Конкурент Цукерберга покоряет Россию
В 23 года Марк Цукерберг стал самым молодым миллиардером планеты, потому что в 20 лет основал социальную сеть Facebook. Но кажется, у всемирно известного компьютерного гения растет серьезный конкурент, выходец с Украины.
Валерию Зинченко сейчас всего 18 лет, и он является совладельцем российской компании Creators и CEO MyApps, созданных еще одним молодым, но уже известным бизнесменом – стартап-хирургом Вячеславом Семенчуком.
Несмотря на богатый опыт, Валерий до сих пор старается вести все дела удаленно: клиентов сильно смущает очевидная молодость специалиста. Оставаясь в тени, Зинченко уже успел поработать на такие компании, как McDonald’s, Samsung и других «монстров» мирового бизнеса. Но все это было на Украине. Россию еще предстоит покорить.
Детство. Отрочество. Юность
Валерий Зинченко родился в Харькове. В два года родители подарили ему первый компьютер, с компьютерных игр и началась стремительная карьера вундеркинда. Правда, в детстве Валерий хотел быть, как папа, который трудился коммерческим директором (и до сих пор владеет небольшой долей) украинского завода «Оргтехника». Предприятие было создано еще во времена Советского Союза, и долгое время исправно обеспечивало Украину письменными принадлежностями. В 1990-е на рынке появились дешевые китайские товары, а харьковский завод стал работать по привычному для многих подобных предприятий сценарию – сдавал площади в аренду. Не по годам умного ребенка не привлекала карьера промышленного рантье, может быть, детям просто свойственно больше интересоваться играми, чем бизнесом, но в итоге Валерий увлекся программированием.
В 10 лет Валерий Зинченко уже занимался С++ разработками. В 12 лет молодой человек принял решение заканчивать школу экстерном и пошел на работу. «Было достаточно тяжело устроиться, – жалуется Валерий Зинченко. – В DataArt/NIX Solutions и других крупных компаниях отказывали, несмотря на успешное прохождение всех технических тестов – потенциальных работодателей смущал возраст. Удалось устроиться только в небольшое представительство канадской компании, это была случайность – в компании работала жена моего преподавателя по английскому, она меня и порекомендовала, под свою ответственность. Нужно было писать автотесты приложений на JavaScript, учить его мне пришлось прямо в процессе работы».
На канадскую компанию Валерий поработал недолго. Параллельно с основной работой энергичный школьник активно фрилансил. А через несколько месяцев организовал собственную компанию Vexadev. В 14 лет Валерий Зинченко экстерном окончил школу. Он поступил на механико-математический факультет Харьковского национального университета имени В.Н. Каразина, но через две недели забрал документы – стало скучно. «Декан предложил зарплату – $300 и вакансию разработчика в дружественной компании, но меня его предложение не вдохновило», – рассказывает Валерий. К этому моменту доход несостоявшегося студента от собственной компании составлял примерно $3000–5000 в месяц.
За следующие четыре года Валерий успел поработать в Киеве iOS-разработчиком в достаточно успешной mobile-студии, работающей на рынок США, затем в Харькове в студии по разработке игр. «На одной конференции в Белгороде (куда ездил очень часто), я познакомился с парнем, который предложил мне работать в крупной компании PSD2HTML, и параллельно мы обсудили с ним вопрос инвестирования в Vexadev, – вспоминает Валерий. – И уже спустя несколько месяцев он инвестировал $300 000 в создание производства в Белгороде и офиса продаж в Москве, а я в свою очередь устроился в PSD2HTML. Примерно через год я ушел из PSD2HTML и стал заниматься исключительно развитием Vexadev. Еще через год, по исполнении 18 лет, я решил отсоединиться от инвестора и самостоятельно развивать производство, чем успешно занимаюсь и сейчас. В Москву перебрался два года назад, еще работая в PSD2HTML».
Ставка на Россию
По признанию Валерия Зинченко, «в Украине работа разработчика стоит дороже, но рынок меньше и гораздо более однообразный и вялый, чем в России. Здесь больше возможностей не только для зарабатывания денег, но и для самореализации. В том числе и в бизнесе».
Аналитики обещают рынку мобильных приложений значительный рост. «Мы провели анализ и выяснили, что в 2009 г. оборот рынка составлял $3 млн, а на конец 2012 г. – $137,3 млн, – комментирует научный руководитель НП «Ресурсный центр развития бизнеса» Владимир Турман. – Россия прогрессирует в современных технологиях. По нашим прогнозам, темпы роста рынка мобильных приложений будут составлять на конец 2016 г. $1,3 млрд, что в 8 раз больше, чем показатели 2012 г.». По оценке Вячеслава Семенчука, объем рынка мобильных игр и приложений в России сейчас около $2 млрд, что примерно раз в сто меньше, чем в США.
Надо отметить, что Москва приняла Валерия Зинченко достаточно дружелюбно, сразу подарив ему шанс. Стартап-хирург Вячеслав Семенчук искал для своего проекта Barter.ru (разумеется, по бартеру) разработчика для решения некоторых технических задач. В обмен предлагал свои консультации. На все про все хватило суток: Валерий увидел пост в социальной сети, написал в личку, и на следующий день они уже обсуждали совместные планы на будущее.
«В Валерии я увидел свои представления о бизнесе, но он к ним пришел значительно раньше, – рассказывает Вячеслав Семенчук. – Я тоже рано занялся бизнесом и помню, как на визитках специально писал «менеджер» вместо своей реальной должности, потому что, когда ты слишком молод, заказчики не воспринимают тебя всерьез. Решение о слиянии наших компаний созрело очень быстро. В бизнесе очень важна скорость принятия решений».
1 сентября этого года официально была зарегистрирована компания Creators, в которую вошли активы Vexadev Валерия Зинченко и Creators Вячеслава Семенчука. На момент сделки месячный оборот Vexadev составлял около 1,5 млн руб., а Creators – 2 млн руб. Здесь нужно добавить, что до того, как Вячеслав Семенчук отошел от оперативного управления компанией, годовой оборот Creators равнялся примерно $2 млн. Стартап-хирургу нужен был человек, способный поднять компанию на прежний уровень и выше.
«По неведомой причине огромное число компаний, называющих себя современными и прогрессивными, по-прежнему проявляют жуткий анахронизм в вопросах найма персонала, – говорит о работе с вундеркиндами генеральный директор компании Cognitive Technologies Андрей Черногоров. – Одно из его проявлений – стойкое и никак при этом не мотивированное убеждение, что молодые сотрудники без законченного высшего или среднего образования не готовы работать в большом коллективе и вообще не представляют никакого интереса, даже если результаты их работы говорят об обратном. На мой взгляд, подобная узость взглядов свидетельствует о проблемах в бизнесе. Не нужно бояться экспериментировать с самыми молодыми сотрудниками. Порой ставка на юный, еще никем не оцененный талант может не просто окупиться, но и привести к прорывным результатам».
Захватить рынок
Впрочем, трусостью Creators точно не грешит. Цель новой, объединенной компании Creators – за год стать студией номер один по мобильной разработке в России. К концу следующего лета Вячеслав и Валерий хотят иметь ежемесячный оборот на уровне 10 млн руб.
По мнению директора по развитию мобильных продуктов Rambler&Co Сергея Подшивалина, в ближайшее время будут по-прежнему актуальны мессенджеры, приложения-дэйтинги, спорт и игры. В интервью «Ко» Валерий Зинченко предположил, что развиваться будут и узконаправленные социальные сети, такие как Face Up. Сеть создана по запросу производителя косметики и предлагает пользователям выкладывать свои селфи с различным макияжем.
«Мобильный рынок по-прежнему самый конкурентный, и каждый год ситуация только ухудшается, – предупреждает директор по развитию бизнеса игровой компании Nekki Сергей Бабаев. – За топовые места бьются титаны с бюджетами на маркетинг, исчисляемыми сотнями миллионов. Даже и без того очень зажиточные компании привлекают инвестиции, чтобы «скупать трафик» еще активнее. Средним компаниям, привязанным к маркетингу, сейчас очень сложно и будет только сложнее».
Для достижения цели у партнеров есть ресурс MyApps, который, по мнению Вячеслава Семенчука, может быть отличной площадкой для генерации спроса. MyApps – это сервис, предлагающий всем желающим писать свои собственные приложения для iOS и Android. Кто-то действительно создает приложения самостоятельно, а кто-то обращается в компанию за доработкой своей идеи. Но партнеры сделали ставку на собственные разработки.
Вторая сфера деятельности компании – это разработка мобильных игр. За первый месяц деятельности отдела продаж они заработали на пяти играх более 5 млн руб. «Пока соотношение прибыли по разработке мобильных приложений и мобильных игр примерно 80% на 20%, – говорит Валерий Зинченко. – Но я уверен, что рынок мобильных игр будет расти. Кроме того, это тот рынок, который дает шанс каждой компании. Любой может придумать классную игрушку, которая сделает его миллионером. Главное, правильно расставить приоритеты и не повторить ошибок той же Rovio, которые слишком увлеклись офлайном и в результате сейчас сокращают 70% сотрудников».
Creators готовятся к релизу через несколько месяцев новой мобильной игры. Подробностями пока делятся весьма скупо: это будет логическая игра для аудитории 18–35 лет. В отличие от многочисленных стратегий, успех в игре будет зависеть не от накопления ресурсов, а от выполнения логических задач. Общение пользователей внутри игры предполагается очень ограниченное – только в рамках выполнения некоторых совместных действий. «За годы работы у нас накопилось более тридцати реально работающих схем монетизации мобильных игр, – говорят совладельцы Creators. – В будущем соотношение дохода от создания игр и написания мобильных приложений должно быть 90% к 10%».
Но интересная разработка – только одна составляющая успеха на рынке. «Сейчас важно не только создать достойную игру, но и обеспечить ей хорошую рекламную поддержку, и все это – на фоне растущей стоимости привлечения игрока, – констатирует генеральный директор Gaijin Entertainment Антон Юдинцев. – Поэтому попасть в рейтинги с каждым годом будет все сложнее. Из операционных систем Android давно занимает в России первое место, обгоняя своего главного конкурента – iOS. Мы думаем, что данная тенденция сохранится, и, возможно, разрыв между Android и iOS увеличится».
«Планка качества в текущей высококонкурентной среде невероятно высока, – добавляет сооснователь и исполнительный директор компании Nevosoft Павел Ряйкконен. – Будет продолжаться развитие в сторону сервисной модели, причем это касается как приложений, так и «железа». Смысл сервисной модели заключается в том, что потребителям предлагается не конечный «коробочный» продукт, а сервис, который поддерживается и развивается на протяжении долгого времени. Не исключаю, что в будущем и сами устройства станут предлагаться на сервисной основе: вместо того, чтобы оплачивать стоимость продукта целиком, пользователь сможет, допустим, вносить ежемесячную плату, а поставщик при этом будет регулярно раз в пару лет обновлять ему устройство».
Игроки рынка мобильных игр в России отмечают, что в целом у нас нет какой-то особенной специфики. В России популярны те же игры и приложения, что и на Западе. Возможно, у наших пользователей чуть более высокие требования к локализации контента, ну и объем рынка пока еще сильно меньше, чем, к примеру, в США. Зато темпы роста очень внушительные, и на российском рынке уже можно иметь вполне приличный доход.