Top.Mail.Ru
архив

Конец банановой империи

В ноябре американская корпорация Chiquita Brands обратилась в суд с просьбой о защите от преследования в случае банкротства. Возможно, банкротство станет последней точкой в 131-летней истории компании, которая некогда считалась одной из самых могущественных в американском бизнесе. Производимые ею бананы, украшенные синей наклейкой, известны во всем мире. Глядя на этот безобидный плод, никогда не подумаешь, что вокруг него могут кипеть такие страсти. А ведь кипели: и революции устраивались, и правительства свергались. И поскользнулась компания тоже на банановой кожуре – когда вздумала воевать с Евросоюзом. Именно Европу она и по сей день считает главной виновницей своих бед.

 

… Ямайка, 1870 год. Капитан Лоренцо Доу Бейкер, прибывший в Порт-Антонио на собственной шхуне, прогуливаясь по местному рынку, обнаружил на прилавках незнакомый плод – ярко-желтый, продолговатой формы, приятный на вкус и очень питательный. Отведав бананов (а это были именно они), капитан немедленно приобрел 160 кистей, погрузил их на свой корабль и отправился на родину – в США. Спустя 11 дней он высадился в Нью-Джерси и отдал бананы на дегустацию торговцам фруктами. Те тоже по достоинству оценили новинку и скупили всю партию по $2 за кисть, так что капитан Бейкер положил в карман приличную сумму. Неожиданный успех навел Бейкера на мысль поставить ввоз бананов в США на регулярную основу. Вначале Бейкер занимался этим в одиночку, а в 1885 году вместе с группой инвесторов основал компанию Boston Fruit.

Но это лишь предыстория. Настоящая история компании началась в 1899 году, когда Boston Fruit слилась с несколькими конкурентами и была преобразована в United Fruit Co. Завоевание лидирующих позиций на банановом рынке далось ей легко. Уже на втором году существования компания продавала 75% всех бананов в США и Европе.

Более того, United Fruit стала силой, которая долгие годы оказывала серьезное влияние на экономику и политический режим многих стран Южной Америки. И хотя диктаторы и коррупция существовали там с незапамятных времен, в ХХ веке они расцвели пышным цветом во многом благодаря усилиям «садовников» из United Fruit.

Отношения с местными властями обычно складывались просто и незатейливо. Лояльные правительства получали взятки. А те, кто сотрудничать не хотел, попадали в жернова государственных переворотов, организованных при непосредственном участии United Fruit.

О степени влияния United Fruit в Латинской Америке можно судить по термину «банановая республика», родившемуся в начале ХХ века. Так называли отсталую в экономическом плане страну, благосостояние которой зависело исключительно от урожая фруктов. А саму компанию недоброжелатели окрестили el pulpo, что в переводе с испанского означает «спрут».

 

Творец революций

В декабре 1929 года, всего месяц спустя после биржевого краха и начала Великой депрессии, United Fruit объявила о том, что покупает своего главного конкурента – компанию Cuyamel Fruit Co. В результате сделки United Fruit превратилась в крупнейшего работодателя Латинской Америки, а ее 95 морских судов составили одну из крупнейших в мире частных флотилий. Лидерство новой компании на рынке было безоговорочным. Из 87,8 млн кистей бананов, экспортированных из Латинской Америки в 1932 году, 51,5 млн (более 58%) приходилось на долю United Fruit.

Начало второй мировой войны ввергло United Fruit, как и всю банановую индустрию, в кризис. Флотилия, которой компания так гордилась, была реквизирована правительством США для военных нужд. Зато по окончании войны, когда экономика начала восстанавливаться, спрос на бананы вырос, что позволило United Fruit вернуть себе позиции мирового лидера. Тогда же на свет появился брэнд Chiquita, который стал одним из самых раскрученных в истории американского бизнеса. В 1949 году прибыль компании превысила $54 млн, а общее количество сотрудников достигло 83 тыс. человек.

В 50-е годы компания добилась еще большего процветания. Но только с точки зрения прибыли. На плантациях дела обстояли не так гладко. В странах Латинской Америки набирали силу профсоюзы, и в результате там участились забастовки. А кое-где правительства стали подумывать и о национализации принадлежащих United Fruit земель.

В 1953 году это намерение воплотилось в жизнь в Гватемале. Президент Хакобо Арбенс Гусман начал земельную реформу, в ходе которой было решено забрать у United Fruit 387 тыс. акров земли в обмен на компенсацию в $1,1 млн. United Fruit подчинилась, однако сразу же начала лоббистскую кампанию в конгрессе и администрации президента Эйзенхауэра. Представители компании утверждали, что президент Арбенс пользуется поддержкой коммунистической партии США, да и сам является коммунистом, а потому его режим должен быть свергнут.

В июне 1954-го 450 вооруженных гватемальских эмигрантов, прошедших подготовку в ЦРУ, были доставлены на кораблях United Fruit в Гватемалу. При поддержке американских ВВС они всего за месяц сумели установить полный контроль над страной. Возглавлявший переворот полковник Карлос Кастильо Армас отменил земельную реформу и вернул United Fruit все конфискованные земли.

В 1961-м ЦРУ и United Fruit вновь объединили усилия – на сей раз для осуществления государственного переворота на Кубе. Так компания пыталась отвоевать свои владения, реквизированные во время революции 1959 года. Самое смешное, что во главе ее стояли сыновья бывшего служащего United Fruit Анхело Кастро. Управляющие компании еще долго не могли понять, что заставило сбиться с пути истинного двух таких вежливых и спокойных юношей, как Фидель и Рауль Кастро. Видимо, чтобы заставить их одуматься, United Fruit с готовностью предоставила свой флот боевикам, направленным на Кубу для свержения нового режима. Однако повторить гватемальский успех не удалось. Акция United Fruit вызвала огромное неудовольствие у президента Кеннеди, что привело к отставке главного союзника United Fruit в правительстве – директора ЦРУ Аллена Даллеса.

 

Смутное время

В официальной истории компании 1970 – 1990 годам отведено всего два предложения: «В 1970 году Эли Блэк купил United Fruit Co. и поменял ее название на United Brands. Затем в 1980 году Карл Линднер приобрел компанию и в 1990 году изменил ее название на Chiquita Brands International».

В реальности все было куда сложнее. В 1969 году AMK Corp., возглавляемая Эли Блэком, стала крупнейшим акционером United Fruit. AMK долгие годы специализировалась на производстве крышек для молочных бутылок, но в 1966 году приобрела концерн John Morrell, выпускавший различные мясные продукты, благодаря чему сразу стала ведущей компанией в американской пищевой промышленности.

В июне 1970-го AMK и United Fruit объединились в компанию под названием United Brands. Новая компания распродала большинство дочерних предприятий, приобретенных в 60-х годах, что конечно же не способствовало увеличению доходов, но зато на время успокоило федеральную торговую комиссию, которая подняла вопрос о нарушениях антитрестовского законодательства.

В 1974-м экономические проблемы United Brands усугубились. Череда ураганов, обрушившихся на Латинскую Америку, уничтожила значительную часть урожая бананов. Компания Jonh Morrell тоже теряла деньги из-за повысившихся цен на корм для крупного рогатого скота.

Серьезную проблему представлял для United Brands и картель, созданный правительствами некоторых стран Центральной Америки, которые намеревались увеличить налог на экспорт бананов. United Brands попыталась решить дело обычным способом – с помощью подкупа высокопоставленных чиновников этих стран. Однако фокус не прошел. Слухи о взятках просочились в прессу, после чего разразился скандал, который журналисты обозвали «банангейтом». Комиссия по биржам и ценным бумагам (SEC) начала расследование.

3 февраля 1975 года Эли Блэк выбросился из окна офиса компании в Нью-Йорке. В апреле того же года SEC обвинила United Brands в том, что она заплатила $1,25 млн министру экономики Гондураса и обещала дать еще больше, если гондурасское правительство снизит налог на экспорт бананов.

Неприятности на этом не закончились. В том же году увидела свет книга бывшего директора компании по связям с общественностью Томаса Маккэнна под названием «Американская компания: трагедия United Fruit». В ней Маккэнн назвал вещи своими именами: «United Fruit покупала защиту, помыкала правительствами, плевала на конкуренцию и душила профсоюзы…»

Пришествие Линднера

После самоубийства Блэка главным акционером United Brands стала American Financial Corp., и ее основатель Карл Линднер стал постепенно прибирать к рукам всю власть. В 1984 году он получил полный контроль над United Brands и стал председателем правления, а два его сына – Кейт и Крейг заняли кресла в совете директоров.

Фигура Линднера заслуживает особого упоминания. Он родился в Дейтоне, штат Огайо, в 1919 году. Когда заболел отец, Карл бросил школу, чтобы помогать управлять семейным бизнесом. Изначально весь бизнес представлял собой небольшую лавчонку, торговавшую мороженым, но благодаря деловой хватке Линднера он вырос в большую торговую сеть, которая сейчас объединяет более 200 магазинов. Она известна под названием United Dairy Farmers.

Поднакопив деньжат, Линднер переключился на финансовую сферу: поначалу приобрел несколько сберегательных касс, а затем стал вкладывать средства в страховой бизнес. Чуть позже была создана American Financial Group, благодаря которой Линднер и по сей день контролирует несколько крупных компаний. Как-то он подсчитал, что общая стоимость их активов составляет около $14 млрд. Сейчас эта цифра, скорее всего, уменьшилась, но тем не менее 82-летний Линднер, владеющий состоянием в $650 млн, остается влиятельным человеком в деловом мире.

Чтобы охарактеризовать бизнес-стиль Линднера, достаточно сказать, что он был близко знаком со скандально известным финансистом Майклом Милкеном. Причем в отличие от небезызвестных «райдеров» Карла Айкена или Рональда Перельмана Линднера называют не учеником Милкена, а, напротив, его учителем и советчиком.

Линднер нередко приобретал по сниженной стоимости компании, которые испытывали финансовые трудности, ставил их на ноги, а затем либо продавал, либо оставлял в своей «коллекции». Возможно, и United Brands он выбрал по той же причине. И на протяжении первых восьми лет его правления казалось, что излюбленная схема Линднера вновь окажется эффективной. Линднер перевел штаб-квартиру United Brands из Нью-Йорка в Цинциннати, где базировалась American Financial Group, поменял имя компании на Chiquita Brands, а на ключевые посты назначил молодых топ-менеджеров, включая собственного сына Кейта, который в 1989 году стал президентом компании, будучи 29 лет от роду.

 

Банановая война

Особые надежды Линднер возлагал на европейский рынок, поэтому начал перестраивать под него весь производственный цикл. За период с 1989 по 1993 год Chiquita увеличила площадь банановых плантаций в Латинской Америке на 32 тыс. акров. Для транспортировки урожая было заказано 14 новых морских судов – самых крупных в своем классе.

Затраты на перестройку составили более $1 млрд. Сначала они себя оправдывали: в 1987 – 1991 годах европейские продажи Chiquita Brands росли в среднем на 8% в год. В итоге более половины всех бананов, производимых компанией, стали продаваться в Европе.

Линднер рисковал по крупному. Ставка на Европу была сделана им в расчете на то, что недавно созданный Евросоюз снимет или хотя бы смягчит ограничения на импорт бананов из стран, не являющихся бывшими европейскими колониями. Однако события развивались по иному сценарию. В 1993 году были введены жесткие квоты на поставку бананов, в результате чего доля Chiquita Brands на европейском рынке сократилась вдвое.

Линднер понял, что его обокрали: сначала вселили надежду, а потом спустили с небес на землю. И если другие банановые компании попытались как-то приспособиться к новым квотам, то Chiquita Brands начала борьбу с Евросоюзом. За помощью она обратилась к своему давнему союзнику – правительству США. Но времена, когда ЦРУ и компания-«спрут» вместе вершили судьбы целых государств, прошли. Американские власти попытались воздействовать на Европу через Всемирную торговую организацию, однако Евросоюз отказался менять систему квот даже после того, как ВТО дважды признала ее незаконной. Тогда торговый представитель США пошел еще дальше: наложил санкции на импорт в Штаты некоторых товаров, производимых в Евросоюзе.

Поговаривают, что участие правительства США в решении проблем Chiquita Brands объяснялось огромными пожертвованиями, которые Карл Линднер регулярно делал в фонды как республиканцев, так и демократов – 1998 году, в самый разгар «банановой войны», они составили порядка $1,4 млн.

Вмешательство американского правительства принесло свои плоды: летом этого года Евросоюз наконец пошел на либерализацию импорта бананов. Однако, хотя новая система теоретически позволяет Chiquita продавать больше своей продукции в Европе, вряд ли это поможет компании вернуть утраченную за последние годы долю на рынке.

Сейчас Chiquita Brands вынуждена бороться за свое существование. За последние 10 лет компания потеряла более $700 млн, а ее акции, цена которых в 1991 году доходила до $50 за штуку, подешевели до жалких 48 центов. Особенно неудачно сложился для Chiquita прошлый год: при объеме продаж в $2,3 млрд Chiquita понесла $112 млн убытков. В январе 2001-го было объявлено, что компания больше не в состоянии выплачивать проценты по своим долгам, коих накопилось более $862 млн.

А в ноябре Chiquta Brands заполнила печально знаменитую Chapter 11 – федеральную декларацию о защите от преследования в случае банкротства. Сейчас компания, по сути дела, принадлежит кредиторам, которые согласились на то, чтобы их долги были конвертированы в акции. Шанс выжить у Chiquita Brands остается, однако вернуть былое могущество и блеск ей вряд ли удастся.

Еще по теме