Top.Mail.Ru
архив

Контрабанда голоса

В России – бум IP-телефонии. После легализации IP-технологий в 1999 году сектор развивается невиданными темпами. IP-телефонисты уже начинают составлять серьезную конкуренцию традиционным операторам дальней связи. Пока российский рынок IP-телефонии слаб и раздроблен, но ситуацию может изменить приход крупного инвестора, который бы скупил мелких операторов и консолидировал отрасль. Западные компании претендовать на роль объединителей отрасли не спешат. Тем временем IP-телефонией заинтересовался «Ростелеком».

IP-телефония ворвалась в мир почти пять лет назад и с тех пор доставила много беспокойства «традиционным» связистам. Датой рождения IP-телефонии считается август 1996 года, когда израильская компания VocalTec завершила тестирование шлюза, позволяющего соединить сеть традиционной телефонии с системой передачи данных в Интернете (см. справку). В Россию первый такой шлюз был продан в октябре того же 1996 года. С этого момента в России один за другим стали появляться операторы связи, использующие технологию IP-телефонии. Однако официальной датой рождения российской IP-телефонии считается 1999 год, когда Министерство связи приступило к выдаче лицензий на оказание услуг голосовой связи посредством протокола VoIP.

Лицензионная сотня

С 1999 года рынок IP начал расти стремительными темпами. Сегодня, по данным аналитической компании J'son & Partners, выдано уже около 100 лицензий на предоставление услуг в области IP-телефонии, и в различных регионах насчитывается более 40 действующих операторов. Только в Москве работают несколько десятков операторов IP-телефонии, среди которых наиболее известные «Тарио Трейдинг», RGC, «МТУ-Информ» и «Корпорация ОСС». Многие коммерческие операторы наложенных сетей также планируют свой выход на этот рынок. В частности, по словам заместителя директора «Комстар» по маркетингу Татьяны Костровой, компания намерена объявить о начале предоставления услуг IP-телефонии на майской выставке «Связь-Экспокомм-2001». Однако бурно растущий российский сектор IP-телефонии пока раздроблен и слаб. Сотня выданных лицензий – это еще не рынок. Зона действия лицензий большинства компаний ограничена небольшим регионом. IP-телефонисты хоть и активны, но мелки, не научились взаимодействовать друг с другом и работают каждый сам по себе. Это ослабляет позиции IP-телефонии на рынке услуг связи. В результате, несмотря на низкие цены, абонентская база IP-телефонистов не столь велика, как того можно было бы ожидать. Говорит Джейсон Фогарос – консультант J'son & Partners: «Мы готовили обзор рынка IP-телефонии, в ходе которого опросили представителей 280 российских компаний. В результате выяснилось, что услугами IP-телефонии пользуются не более 10% всех опрошенных компаний. Я думаю, что в ближайшие два-три года этот показатель не превысит 20% от всего трафика дальней связи». Тем не менее в J'son& Partners признают, что в ходе своих исследований они рассматривали наиболее консервативный сценарий. Согласно этому сценарию через два-три года на московском рынке IP-телефонии наступит насыщение. «Рынок в Москве уже поделили между собой крупные операторы уровня «Комбеллги», – считает Фогарос. – Но в регионах эта борьба еще только предстоит. Мы ожидаем, что уже в 2002 году появится множество региональных операторов Интернет-телефонии».

Декабристы разбудили Герцена

 Активно действующие операторы IP-телефонии уже начали серьезно раздражать главного российского оператора дальней связи – «Ростелеком». Главный козырь IP-телефонистов – более низкие по сравнению с традиционными операторами тарифы. Минута разговора днем при звонке из Москвы в Санкт-Петербург через сеть опратора «Тарио Трейдинг» обходится абоненту в 2,4 руб., тогда как звонок через сети «Ростелекома» будет стоить 5,68 руб. Минута разговора между Москвой и Парижем в дневное время у «Тарио» стоит 14,6 руб., а через сеть традиционного оператора – 19,5 руб. К тарифной политике IP-операторы подходят весьма гибко. По словам Серегея Кравцова, руководителя отдела маркетинга «Тарио Трейдинг», его компания предлагает набор тарифных планов, каждый их которых разработан под определенную категорию абонентов. Пикантность ситуации заключается еще и в том, что для передачи голосовых пакетов операторы Интернет-телефонии используют физические мощности того же «Ростелекома». Иной возможности у IT-телефонистов нет: 85% всей инфраструктуры электросвязи находится в собственности государственных операторов, входящих в холдинг «Связьинвест». А собственные кабели, идущие за границу, имеют только два оператора – «Ростелеком» и финская Sonera. И хотя по кабелю фактически передается голос, операторы IP-телефонии оплачивают услуги «Ростелекома» как Интернет-трафик, который значительно дешевле. Все это заставило национального оператора обратить наконец внимание на новый сектор. IP-телефонисты разбудили государственного монстра. Противодействия мелким операторам «Ростелеком» не оказывает. Компания решила действовать иначе: она сама собирается предоставлять услуги IP-телефонии. К счастью для «мелочи», «Ростелеком» идет в IP-сектор весьма неспешно. Говорит начальник отдела Интернета «Ростелекома» Дмитрий Бурков: «Решение о начале бизнеса в этом секторе должен принять совет директоров «Ростелекома». Пока такого решения нет. Но рано или поздно мы войдем в IP-сектор. Тем более что лицензия на услуги IP-телефонии у нас есть». Дмитрий Бурков не исключает, что первая сеть IP-телефонии у «Ростелекома» заработает уже в конце этого года.

В ожидании Старшего брата

Нельзя сказать, что IP-телефония проста и удобна для населения. Чтобы сделать международный или междугородный звонок, вначале необходимо приобрести карту предоплаты, затем позвонить на номер оператора IP-телефонии, потом в тоновом режиме набрать номер карточки предоплаты, а лишь после этого – номер абонента, которому вы собираетесь звонить. Неудобство заключается в том, что для этого необходим телефон с тоновым набором: привычные дисковые аппараты, которых у населения еще очень много, для IP-телефонии не подходят. Правда, Сергей Кравцов считает, что старые аппараты не слишком серьезное препятствие для развития IP-бизнеса. Во всяком случае, проблема решается легко. «Сегодня хороший телефон с функцией тонового набора стоит не дороже $25. Обычно мы рекомендуем клиентам поменять аппарат, это самый оптимальный выход из ситуации», – говорит Кравцов. Наибольший интерес услуги Интернет-телефонии представляют для корпоративного сектора. Крупные и мелкие компании получают возможность серьезно экономить на связи. Здесь в борьбе за потребителя выиграет тот, кто сможет предложить клиентам целый пакет услуг: доступ в Интернет, собственно IP-телефонию, а также различные интегрированные услуги – например, перевод денежных средств. Такое решение было бы идеальным для малого бизнеса. Но для того чтобы предложить one-stop-shopping, оператор должен обладать собственной развитой инфраструктурой и, следовательно, сделать серьезные вложения в Сети. Это по плечу только крупным инвесторам. «Приход в Россию серьезного западного оператора, который займется скупкой мелких операторов и держателей лицензий IP-телефонии, теоретически вполне вероятен, – говорит Джейсон Фогарос. – Однако на практике приход западного оператора сдерживается спецификой российского рынка. У зарубежных компаний есть серьезные финансовые ресурсы, но они не владеют в России практически никакой инфраструктурой. Оборудование и каналы связи почти полностью находятся в руках «Связьинвеста». Захотят ли западные операторы вкладываться в IP-телефонию, то есть в инфраструктуру, которая не будет им принадлежать, – неизвестно». Различные источники в числе потенциальных инвесторов называют компании Global One и Сable & Wireless. Но западные операторы пока выжидают. Названные – тоже. ПЗ Сирия добра не дает Есть еще один неразрешенный вопрос – как регулировать новую технологию. У российских законодателей до Интернет-телефонии просто не доходят руки. До сих пор нет полноценных нормативных актов, регулирующих коммерческую деятельность в Интернете в целом. Например, закон об электронно-цифровой подписи дождется своей участи в Государственной Думе не ранее конца 2001 года. По мнению аналитиков, в ближайшие год-два появления нормативных актов, регулирующих деятельность IP-телефонии, ожидать не приходится. Впрочем, и за рубежом законодательство в области Интернет-телефонии еще только формируется. На форуме Международного союза электросвязи (МСЭ), который проходил в марте 2001 года в Женеве, тема IP-телефонии находилась в числе основных вопросов. По словам директора по развитию бизнеса компании CompTek International Игоря Масленникова, МСЭ принял следующий меморандум: «IP-телефонию ни в коем случае нельзя противопоставлять традиционной телефонии. Традиционной телефонии не стоит видеть в IP-телефонии конкурента. Все законодательные акты, регулирующие деятельность IP-телефонии, должны трактовать ее как передачу данных, а не как традиционную телефонию». Несколько развивающихся стран (на форуме от их лица выступали представители Сирии, Саудовской Аравии и Ирана) запретили или серьезно ограничили у себя IP-телефонию. Главный аргумент развивающихся стран таков: если дать Интернет-телефонии свободно развиваться, то крупные западные операторы со своими деньгами быстро подомнут национальных операторов традиционной связи. Впрочем, и в развитых странах успехи Интернет-телефонии оцениваются как скромные. Даже в США с их сверхразвитой телекоммуникационной инфраструктурой доля IP-телефонии не превышает 20% от общего объема услуг телефонной связи. А ведь согласно прогнозам, сделанным в 1998 году агентством Reuters, уже к 2002 году Интернет-телефония должна сильно потеснить телефонию традиционную, оставив той жалкие 20%. Но этого пока не происходит. Главной причиной, сдерживающей рост Интернет-телефонии, аналитики считают банальный консерватизм населения.

СПРАВКА

Телефон поверх компьютера

IP-телефония – это технология, позволяющая передавать голос и вести телефонный диалог через сети передачи данных при помощи протокола VoIP (Voice over IP). Абонент может разговаривать как с помощью компьютера, подключенного к Интернету, так и по обычному телефону. Первый вариант пока остается экзотикой: мощность современных ПК позволяет быстро декодировать голос, но при передаче данных все же возникает затор, поскольку хороший канал связи с Интернетом есть далеко не у каждого. Коммерческий интерес представляет второй вариант, позволяющий при незначительных затратах привлечь большое число клиентов. При этом варианте сигнал с местной телефонной сети передается на шлюз провайдера Интернет-услуг, где оцифровывается, разбивается на пакеты и пересылается на шлюз ближайшего к другому абоненту Интернет-провайдера. Там цифровые пакеты собираются воедино, декодируются (превращаются в аналоговый сигнал) и через местную телефонную сеть передаются на телефонный аппарат второго абонента. Главное преимущество такой системы – ее дешевизна: дальние звонки могут оплачиваться по цене, близкой к тарифам местной телефонной связи. Недостатки системы обусловлены слабым развитием инфраструктуры: диалог может прерываться, а фразы собеседников запаздывать.

Еще по теме