Top.Mail.Ru
архив

Китобои

ВСЕГО два месяца потребовалось российским властям, чтобы снова вступить в скрытый конфликт с бизнесом. Только в отличие от июньской борьбы с олигархами на этот раз причина для беспокойства появилась у средних и мелких московских предпринимателей.

В прошлые выходные таможенники закрыли один из крупнейших московских мебельных центров "Три кита" на Можайском шоссе. Была арестована вся мебель, которую продавала компания "Бастион", которая также управляет другим крупным московским торговым центром "Гранд". Официальная причина ареста имущества - обвинения в контрабанде и нарушении правил растаможивания грузов, предъявленные поставщику мебели компании "Лига-Марс".

Этим, однако, таможенники не ограничились. Всего тремя днями позже по приказу председателя ГТК Михаила Ванина была закрыта Одинцовская таможня Москвы, которая и оформляла злополучный груз. Одновременно началась проверка еще шести московских территориальных таможен.

Конфликты импортеров с таможней - явление почти обыденное. Но в данном случае речь идет о событии, которое может существенно изменить российские правила регулирования внешнеторгового оборота. Дело не в том, что под арестом оказалось имущество одной из крупнейших московских торговых компаний, и даже не в том, что ГТК впервые пошла на закрытие территориальной таможни. Куда важнее другое: нарушены незыблемые негласные правила, по которым раньше импортеры завозили свои товары. Ни для кого не секрет, что большая часть потребительских товаров завозится в Россию с нарушением таможенных процедур. "Серые" автодилеры, например, могут рассказать, как до недавнего времени дорогие иномарки оформлялись на Героев СССР и соц. труда, которые имели налоговые льготы. Импортеры продовольствия, в свою очередь, поделятся секретами переоформления куриного мяса в индюшачьи окорочка и обратно, а пресловутые мебельщики объяснят, как с помощью рядового таможенника можно сделать из комплектов итальянской дубовой мебели невзрачные пиломатериалы.

Российское таможенное законодательство было и остается ярким символом всей экономической системы. На бумаге у нас высокие таможенные пошлины, как бы защищающие отечественных товаропроизводителей. На деле же импортеры платят пошлины плохо и без особого желания, успешно решая свои проблемы на уровне местных таможен либо придумывая головоломные схемы ухода от платежей. В результате "серый" импорт все равно приходит на рынок, только деньги очень часто проскакивают мимо бюджета. Зато из-за наших заградительных барьеров страдают экспортеры. Зарубежные страны без особых проблем вытесняют их со своих рынков, пеняя в случае чего на наши "заградительные" пошлины.

В этом году ситуация вроде бы стала меняться. Признав реальность, правительство заявило, что оно готово снизить пошлины, а заодно упростить таможенное законодательство. Кабинет министров планирует рассмотреть этот вопрос где-то в середине осени. Взамен же бизнесу обещана "жесткая борьба с теми, кто уходит от выплаты пошлин" (цитата из выступления главы ГТК). Из последних событий, однако, следует, что жесткая борьба уже началась. То есть борьба уже есть, а снижения нет. На этом фоне вполне адекватно выглядит высказывание одного московского предпринимателя: "Ну да, они, может быть, пошлины и снизят, только кто теперь поверит, что это надолго". Если вспомнить недавнюю историю с 13-процентным подоходным налогом, который, судя по высказываниям чиновников, могут отменить в любой момент, получится, что подозрительность отныне главное качество бизнесмена.

Еще по теме