Top.Mail.Ru
бизнес

«Клиента надо находить до того, как он попал в список Forbes»

Игорь Рябов Игорь Рябов

Клиентов сектора private banking (персональное банковское обслуживание для состоятельных лиц, PB) в вопросе капитала всегда отличала консервативность, однако коронакризис заставил их серьезно пересмотреть свои взгляды. Как строится работа с VIP-клиентами, о росте спроса на бизнес-джеты, ВНЖ и антиковидные клиники — в интервью журнала «Компания» с директором департамента частного банковского обслуживания «ЮниКредит Банка» Игорем Рябовым.

Сектор private banking (PB) в сравнении с остальными считают достаточно информационно закрытым, процентные ставки и условия обслуживания — не публикуются, почему такая политика?

— Я бы не сказал, что он слишком закрыт. Информацию по обслуживанию, например, можно получить у банка при желании. Другое дело, что есть специфика самого сервиса: он требует определенной конфиденциальности. Согласно нашей политике мы никогда не комментируем все, что касается наших клиентов, всегда делаем все возможное, чтобы защитить их и нашу репутацию.

Условия подбираются индивидуально под каждого клиента?

— Есть основные критерии. Базовый — порог входа. Но он носит достаточно условный характер. Если владелец какого-нибудь завода является нашим корпоративным клиентом, мы уже примерно понимаем объем бизнеса, сколько он стоит. Допустим, сейчас компания не выплачивает крупных дивидендов, и на своем личном счету владелец не держит какие-то миллионные остатки. Но по формальным признакам является ли он потенциальным клиентом private banking? Конечно же, да.

Более того: предположим, у вас сегодня есть возможность наладить контакт с потенциальным клиентом, а года через три он свою компанию продаст и станет почетным членом списка Forbes. В какой момент к нему нужно приходить: когда он появился в Forbes или три года назад, когда у вас могли начаться деловые отношения? Конечно, клиента надо находить до того, как он попадет в список Forbes. Лучше уже сейчас установить отношения и начать постепенно работать, для того чтобы через три года сделать вместе с клиентом что-то на уже очень серьезном уровне.

А какой в UniCredit в России порог входа для private banking?

Порог входа — рублевый эквивалент одного миллиона долларов, но с учетом текущей ситуации эта сумма может быть пересмотрена. В регионах порог входа — на 10 миллионов рублей меньше, чем в Москве. Но скажу сразу, эти суммы — не строгая догма.

Например, бывают ситуации, когда мы понимаем, что обслуживание в сегменте affluent лучше соответствует интересам клиента, структуре его активов и задач.

Сколько клиентов с состоянием больше миллиона долларов хранят деньги в «ЮниКредит Банке»?

— Я бы по-другому сказал: не клиентов, а семей. Объясню, почему. Есть владелец капитала, а есть, допустим, его супруга. Является ли она владельцем миллиона или нет, пока он ей деньги не перевел? Однозначно ответить нельзя, поэтому в рамках единого банковского обслуживания мы смотрим на семью в целом, которая может состоять из родителей, детей, двоюродных сестер и т.д. Точное количество семей мы раскрыть не можем.

Какую долю выручки обеспечивает подразделение по управлению капиталом состоятельных клиентов, какова доля PB от депозитной доли банка?

— Мы не раскрываем такую информацию.

Каким образом клиентам PB подбирается персональный менеджер, какие у него должны быть ключевые компетенции?

— Если не говорить про очевидное — необходимые профессиональные качества, такие как глубокое понимание инвестиционной деятельности, знание специфики банковского обслуживания клиентов private banking, — то важна еще способность к эмпатии.

Ваши клиенты предпочитают доверительное управление или самостоятельное принятие решений по инвестированию?

— Если с точки зрения прогресса, то можно сказать, что сейчас клиенты стараются получить больше информации, чем какое-то время назад.

То есть раньше больше доверяли, меньше вникали?

— Раньше, по большому счету, и не было таких вещей, в которые клиенту нужно было тщательно вникать. Это за последние пять лет на рынке произошел серьезный скачок в развитии инвестиционных инструментов. Клиенты стали более информированными, они приходят к нам в банк, анализируют, стараются понять механизм принятия инвестиционных решений или хотят пересмотреть структуру портфеля, разобраться в структуре комиссионного дохода, узнать, можно ли платить меньше.

Перейдем к злободневному. Насколько банки и сегмент PB в частности оказались готовы к коронакризису? Что было самое трудное в работе с начала пандемии?

— Наш банк предпринял все возможные действия, чтобы осуществлять обслуживание клиентов с учетом мер по обеспечению безопасности здоровья как клиентов, так и сотрудников. В том числе мы сделали все возможное, чтобы основные банковские услуги были доступны с помощью удаленных каналов. Наверное, самое трудное для банковского сектора было — полностью перейти на дистанционное обслуживание, особенно в критические моменты с марта по май примерно. Но всегда есть определенная часть клиентов, которые полностью отказываются работать через Интернет, использовать электронные средства коммуникации для общения.

Сколько таких клиентов примерно?

— Раньше их было чуть меньше 40 %, сейчас уже меньше 10 %. И тут дело не только в том, какие услуги им конкретно банк предложил, но и в том, что они и в других сферах столкнулись с такой ситуацией и убедились, как можно эффективно работать, вести бизнес, не имея возможности лично встречаться. Лет пять назад у нас с коллегами была дискуссия, работают ли клиенты PB через Интернет, согласны ли они пользоваться электронной подписью, подтверждать транзакцию с помощью системы кодов и так далее. Тогда это еще было обсуждаемо, сейчас этот вопрос сам собой отпал. Всем стало ясно, что если у банка нет интернет-приложения, если клиент не может дистанционно подтвердить операцию, то такому банку, наверное, с рынка пора бежать.

Как изменились инвестиционные предпочтения клиентов с учетом коронакризиса и рекордно низкой ставки ЦБ?

— Предпочтения, безусловно, изменились. Наблюдается переход в ценные бумаги. Было много клиентов, которые в марте хотели воспользоваться ситуаций падения рынка, действуя по классической схеме: упало — покупай, выросло — продавай. Мы как инвестиционные советники должны в некоторых моментах сдерживать эмоции клиентов и объяснять, какой риск они получают, действуя «по классике».

Могу сказать, что интерес к инвестиционным инструментам вырос в разы, другой вопрос, как правильно его удовлетворять. Мы берем на себя ответственность за тех, с кем работаем. Наша задача не только красиво рассказать о тех инструментах, которые позволят нашим клиентам прирасти в капитале, но и объяснить, какие при этом есть «но».

Коронакризис еще не прошел, но, если сравнивать март и сегодняшний день, наблюдается ли какое-то оживление?

— Весной было больше запросов на какие-то суперагрессивные маневры. Сейчас их, безусловно, меньше, хотя бы потому, что рынок сильно вырос. В данный момент много запросов связано с американской экономикой, с перевыборами, клиенты интересуются, есть ли здесь какие-то возможности.

Сегмент PB в России сформировался не так давно. На Ваш взгляд, какие основные отличия российского PB от западного, какие национальные особенности?

— Мне кажется, в плане инструментария особых отличий нет, и мы постоянно растем. Пытаемся адаптировать уже разработанные методы и подход к клиентам. Все это, безусловно, проникает на российский рынок, как и любые другие технологии. Однако с точки зрения инфраструктуры у UniCredit Private Banking в России есть существенное преимущество относительно российских и многих иностранных компаний: за нами стоит группа UniCredit, имеющая за плечами многолетний опыт работы с состоятельными клиентами в Европе, что дает запас надежности банку, расширяет возможности нашего подразделения.

Есть мнение, что с цифровизацией в российских банках намного лучше обстоит дело. Также считается, что конкретно в PB нет единых стандартов на российском рынке, а на западном — более унифицированные подходы к тарифам и предложениям.

— Я бы так не сказал, уменьшение вариативности — гомогенизация рынка, — она все же у нас происходит. Все в той или иной степени, в хорошем смысле, похожи друг на друга. Кто-то немного выделяется с инвестиционными инструментами, у кого-то более агрессивный подход к ставкам для клиентов, третьи увлекаются оригинальными идеями для привлечения клиентов и яркими подарками на Новый год. Некая вариативность есть, но общий тренд всем понятен.

При этом Frank RG второй год отдает вашему банку премию за лучший клиентский сервис. Что вас выгодно отличает от других игроков на рынке?

— Это наш секрет, который не хочется раскрывать. В целом, наверное, нас отличает аккуратность в работе с клиентом, попытка не только помочь ему заработать, но и не потерять, в нужные моменты отговорить от каких-то желаний. Понятно, что наши клиенты привыкли принимать смелые решения, в том числе в своем бизнесе. Случается даже, что по прошествии времени видно: клиент не зря рискнул, выиграл. Возможно, мы иногда слишком консервативны в своих рекомендациях и решениях, но, вероятно, именно за это наши клиенты нам и благодарны — за «голос разума», с которым всегда можно посоветоваться.

Если говорить о нефинансовых сервисах PB, то какие самые популярные и оригинальные запросы?

— Мы поступили очень просто: договорились с лучшими консьерж-компаниями страны, и всё, что не относится к финансам, с удовольствием отдаем им. Честно говоря, не понимаю, для чего банки должны сублимировать деятельность театральных консьержей или сервиса по доставке цветов на другой конец Земли, консьержи с этим великолепно справляются.

Сейчас из самых горячих запросов — это, безусловно, business-support и все, что касается ВНЖ. Но могу сказать, что вопрос получения вида на жительство или получения второго гражданства возник не во время COVID-19, а гораздо раньше. Много было запросов на частные джеты, чтобы лететь безопасно, не в общем транспорте, это как раз специфика ковида.

Сейчас появился запрос на клиники по лечению ковида. Это, кстати, большая проблема: у нас мало опыта борьбы с этим вирусом и еще меньше опыта работы с постковидными расстройствами, поэтому сейчас многие интересуются клиниками в Швейцарии, Франции и Германии. Плюс, естественно, вырос интерес к страхованию, появился вопрос, покрываются ли клиенту в том числе международные медицинские услуги и в каком объеме.

Вернемся к доковидным временам. «ЮниКредит Банк» проводит какие-то общие встречи клиентов PB, может быть, есть некий клуб?

— Конечно, до пандемии было много встреч. Наверное, самое интересное (мы были одними из первых в подобных идеях) — это наш проект с ГМИИ им. А. С. Пушкина. Наша карточка World Elite Mastercard® позволяет клиентам стать «Друзьями Пушкинского», иметь приоритетный доступ к проходу в музей, лекционным абонементам. Несколько раз в год мы старались делать закрытые мероприятия для клиентов в музее. Еще у нас есть партнерство с венской галереей «Альбертина», куда клиенты могут проходить бесплатно и без очереди, и партнерский проект с Arzamas.academy. Мы были одними из авторов подкаста «Зачем я это увидел?». Сделали его специально для клиентов, которые интересуются искусством, они раньше остальных получают доступ к подкастам.

В начале года получилось интересное сотрудничество с фестивалем современной академической музыки SOUND UP. При получении карты клиенту обычно дают так называемый welcome pack — каталог, в котором расписаны все преимущества владения картой. Мы столкнулись с тем, что часто этот каталог выбрасывают, потом звонят и спрашивают, а зачем мне эта карта, что там есть и так далее. Поэтому мы вместе с картой Visa Infinite© выпустили лимитированный тираж виниловых пластинок, которые вы вряд ли захотите утилизировать, а некоторые наши клиенты даже приобрели специально аппаратуру под нее. На самой пластинке — QR-код, который ведет на нашу страницу, где описаны все привилегии по карте Visa Infinite. В этом году эта история получила wow-эффект, клиентам очень нравится. Отдельным преимуществом карты стала возможность получить доступ к уникальному контенту: плейлистам, подкастам, кураторским подборкам, трансляциям с концертов фестиваля SOUND UP на отдельной странице, созданной специально для владельцев карт Visa Infinite.

На российском рынке PB царит жесткая конкуренция, каждый сам за себя? Или вы общаетесь, встречаетесь, обмениваетесь опытом с коллегами из других банков?

— Мы все как банковские сотрудники строго зарегулированы с точки зрения обмена информацией. Бывает, что мы участвуем в каких-то общих обсуждениях, встречаемся на отраслевых мероприятиях, но утечки информации не происходит. Мы рады друг другу, можем приятно побеседовать, но стараемся тему бизнеса обходить.

Последний вопрос. Какой основной тренд вы бы выделили на российском рынке PB?

— Если говорить про Россию, то мне кажется, что клиенты в целом стали больше общаться со своими банкирами, больше доверять им. Особенно в пандемию. Если вы в такой ситуации, здесь и сейчас, на территории нашей с вами страны помогли своему клиенту, то к вам и после ковида доверия будет гораздо больше.

Еще по теме