Конечный продукт
Сегодня глава Минприроды Александр Козлов оценил запасы нефти и природного газа в России. На его взгляд, страна обеспечена нефтью почти на 60 лет, а газом — более чем на век. Похожий прогноз ранее дали в Роснедрах, однако рентабельных запасов, по словам экспертов, намного меньше. Подробнее о ситуации на нефтегазовом рынке — в материале журнала «Компания».
Свою оценку обеспеченности России природными ресурсами Козлов дал в интервью РБК. При расчетах он опирался на нынешние показатели добычи. Обеспеченность страны нефтью министр оценил в 59 лет. Что касается природного газа, то его России хватит на 103 года.
«Но мы же понимаем, что это общий баланс по больнице. Где-то есть месторождения, которые высвобождаются, а есть такие, которые еще не получили полную нагрузку», — оговорился Козлов.
Он отметил, что России стоит сконцентрироваться на развитии геологоразведки. В частности, речь идет о работах в труднодоступных местах. Козлов также призвал загружать Северный морской пути, являющийся кратчайшим маршрутом из Европейской части России на Дальний Восток. «Его основной базой станут углеводороды», — добавил министр.
Сырьевые разногласия
Мнение Козлова по этому вопросу совпадает с позицией Роснедр. В начале апреля о запасах нефти в России высказался глава ведомства Евгений Киселев. Он указал, что при нынешнем уровне развития технологий запасов нефти в стране хватит на 58 лет. Однако рентабельные из них далеко не все.
«Рентабельных из них, в соответствии с данными инвентаризации запасов, хватит на 19 лет. Но это условные, индикативные показатели. С развитием технологий этот рубеж будет постоянно отодвигаться», — успокоил Киселев. По газу он дал более размытый прогноз, нежели глава Минприроды, сказав, что при любых сценариях развития экономики страна обеспечена газом более чем на 60 лет.
Более ранние прогнозы об обеспеченности России сырьем звучат не так оптимистично. В прошлом году аудиторы Счетной палаты пришли к выводу, что запасов нефтяных месторождений в стране хватит на 35 лет. Без учета трудноизвлекаемого топлива, которое составляло 65% запасов нефти, показатель сокращается до 20 лет. Обеспеченность природным газом тогда оценили более чем в полвека.
Среди игроков рынка на этот счет высказывались в «Газпром нефти». В январе 2020-го глава департамента стратегий и инноваций компании Сергей Вакуленко заявил, что запасов нефти в стране хватит на 30 лет. «Себестоимость добычи и освоения нефти в России не очень высока, это примерно 20-25 долларов за баррель у новых месторождений. И лет на 30 такой нефти совершенно точно хватит», — уверял Вакуленко.
Запасы фактические и гипотетические
Столь существенная разница в прогнозах объясняется методикой подсчета, объяснил «Компании» партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин*. По его словам, прогнозы по нефти на 58-59 лет исходят из наличия недоказанных запасов. «Еще не известно, есть эти запасы или нет. И когда их включили, вместе с доказанными запасами получилась красивая цифра», — заявил эксперт.
Если гипотетические запасы нефти не учитывать, цифра сокращается более чем втрое. В таком случае она опускается до 18 лет. «Это нормальная цифра, о ней уже говорили в правительстве два года назад. Тогда был прогноз, что к 2035-2040 году Россия потеряет 40% добычи из-за того, что у нее ухудшается качество запасов, становится больше трудноизвлекаемых запасов, а значит нерентабельных. При ценах на нефть ниже 80 долларов за баррель их никто не будет добывать, это себе дороже», — сказал Крутихин.
Запасов нефти в России будет больше, чем говорят в Минприроды, поспорил основатель бренда безоператорных мини АЗС и топливораздаточных колонок Benza Михаил Колесников. Он напомнил, что подобные расчеты часто не учитывают новых технологий, возможностей и месторождений, а сроки, в рамках которых будут исчерпаны запасы, отодвигаются с каждым десятилетием.
«В семидесятых бытовало мнение, что нефть закончится в 2020 году, однако в действительности этого не произошло. Тогда еще не было сланцевой добычи, она сильно изменила картину. Сейчас точно также появляются новые методы, некоторые из которых могут получить неожиданное развитие. На мой взгляд, показатели исчерпания запасов нефти недооценены вдвое», — отметил Колесников.
Газовая перспектива
В вопросах газа у России более интересные перспективы, считает глава Института современного развития по направлению «Финансы и экономика» Никита Масленников. Прежде всего, это связано с формированием рынка сжиженного природного газа (СПГ).
«В газе есть возможность для интенсивного развития за счет того, что мы сейчас практически едем в вагоне поезда под названием “формирование нового глобального рынка”). У нас есть неплохие перспективы оказаться одним лидеров этого направления. Пока мы отстаем, но лет через пять-десять уже можем быть одним из мировых грандов», — считает эксперт.
Прогнозы Минприроды Масленников не оценил, однако сказал, что большую роль в формировании запасов играет налоговое регулирование. Как отметил Крутихин, правила для нефтяных компаний меняются каждый год. Это не дает им возможности просчитать налоговую нагрузку, цены на топливо и спрос на него. Из-за этого компании не идут на разведку новых запасов.
Налоговое регулирование в нефтяной сфере напоминает «разноцветное лоскутное одеяло из музея крестьянского быта XIX века», говорит Масленников. Виной тому — разнообразные налоговые льготы, под которыми находится больше половины добычи. В сфере газа таких проблем меньше, однако здесь стоит вопрос монополизма.
«Прежде всего, это “Газпром”, его монополизм и неповоротливость во многих вопросах. Хорошую конкуренцию ему составляет “Новатэк”, хорошо начинает конкурировать с ним “Роснефть”, но на подходе должны быть другие. Решение этих конкурентных отношений — тоже существенный исторический вызов, потому что рано или поздно “Газпром” придется реструктурировать. Вопрос, когда это наступит и не будет ли это поздно, когда тележка уедет далеко и надолго», — заключил эксперт.
* признан в России иноагентом.