала в январе этого года, а в марте стало понятно, что формула цены отечественной нефти - бомба замедленного действия в стратегическом партнерстве двух стран, которое видится таким необходимым российским властям.
Выяснилось, что с начала года CNPC недоплачивает за нефть. За три месяца долг составил всего $40 млн. Стороны сели за стол переговоров. "Сумма не бог весть какая. Тут был и вопрос принципа, и экономики - все-таки контракт на 20 лет, набежало бы прилично", - отмечает источник "Ко", участвующий в переговорах. Суть разногласий сводилась к тому, что стороны по-разному оценивали коэффициент Т, определяющий в формуле логистические затраты. Китайцы полагали, что они не должны платить за транспорт до крайней точки ВСТО, так как нефть прокачивается по отводу. Но тариф на прокачку по ВСТО единый - 1815 руб. за тонну, отвечали на это в "Транснефти". С учетом расчета стоимости контракта по китайскому варианту госкомпания теряла на нем $25 млрд.
Почему соглашение было составлено спорным образом, непонятно. "Мы думали, что там все однозначно. Наверное, трудности перевода", - говорит то ли в шутку, то ли всерьез один из участников переговоров. "Обычно процесс подготовки таких соглашений занимает уйму времени, и вполне возможно, что команда о его подготовке была дана слишком поздно, как это часто бывает. Отсюда и разночтения", - поясняет аналитик "Тройка Диалог" Валерий Нестеров. "Подобные соглашения, конечно, прорабатываются тщательно. Но всегда остаются нюансы, которые в очередной раз недосмотрели, - рассуждает один из источников "Ко". - Часто получается, что вице-премьер, у которого есть стратегическая задача, просто говорит, что должно быть сделано то-то. В детали он не вникает, а потом появляются такие проблемы".

Переговорный эксцесс
К июню проблему удалось частично урегулировать: CNPC перечислила отечественным компаниям значительную часть из набежавшей к тому времени суммы долга ($195 млн из почти $250 млн). Российские чиновники поспешили обнадежить, что "все противоречия устранены". Но это оказалось не так: CNPC согласилась на частичный пересмотр коэффициента Т, но признавать его равным нулю отказалась. Источник "Ко" в МИДе объясняет поспешность заявлений: "Китай был очень зол на то, что о проблемах узнали. Они крайне щепетильно относятся к своей репутации. Пришлось успокаивать общественность, что все нормально, и продолжать переговоры за закрытыми дверями". Параллельно в "Транснефти" начали говорить, что готовы судиться с CNPC в международных судах. Только вот обращение к Фемиде было не в интересах прежде всего "Роснефти" и "Транснефти", подчеркивают источники "Ко". Во-первых, нефтяники бы лишились рынка сбыта. "Что тогда делать с ВСТО, что делать с отводом до Китая - неизвестно", - отмечает один из собеседников. Более того, в соглашении о поставках прописано, что в случае начала судебного процесса Банк развития Китая имеет право потребовать досрочного возврата кредита. "Если бы такие деньги вынули из "Роснефти" и "Транснефти", их инвестпрограммы просто бы обрушились", - уверен источник "Ко".
В Поднебесную несколько раз ездили делегации и "Транснефти", и "Роснефти", но безрезультатно. Все ждали октябрьского визита Владимира Путина. Из-за этого у "Роснефти" "подвисли" другие совместные проекты с китайцами, которые должны были стать ее партнером по Восточной нефтехимической компании (ВНХК). "Они отказывались от переговоров, пока не урегулируем вопрос поставок", - рассказывает источник "Ко", близкий к "Роснефти". А когда такие проблемы с поставками нефти, бесполезно даже пытаться обсуждать газовый контракт, отмечает другой собеседник "Ко". При этом от перспектив экспорта газа в КНР зависит целый ряд важных проектов, например Ковыкта, доставшаяся "Газпрому" с большим трудом.
Но визит Путина на переговоры никак не повлиял. Вице-премьер Игорь Сечин сначала обнадежил: "Удалось все урегулировать. Достигнута договоренность, позволяющая полностью снять все претензии. Найдено рыночное решение, отражающее текущие параметры рынка".
Какие договоренности были достигнуты, ни в правительстве, ни в компаниях не комментировали. Собеседник "Ко" в окружении премьер-министра тогда заявил, что ему о "каких-либо подписаниях новых соглашений ничего не известно". Источники "Ко" в "Роснефти" и "Транснефти" в свою очередь утверждали, что в Пекин делегации полетели с пустыми руками, не имея даже проектов соглашений. "Переговоры продолжаются. Игорь Сечин договорился только о самой сути, сейчас обсуждаются детали", - говорит один из собеседников "Ко". Другой источник, близкий к переговорам, отмечает, что "все решили, просто китайцев "прогнули", и публичности этого вопроса они не хотят". Но факт остается фактом: по состоянию на середину ноября никаких допсоглашений между "Роснефтью", "Транснефтью" и CNPC подписано не было.
Аналитик ИФД "Капитал" Виталий Крюков уверен, что, несмотря на многочисленные попытки урегулирования конфликта, в итоге устраивающий все стороны вариант будет найден. "Этот контракт очень важен как для России, так и для Китая. Страны понимают, что углеводородное сотрудничество в течение ближайших десятилетий - единственный вариант для каждой из них", - говорит эксперт. "Транснефть" понесла колоссальные затраты на создание инфраструктуры, и власти явно не позволят, чтобы транзит был остановлен - получится, что деньги расходовались зря, а это уже просто гигантские потери, никак не сравнимые с недоплатами за нефть", - поясняет Валерий Нестеров. Политолог Дмитрий Орешкин считает, что нашим властям действительно необходимо было внимательнее относиться к договору. "Это не новость, что китайцы - очень жесткие переговорщики, умеющие выставить все договоренности в том ключе, который им необходим, - подчеркивает эксперт. - С этим столкнулась уже не одна западная компания". Но Орешкин уверен, что раз уж правительство РФ пошло на этот проект, то теперь остается лишь согласиться с позицией китайцев: "Позиции наших компаний заведомо слабее - гигантская многомиллиардная инфраструктура "заточена" под этот проект. Если мы откажемся от контракта, то все деньги на нее были потрачены зря. Остается только одно - соглашаться на условия Китая, постаравшись выторговать хотя бы какое-нибудь отступление".

Друг Уго
При непосредственном участии Игоря Сечина у российской нефтегазовой отрасли появился и другой проект, перспективы которого многие участники рынка и эксперты ставят под сомнение. Речь идет о работе отечественных компаний в Венесуэле. В октябре 2008 г. по инициативе вице-премьера был создан Национальный нефтяной консорциум (ННК), куда вошли наши крупнейшие компании: "Роснефть", ЛУКОЙЛ, "Сургутнефтегаз", "Газпром нефть" и ТНК-BP. "Разумеется, никого не спросили, а просто поставили в известность о необходимости в этот консорциум вступить", - вспоминает менеджер одной из компаний. Перспективы перед консорциумом обрисовали довольно быстро: принять участие в разработке ряда блоков. Пилотным был выбран "Хунин-6". В СП консорциум получил только 40%, остальное - у государственной PdVSa. "У Сечина, который знает португальский, Венесуэла - одна из любимых стран", - говорит собеседник "Ко" в МИДе. Нефтекомпаниям пообещали полную лояльность (после того как к власти пришел Уго Чавес, практически вся нефтяная отрасль, где работали крупнейшие мировые мейджоры, была национализирована). Правда, в обмен пришлось заплатить бонус в размере $1 млрд за право работы на "Хунине-6". "О том, что консорциум обойдется нам в такую сумму, естественно, мы предупреждены не были", - сетует источник "Ко".
Проект в Венесуэле очень неоднозначный, признают специалисты. Для его реализации необходимо строительство апгрейдеров, так как в стране имеются в основном запасы "тяжелой" нефти. Таким образом, разработка только одного блока может обойтись в $20-30 млрд, подчеркивает Валерий Нестеров. Кроме того, сроки реализации, по оценкам эксперта, довольно большие - 10-15 лет.
Очередная встреча Сечина и Чавеса должна была состояться в конце года. Но планы вице-премьера неожиданно изменились: поездка в Венесуэлу появилась в его рабочем графике за два дня до вылета. "Главам нефтекомпаний пришлось срочно перекраивать планы, когда выяснилось, что в страну собирается Игорь Сечин", - рассказывает источник в одной из нефтекомпаний. Он объясняет: цель визита была в том, чтобы продемонстрировать Чавесу поддержку Москвы. В последние несколько месяцев состояние президента Венесуэлы, больного раком, стремительно ухудшается, ему уже сделали несколько операций. О его реальном физическом состоянии неизвестно, хотя выглядит он достаточно бодро, сказал "Ко" один из членов делегации, побывавший в Венесуэле. Тем не менее к визиту в оперативном порядке подготовили документы по очередной нефтяной сделке - это участие российских компаний в разработке "Карабобо-2". Источник, близкий к ННК, утверждает, что проект предлагался консорциуму еще год назад. "Но мы твердо заявили, что на данном этапе для его реализации у нас ресурсов нет", - говорит он. На этот раз Сечин нефтяников послушал и решил переложить все затраты на одну компанию - "Роснефть". В прямом эфире венесуэльского телевидения объявили, что российская госкомпания получит в проекте "Карабобо-2" 40%. Инвестиции в него оцениваются в те же $20-30 млрд. Причем "Роснефти" также предстоит самостоятельно построить рядом с месторождением апгрейдер, так как "Хунин-6" и "Хунин-2" (был внесен в консорциум ЛУКОЙЛом) находятся в другой части страны, а соответствующей инфраструктуры для доставки нефти туда нет. "Тут задача была одна - просто застолбить за нашими компаниями нефтяной бизнес, что будет дальше с Чавесом - вопрос открытый. Такие инвестиции, кроме как рискованными, никак не назовешь", - отмечает источник "Ко". "Роснефти" только за возможность участия в проекте придется сразу заплатить $1 млрд. Но она уже ищет пути хеджирования политических рисков. Источник "Ко" в "Роснефти" говорит, что в проект может быть привлечена американская ExxonMobil, с которой у нее имеется соглашение о стратегическом партнерстве. Впрочем, в самой ExxonMobil от возможности такого сотрудничества открещиваются: Чавес в свое время отнял у нее весь бизнес, сейчас идет разбирательство в международных судах. "Но все понимают, что следующими у власти могут стать проамериканские силы, и вот тогда ExxonMobil может изменить свое мнение", - полагает другой собеседник "Ко".
В целом Венесуэла, конечно, один из самых перспективных нефтяных регионов на карте мира, считает Виталий Крюков. Именно поэтому для РФ стратегически важно закрепиться там, отмечает Валерий Нестеров. В целом, если к власти в стране придут даже проамериканские силы, вряд ли следует ожидать очередной волны национализации имущества зарубежных компаний, все-таки это противоречит правилам игры подобных сил, подчеркивает аналитик "Инвесткафе" Дмитрий Адамидов. Но, по его мнению, перераспределения ресурсов точно можно ожидать, и не факт, что оно будет в интересах наших компаний.

Венгерское исключение
Неоднозначные нефтяные проекты случаются не только у госкомпаний, но и у формально частных коммерческих структур. Самый яркий пример в этом смысле - история покупки "Сургутнефтегазом" 21,2% акций венгерской нефтегазовой MOL, которые весной 2009 г. наша компания приобрела у австрийской OMV. Венгерские политики сразу же назвали сделку "попыткой недружественного поглощения", а ее проверкой занялись многочисленные регуляторы. Несмотря на то что формального подтверждения опасениям властей получено не было, представители "Сургутнефтегаза" два года не могли принять участия в собраниях акционеров, следовательно, компания не получала дивидендов (они, правда, выплачивались лишь раз). Смысла этой покупки представители "Сургутнефтегаза" официально не озвучивали ни разу. Источнк "Ко" в компании объяснял ее распоряжением сверху. "Как известно, у "Сургунефтегаза" аккумулированы на счетах большие суммы, поступило распоряжение приобрести акции MOL. Международные сделки - не приоритет компании, такие активы ей неинтересны", - рассказывает собеседник "Ко", называющий эту историю "чисто политической". Он объясняет, что MOL - один из участников конкурентного "Южному потоку" газопровода Nabucco. "Была задача стать "ближе" к этому проекту", - поясняет он. Венгерские власти, похоже, тоже это поняли, поэтому создали массу препятствий. "В итоге "Сургутнефтегазу" было разрешено выйти из компании", - говорит собеседник "Ко". Российская компания заработала на этой сделке 500 млн евро. Андрей Полищук из БКС считает, что у этой истории мог быть и иной сценарий: доля в MOL покупалась в интересах одной из госкомпаний, которой необходимо закрепиться в Восточной Европе. "В общем, изначально напрашивалось, что это не бизнес, а политика", - рассуждает эксперт.

Нефть в обмен на лояльность
Использование энергоресурсов во внешней политике - стиль нынешней власти, считает Дмитрий Орешкин. Госкомпании сейчас - проводник интересов не российской экономики, а российской политики, соглашается Валерий Нестеров. Но, по мнению Орешкина, перспективы таких шагов вызывают большие сомнения. Например, в последние несколько лет РФ переориентирует многие статьи экспорта на КНР. "И в части энергоресурсов, и в части многих других товаров наши компании слишком замкнуты на этой стране", - говорит политолог. В то же время бесконечно расти китайская экономика не сможет, уверен Валерий Нестеров, и в ближайшие годы ее ждет спад. "И тогда Китаю не понадобится уже столько энергоресурсов, покупать по большей цене он их не станет, и что будет с экономиками компаний - неизвестно, поэтому это не бизнес", - поясняет Дмитрий Орешкин. То же самое можно сказать и про Венесуэлу: присутствие там, в отличие от той же КНР, чревато большими политическими рисками. Дмитрий Орешкин напоминает, что несколько лет назад власти РФ списали ливийский долг и оказывали другую экономическую поддержку Ливии. "В свете последних событий целесообразность того шага вызывает вопрос", - отмечает политолог. При этом вектор энергополитики определяется настроением части элит, полагает Орешкин. "По мнению части руководства страны, все, кто против США, - наши потенциальные партнеры. И ущемление интересов США в той или иной степени может быть выгодно нашей стране. Поэтому интерес к Венесуэле и к ее лидеру Чавесу, который характерен явной антиамериканской риторикой, или Китаю объясняется именно этим", - резюмирует он.


* Признан в России иностранным агентом.

Еще по теме