Компанейское образование
Ты - мне, я - тебе
Современное высшее образование нередко упрекают в оторванности от экономических реалий и в несоответствии нуждам компаний. И все чаще вузы решают эти проблемы через партнерство с самими коммерческими структурами. Так, недавно компания HeadHunter и Учебный центр ИППК МГУ имени М.В. Ломоносова представили совместно разработанный обновленный курс для менеджеров по управлению персоналом, который будут читать не только преподаватели МГУ, но и специалисты HeadHunter.
В сентябре Дальневосточный федеральный университет объявил о начале сотрудничества с японской машиностроительной компанией Komatsu и корпорацией Microsoft. Первая программа предполагает обмен технологиями и современным оборудованием с целью подготовки высококвалифицированных кадров в сфере дорожного строительства и для горнодобывающей отрасли. В рамках второй программы, среди прочего, на базе университета будет создана IT Academy.
Другой вариант партнерства представляет новая магистерская программа "Международный бизнес" (MIB - Master of International Business) факультета мировой экономики НИУ ВШЭ, осуществляемая вместе со Школой дипломатии им. Д. Флетчера при Университете Тафтс (США).
Официальным партнером программы также стала компания Unilever. Согласно пресс-релизу, "кроме регулярных деловых мастер-классов, проводимых сотрудниками Unilever, компания предоставит студентам возможность проходить летние стажировки в компании, что, безусловно, будет для них не только красивой строчкой в резюме, но и уникальным шансом изнутри узнать принципы работы одного из крупнейших мировых предприятий. Кроме того, некоторые студенты будут получать именные стипендии от компании".
Но если для вузов подобная практика пока по преимуществу дополнительная опция, то для бизнес-школ наоборот - положение обязывает.
Выгоду от такого взаимодействия получают обе стороны.
"Для компаний это реклама: таким образом они выходят на широкую аудиторию возможных заказчиков и партнеров. Во-вторых, это консалтинг, поскольку, вынося бизнес-задачу в учебный класс, они бесплатно получают несколько вариантов ее решения. В-третьих, это бесплатное обучение, которое реализуется при обмене бизнес-практиками в формате клубных "круглых столов". В-четвертых, это инвестиции в свое развитие, поскольку здесь они на деле могут найти необходимого специалиста, который впоследствии удвоит прибыль компании", - рассуждает Анна Теркина, к.ф.н., директор центра корпоративных и инновационных программ обучения бизнес-университета "МИРБИС".
Бизнес-школы тоже не остаются внакладе, получая не только практиков (бизнесменов и управленцев) в преподаватели, но и возможность узнать потребности бизнеса из первых рук.
Конечно, далеко не каждый топ-менеджер может и хочет вести полноценный курс в рамках той или иной учебной программы, поэтому обычно преподавательская практика таких специалистов ограничивается проведением мастер-классов и гостевых лекций. Однако есть в практике российских бизнес-школ и успешные примеры полноценного сотрудничества с компаниями, включающие как разработку совместных программ, так и проведение общих исследований, научных конференций и т.д.
Бизнес за партой
Сотрудничество школ бизнеса и компаний можно разделить на две большие категории. Это может быть партнерство, при котором открываются общие кафедры, разрабатываются совместные программы и т.д., о чем говорилось выше. Но чаще бизнес-школа выступает исключительно в качестве провайдера образовательных услуг, и в этом случае отношения сторон укладываются в традиционную схему клиент-заказчик, а формат обучения может включать как 8-часовой семинар, решающий локальные задачи, так и двухлетнюю корпоративную программу MBA или учебно-деловые стажировки. При этом обе стороны подходят к выбору партнера серьезно.
По словам Юрия Тазова, проректора по развитию и работе со СМИ бизнес-университета "МИРБИС", обычно компании выбирают бизнес-школу, исходя из тщательного анализа содержания предлагаемых ею программ и профессионализма преподавателей, с учетом положительных отзывов отрасли. При этом нередко компании, единожды выбрав бизнес-школу для обучения своих менеджеров, продлевают сотрудничество надолго.
"У нас есть отличные примеры долгосрочного сотрудничества по программе MBA, - делится опытом декан Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС при Президенте РФ Сергей Календжян. - В этом случае удается обеспечить качество работ, фактически являющихся составной частью трудовой деятельности слушателей. При помощи своих научных руководителей слушатели решают возникающие у них трудности".
Со своей стороны школы бизнеса также предъявляют определенные требования к компаниям, с которыми планируют начать совместную работу.
Например, ИБДА, как и многие другие лучшие школы бизнеса, в силу ограниченности ресурсов очень избирательно относится к запросам корпоративных клиентов. Как уточняет декан факультета стратегического управления Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС при Президенте РФ (ИБДА) Александр Чеканский, "оказывая предпочтение компаниям, в которых работают выпускники ИБДА; инновационным, высокотехнологичным компаниям, играющим важную роль в модернизации российской экономики; и в последнее время, после того, как ИБДА вместе с материнским университетом - Академией народного хозяйства вошел в состав РАНХиГС при Президенте РФ, также выполняются заказы по повышению квалификации высших руководителей территориальных органов власти РФ".
Игра в кубики
В споре, должна ли компания довольствоваться уже готовыми программами бизнес-школы или все же школам бизнеса следует каждый раз модифицировать свои продукты с учетом потребностей конкретного заказчика, все чаще предпочтение отдается последнему варианту.
По мнению Сергея Календжяна, взаимодействие бизнес-школы и коммерческой структуры должно строиться на базе аутсорсинга. "Это означает, что бизнес-школы разрабатывают свои программы, учитывая потребности компании-заказчика, что впоследствии обеспечивает достижение поставленных целей и задач, - поясняет эксперт. - При этом серьезные бизнес-школы могут предложить программу, охватывающую все ключевые моменты деятельности компании. Успех зависит от руководителя проекта со стороны компании и бизнес-школы. Чем плодотворнее на предварительных этапах обсуждение главных моментов и тонкостей программы, тем успешнее программы реализуются на практике".
С ним согласен и Юрий Тазов: "МИРБИС работает с компаниями индивидуально и каждый раз изменяет программу, стремясь наиболее полно решить поставленную компанией задачу. С этой точки зрения, продукта, одинаково подходящего всем, не существует. За последний год мы провели обучение сотрудников "Ростелекома", ОАО "ТВЭЛ" "Росатома", ВСМПО-АВИСМА, Объединенной металлургической компании, Международного аэропорта Шереметьево, "Уралсиба", "Мегафона", МТС, Нижнетагильского металлургического комбината, и в каждом случае это была своя программа".
Ставшая популярной в последние годы практика собирания учебной программы из отдельных блоков в соответствии с потребностями слушателя также способствует индивидуализации корпоративного обучения.
"Технология Lego в обучении предполагает, что заказчик самостоятельно формирует свою собственную учебную программу из предложенных школой бизнеса отдельных учебных модулей, выбирая интересную ему проблематику и отбрасывая то, что он не считает достойным изучения, - поясняет Александр Чеканский. - Мы используем эту технологию и в корпоративном обучении, и в программах, набираемых с открытого рынка. Различие состоит в том, что на корпоративных программах Lego собирает руководство компании-заказчика, а на открытых программах таким заказчиком, формирующим свой собственный индивидуальный учебный план, является каждый отдельный учащийся".
По мнению Анны Теркиной, применение принципа Lego-обучения оправдывает себя при постоянном сотрудничестве компании и бизнес-школы, когда реализуется формат непрерывного обучения сотрудников компании. "Например, сначала проходят обучение топ-менеджеры, потом появляется необходимость обучить менеджеров среднего звена. К этому времени у топ-менеджеров формируется потребность в стажировке или актуализации знаний, полученных компетенций, что осуществляется в трехдневной стратегической сессии, и так далее по мере развития компании. Такая форма взаимодействия компании и бизнес-школы помогает сохранить целостность подготовки кадров, улучшить взаимодействие и понимание сотрудников внутри компании и способствует быстрому достижению компанией своих стратегических целей", - отмечает Анна Теркина.
Нередко встречается и такой вариант, когда компания время от времени направляет отдельных сотрудников на программы открытого набора для прохождения тех или иных модулей, в результате чего постепенно складывается целостная программа повышения квалификации.
При этом, как подчеркивает Анна Теркина, для успешного использования принципа Lego "важно хорошо себе представлять содержание и логическую последовательность курсов, профессиональный уровень и профиль бизнес-тренеров, иметь представление об образовательных методиках в целом".
Юрий Тазов, проректор по развитию и работе со СМИ бизнес-университета "МИРБИС":
"Существующие сейчас форматы взаимодействия компаний и бизнес-школ, как правило, ограничиваются мастер-классами, которые проводит топ-менеджер компании. При этом спикеров из компаний реального бизнеса не так много, в основном это топ-менеджеры тренинговых и консалтинговых компаний.
Более глубокий формат взаимоотношений, реализованный, в частности, МИРБИС, - это участие руководителей компаний в ведении курсов, проведение совместных исследований, организация практики в компании (Hilti), создание кейсов (Samsung), привлечение слушателей МИРБИС к решению реальных бизнес-задач (Tele2)".
Сергей Календжян, декан ВШКУ РАНХиГС при Президенте РФ:
"Образовательная программа должна вписываться в стратегию компании в аспекте развития человеческих ресурсов (все должно быть детально продумано и не являться спонтанным желанием отдельных топ-менеджеров). Необходимо постоянное взаимодействие между руководителями компании.
Выделяя этапы долгосрочного сотрудничества, промежуточные итоги можно подводить, проводя "круглый стол"; широко используется техника модерации".
Александр Чеканский, декан факультета стратегического управления ИБДА РАНХиГС при Президенте РФ:
"Если компания-заказчик присылает несколько своих сотрудников на обучение в школу бизнеса, то, естественно, они учатся по стандартной, одинаковой для всех программе. Но если компания заказывает специальную программу обучения для своих сотрудников, то эта программа всегда должна адаптироваться под специфику компании-заказчика, учитывать особенности бизнеса, характер самых актуальных для компании управленческих проблем".
Еще по теме
Банк "Уралсиб" разместил пятилетние облигации серии 05 объемом 7 млрд руб. Размещение, организатором которого выступило ООО "Уралсиб Кэпитал", проходило в котировальном списке "В", в дальнейшем планируется перевод займа в список "А1". Кредитные рейтинги эмитента: "BB-", "B1", "BB-".
Отец советской космонавтики Сергей Королев называл его своим учителем. Авиаконструкторы Олег Антонов и Александр Яковлев гордились тем, что работали вместе с ним. Его собственные конструкции самолетов всегда были настолько передовыми, что с трудом воспринимались косными и консервативными приемными комиссиями, но поражали своими техническими характеристиками.