Top.Mail.Ru
архив

Китайская грамота

13.04.200900:00
Китайский менеджер уже три года управляет московским офисом, умудряясь взаимодействовать одинаково и с россиянами, и с соотечественниками. О специфике российского телекоммуникационного рынка рассказывает вице-президент по работе с ключевыми заказчиками крупнейшего hi-tech концерна Китая Huawei в России и СНГ Дун Мин.

– Как построена работа офиса в России? Обычно азиатские компании командируют сначала своих сотрудников в другие страны, потом постепенно набирают людей из местных. Так ли это?
– Естественно, что азиатские компании, которые выходят на международный рынок, должны придерживаться принятых на Западе стандартов, если хотят добиться успеха. Поэтому с самого начала компания Huawei активно использовала европейские методы управления. Постепенное сращивание восточной культуры с западным менеджментом привело к появлению особого стиля нашей компании. В России мы неуклонно придерживаемся политики максимального привлечения местных сотрудников, которых отличают высокий уровень профессионализма, обширные знания в области IT и телекоммуникаций. Сегодня в региональном офисе по России и странам СНГ трудятся около полутора тысяч человек, 70% которых – местные работники. Мы очень рады, что нашли в вашей стране множество единомышленников. В региональном офисе работает довольно большое число российских сотрудников, и среди них немало менеджеров высокого уровня. Мы идем к тому, чтобы оставить в нем как можно меньше китайских руководителей.

– Насколько сейчас операторы технически, а также идеологически готовы к тому, чтобы предоставлять услуги 3G? Ведь долгие годы им было достаточно просто зарабатывать на обычных голосовых услугах.
– Считаю, что за последние 2 – 3 года в сознании топ-менеджеров российских операторов произошли серьезные изменения. Они во многом были спровоцированы процессами слияния и перераспределения капитала и активов на международных рынках телекоммуникаций и финансов. Было приятно увидеть, что российские мобильные операторы «большой тройки» участвовали в этом процессе и в новой ситуации смогли найти свое место на международном рынке.

– Насколько распространена техническая возможность предоставлять услуги нового поколения сейчас в России?
– Есть две составляющие, которые определяют техническую готовность: состояние несущей сети и беспроводного оборудования. Насколько я знаю, «большая тройка» операторов уже подготовила техническую базу и приступила к запуску услуги 3G в городах-миллионниках. По мере прироста спроса операторы могут масштабировать эти решения, увеличивать площадь покрытия своих сетей нового поколения. Кроме того, в соответствии с потребностями клиентов компании будут расширять и диапазон услуг. На популяризацию сервисов 3G оказывает влияние и готовность абонентского оборудования. По нашим данным, еще в 2007 году у 25% абонентов Москвы уже имелись терминалы с поддержкой 3G. Сегодня крупнейшие мировые производители телефонов, включая Nokia и сам Huawei, внедряют поддержку 3G в 40% терминалов, работая на опережение. Кроме телефонов, мы поставляем 3G-модемы, подключающиеся к ноутбуку и дающие высокоскоростной доступ к Интернет.
Число конечных пользователей, которые будут иметь возможность воспользоваться этими услугами, напрямую зависит от тарифной стратегии, которую выберут операторы.

– Население страны еще не готово пользоваться этими услугами, судя по статистике. Потребность нужно формировать. Обычно все новые технологии начинают внедряться в столице, а затем появляются в регионах. Но сейчас в Москве проблема с частотами под 3G. И судьба 3G под большим вопросом. А каким образом это происходит в Китае?
– Насчет отличий: у россиян и китайцев разные привычки. Это касается потребления, способов проведения отдыха и досуга. Все это связано также и с технологиями. В Китае только зарегистрированных пользователей Интернета более 300 млн человек. Причем это люди, которые часто бывают в Сети. Когда китаец ищет себе подругу, он идет в Интернет, а россиянин – в бар. Проникновение широкополосного доступа в Китае высокое, ADSL устаревает. В РФ, в том числе и в силу названных отличий, технологии фиксированного ШПД развиваются медленнее, чем в Китае. Поэтому масштабы сильно разнятся. Может быть, через 10 лет и в России все население повально будет сидеть в Интернете. Но пока здесь период становления, это только начало.

– Сейчас в Китае уже запустили 4G. Не стоит ли России перескочить через поколение и внедрять это решение?
– В Китае происходит процесс слияния 6 крупнейших операторов. И еще не выдана лицензия на решение третьего поколения. Поэтому остается вопросом, что подразумевается под четвертым поколением. На тот момент, как мы впервые заговорили о 3G, стандарт GSM развивался уже более 10 лет и претерпел достаточно серьезные изменения. Поэтому я верю, что очень скоро придет четвертое поколение и заменит третье. Но это будет все-таки не резкий переход. К тому же базовые станции 4G поддерживают сети второго и третьего поколений. Переключить станцию на другой тип сети довольно легко. Для этого используется определенное программное обеспечение. Поэтому я считаю, что не должно быть революционно резких изменений в сторону 4G. Это должен быть эволюционный путь.