Top.Mail.Ru
архив

Контрольная для взрослых

Недавно «Союзплодимпорт» выиграл очередное дело у Генеральной прокуратуры. Предмет разбирательства – водочные брэнды, которыми владеет компания: «Столичная», «Русская», «Зубровка» и т.д. На кону $700 тыс. в год, которые «Союзплодимпорту» платят заводы за право разливать и торговать водкой под этими названиями.

 

«Союзплодимпорт» действительно лакомый кусочек. По данным компании, в России ее брэнды разливаются в объеме 10 млн дал и контролируют 10% водочного рынка. Кроме того, СПИ фактически единственный в России водочный экспортер. Его водка «Столичная» продается в 80 странах.

Компания владеет правами на ряд российских водочных брэндов: «Столичная», «Русская», «Перцовка», «Зубровка», «Лимонная», «Охотничья» и т.д. Предприятия, желающие лить водку под этими марками, вынуждены заключать со СПИ лицензионные соглашения и выплачивать компании роялти. Далеко не все из них на это согласны. «Мы считаем, что эти марки должны принадлежать России, – говорит Елена Сорокина, председатель совета директоров группы компаний «ОСТ». – Всю жизнь все разливали их, и вдруг кто-то один завладел всем». По словам Андрея Скурихина, размеры роялти при минимальном объеме составляют 50 коп. с бутылки. Всего за 2000 год СПИ заработал на своих брэндах около $700 тыс.

В 2000 году компанией вдруг активно заинтересовались различные государственные структуры. До сих пор СПИ практически всегда удавалось отбивать атаки еще до суда либо в суде первой инстанции. Однако на сей раз Генпрокуратура прорвала оборону и выиграла дело. Правда, СПИ подал апелляцию, и первоначальное решение суда было отменено. Генеральный директор компании Андрей Скурихин стучит по дереву: кажется, в этом деле поставлена точка. Правда, история его компании наталкивает на другие выводы.

«Если государство заинтересовалось Скурихиным, значит, скоро его место будет в Испании», – сказал руководитель одной из крупных российских компаний, просивший не называть его имени.

 

Судные дни

«Многие говорят, что наши знаки зарегистрированы недавно, – говорит Андрей Скурихин. – На самом деле это произошло в конце 60-х – в начале 70-х».

В 1990 – 1992 годы прошло акционирование компании. В число акционеров вошли Московский, Калининградский, Самарский, Иркутский, Калужский и некоторые другие ликероводочные заводы, «Норильский никель», магазин «Елисеевский» и еще около 50 крупнейших предприятий страны. «В 1991 году Госпатент СССР под давлением многих советских ЛВЗ признал наши знаки видами товара и запустил их во всеобщее потребление, – вспоминает Андрей Скурихин. – Это совершенно неправильно. Вид товара – это водка, но не водочный брэнд. Мы же не говорим «столичная Смирнов» или «столичная Абсолют»! Это была катастрофа брэнда. Ей буквально можно было отравиться».

В 1994 году руководство ВАО «Союзплодоимпорт» написало Борису Ельцину письмо с просьбой отменить решение Госпатента. Соответствующее решение было принято в конце 1994 года, однако реальные права у ВАО «Союзплодоимпорт» появились только в 1997 году. «Это был период полной анархии на алкогольном рынке, – говорит Скурихин. – ВАО «Союзплодоимпорт» столкнулось с тем, что его никто не воспринимал как владельца торговых марок. Когда представители компании приходили на выставки и говорили: «Вы не можете выставлять водку Stolichnaya как свой брэнд, потому что вы не можете производить ее без нашего контроля», – им откровенно смеялись в лицо».

К 1997 году из прежних акционеров ВАО «Союзплодоимпорт» не осталось практически никого. Акции были в свободном обращении на бирже, прошли в том числе через несколько банков, среди которых МЕНАТЕП, ОНЭКСИМ и др. «Союзплодоимпорт» оказался не в состоянии осуществлять контроль над марками.

Одновременно в 1997 году была создана компания ЗАО «Союзплодимпорт». Андрей Скурихин не сообщает имя владельца компании. Он не отрицает, что между неудачными операциями на рынке «Союзплодоимпорта» и созданием «Союзплодимпорта» есть связь, но отказывается раскрыть ее. Так или иначе, «Союзплодимпорт» предложил «Союзплодоимпорту» купить у него марки за $300 тыс. Причем в договоре был пункт, предоставляющий ВАО «Союзплодоимпорт» возможность в течение нескольких месяцев выкупить марки обратно за ту же сумму. Но руководство ВАО не выкупило марки, и они перешли новому владельцу – ЗАО «Союзплодимпорт».

Эта сумма впоследствии стала поводом для возбуждения ряда уголовных дел. Но к самим деньгам противники СПИ придраться не могут: в России нет централизованной системы оценки брэндов. Тем более что у «Союзплодоимпорта» были большие долги перед различными западными компаниями. Одному только латвийскому пароходству «Союзплодоимпорт» задолжал $6,5 млн. Впоследствии государство обязало заниматься их выплатами именно ВАО «Союзплодимпорт».

Получив брэнды, ВАО «Союзплодоимпорт» начало бороться с нелегалами. Прошло огромное количество судов. К 1 января 1998 года только 10 производителей согласились заключить с компанией лицензионные договоры. Однако в 1999 году этих заводов было уже 40, а к 2000 году – 100.

В это же время у «Союзплодоимпорта» появились новые враги. «С одной стороны, по ту сторону баррикад оказывались те, кто не согласился платить деньги за пользование брэндами, – говорит Скурихин, – с другой – появлялись посторонние лица, которые думали: о, это неплохой бизнес, как же мы его раньше не заметили».

 

Точка, точка, запятая...

«В 1999 году в СПИ пришли представители правоохранительных органов, – вспоминает Андрей Скурихин. – Разговор шел с тогдашним руководством. Визитер предложил СПИ продать знаки. «Кому продать?!» – «Когда решитесь, мы скажем кому», – был ответ. «Бред полный. Мы никогда не «решимся». Мы же не предлагаем вам продать ваше удостоверение!» В мае 1999 года против генерального директора Алексея Олийника было возбуждено уголовное дело по статье «Незаконное предпринимательство».

Компанию обвинили в том, что она действует без лицензии. Но вся тонкость была в том, что СПИ осуществляет экспорт не самостоятельно – водку экспортировал завод-производитель. СПИ же был коммиссионером. Он искал покупателя, заключал для завода договор, и завод экспортировал водку. В такой ситуации лицензию на экспорт получал завод, а не комиссионер. СПИ на всякий случай обратился в МНС: может, и в самом деле дадите лицензию? МНС сказало: не можем, законом лицензия вам не предусмотрена. «Мы пришли в милицию и сказали: вот видите, единственный в России лицензирующий орган не может дать лицензию, потому что лицензии такой нет, – говорит Скурихин. – Соответственно все ваше дело надуманное. Так они еще полгода тянули с расследованием. Пришли и изъяли у нас кучу документов. Сейчас мы понимаем: они искали свидетельства на товарные знаки. Потом они пришли и сказали открытым текстом: дайте нам свидетельства. Мы, конечно, не отдали. Это такие документы, которые назад никогда не вернут. Во всяком случае, то, что у нас изъяли, нам не вернули».

В 2000 году у СПИ возникли проблемы с Роспатентом, который попытался вновь оформить водочные брэнды для всеобщего потребления. Судебное дело Роспатент проиграл. Тогда ведомство пошло другим путем «В июне 2000 года Роспатент по инициативе МВД и Генпрокуратуры включил в законопроект «О внесении изменений в Закон о товарных знаках» статью о том, что знаки, зарегистрированные до 1992 года, могут быть преобразованы в знаки соответствия, – рассказывает Андрей Скурихин. – Что это такое, никто толком не знает. В любом случае правом на преобразование некой марки в знак соответствия по законопроекту должен был обладать Госстандарт. Могла сложиться ситуация, близкая к 1991 году, когда у марки не было владельца. Мы обратились в Министерство по экономическому развитию и торговле. Министр Герман Греф написал письмо в Роспатент о том, что принятие этого законопроекта категорически недопустимо, потому что оно помешает присоединиться к Всемирной торговой организации. Роспатент отказался от этой идеи».

В октябре 2000 года точка в деле СПИ снова превратилась в запятую. Осенью его фирму проверила Счетная палата, затем по результатам этой проверки Генпрокуратура обратилась в суд с иском, где поставила под сомнение законность преобразования ВВО в ВАО. «Суд удовлетворил иск. Генпрокуратура утверждала, что преобразование прошло втихомолку, без согласия с государством. Скурихин с этим не согласен. «Было прямое решение вышестоящего органа – Госкомиссии по продовольствию и закупкам – преобразовать ВВО в ВАО. Это решение было принято в 1990 году, после него, собственно, и началось акционирование».

Первая инстанция арбитражного суда г. Москвы удовлетворила иск Генпрокуратуры. Другая сторона по закону имеет право обжаловать решение суда в течение месяца. По словам Андрея Скурихина, СПИ обжаловал решение, и его вступление в силу было приостановлено. Однако Генпрокуратура, не дожидаясь никаких сроков, проинформировала всех о том, что знаки не принадлежат СПИ. Вице-премьер Алексей Кудрин уже обещал принять меры «по возобновлению деятельности ВВО «СПИ» или установлению его правопреемника» по товарным знакам. Но 19 февраля вышестоящая, апелляционная инстанция суда отменила решение суда первой инстанции полностью и прекратила производство по иску Генпрокуратуры.

«Государство – это…»

Государство не одиноко в своем желании вернуть себе брэнды СПИ. «В августе 2000 года в апелляционной палате Роспатента рассматривались требования «ОСТ-Алко» аннулировать наши регистрации, – говорит Андрей Скурихин. – В декабре аналогичные претензии рассматривались в Высшей патентной палате, и результат оказался отрицательным».

В «ОСТ-Алко» эту информацию не подтверждают. «Никаких судов с СПИ не было, – говорит Елена Сорокина, председатель совета директоров группы «ОСТ». – Они предъявляли к нам претензии по поводу того, что мы разливали водку «Русская» и «Московская», не заключив с ними лицензионного соглашения. На сегодняшний день мы не разливаем эту водку, но считаем позицию СПИ неправильной».

Скурихин считает, что «ОСТ-Алко» хочет таким образом удалить с рынка конкурирующие брэнды. Но, по словам Елены Сорокиной, группа «ОСТ-Алко» предлагает не просто национализировать брэнды, а предоставить государству право заниматься лицензированием их розлива. «История 1991 года, когда качество брэндов вышло из-под контроля, не повторится, – считает Елена Сорокина. – Сейчас совсем другие времена, другие системы учета продукции».

На заводе «Топаз» считают, что СПИ интересуются производители водки, которые хотели бы разливать «Столичную» и прочие лицензионные брэнды «просто так»: «Этот интерес обусловлен тем, что СПИ владеет торговыми марками, которые по всем раскладам должны быть государственной собственностью, – говорит Андрей Сергеенков, руководитель отдела маркетинга и рекламы. – Происходящее сейчас вокруг этой компании из серии пересмотра итогов приватизации. В свое время «Московская» и «Столичная» были во всеобщем пользовании. СПИ смог заставить производителей либо отказаться от розлива, либо заключить с ним лицензионные соглашения. Кому же это понравится?!»

«Я думаю, разбирательства по делам СПИ вызваны интересом «Росспиртпрома» к этой компании, – говорит Герман Климовский из РВВК. – Скурихин и команда добились результата, и я не уверен, что этого добился бы кто-то другой. Если СПИ войдет в «Росспиртпром», не факт, что им удастся сохранить продажи Stolichnaya за рубежом. Пока мы видим, что «Росспиртпром» понимает бизнес с точки зрения акций и количества голосов в советах директоров, а не с точки зрения строительства брэндов».

Доля заинтересованности «Росспиртпрома» в марках СПИ действительно присутствует. Во всяком случае, осенью прошлого года между СПИ и «Росспиртпромом» проходили переговоры. «Осенью прошлого года СПИ обратился к нам с проектом договора о совместных действиях, – говорит Наталья Салангина, замгендиректора «Росспиртпрома», – мы его согласовали и направили Андрею Скурихину на ознакомление и визирование. Однако ответа от него пока не получили».

У СПИ другая версия происходящего: «В сентябре прошлого года «Росспиртпром» обратился к нам с предложением перевести лицензионные соглашения с его заводов непосредственно на головную компанию. Решение о том, на каком именно заводе из входящих в «Росспиртпром» производить ту или иную водку, мы согласно договору должны будем принимать совместно. Нас заинтересовало это предложение. «Росспиртпром» – владелец большого количества заводов, на которых размещаются наши заказы, и мы решили найти с ним точки соприкосновения».

Впрочем, в настоящий момент переговоры заморожены. «Росспиртпрому» сначала надо разобраться со своими внутренними проблемами, а потом переходить на производственные проекты, – говорит Андрей Скурихин. – До момента окончания этого процесса мы воздерживаемся от продолжения переговоров. В данный момент этот проект был бы неэффективен».

У СПИ две очевидные выгоды от этого соглашения. Одну называет сам Скурихин: вместо нескольких лицензионных договоров ему надо будет заключать только один. Второй вывод напрашивается сам собой: «Росспиртпром» – надежный партнер. Может быть, он поставит точку в споре СПИ и государства?

Путь филателиста

Генеральному директору СПИ Андрею Скурихину 30 лет, но выглядит он гораздо моложе. Он невысокого роста, подвижный, эмоциональный, судя по разговору. Легко увлекается, если тема ему интересна, и также неожиданно может замкнуться в себе. Главная достопримечательность его кабинета – аквариум, в котором плавает полдюжины черных рыб размером с ладонь. «Пираньи, – пояснил Андрей Скурихин. – Достались мне от прежнего генерального директора. Тут как-то раз покормить их забыли, так они всех других рыб поглотали. С тех пор одни плавают».

Его карьера началась в 1995 году, когда он создал свою аудиторскую фирму «Манускрипт». В 1996 году Андрею Скурихину позвонила хэд-хантер Марина Серенко из агентства «Контакт» и предложила новый пост: замгендиректора холдинга Allied management, в который входили Alfa Spirits Group, «Гранд-С» и World spirits. Сейчас эта компания называется «РВВК-Холдинг».

«В 1996 году президент Allied management Артур Перепелкин искал юриста для своей компании, – вспоминает Марина Серенко, ныне гендиректор агентства по подбору персонала «Наш мир». – В нашей базе данных уже была информация на Скурихина. Я позвонила ему, и мы встретились. В процессе переговоров я увидела, что это профессионально амбициозный человек, обладающий большим потенциалом. Из пяти кандидатов на эту должность он был единственным, которого я рекомендовала Перепелкину».

Андрей Скурихин поначалу отказался от предложения Серенко. «Когда Марина сказала мне, что это алкогольный бизнес, я ответил, что не пойду ни за что, – вспоминает Андрей Скурихин. – Аудит казался мне чем-то интеллектуальным, цивилизованным, западным, а алкоголь... Марина продолжала убеждать меня. Я сходил и убедился, что это действительно интересно. Тем более речь шла о торговле элитным алкоголем Allied Domecq, Seagram и нескольких французских винных домов, которых представляли в ту пору компании группы».

Сначала Андрей Скурихин был заместителем гендиректора Allied management. Его непосредственным начальником был один из владельцев Allied management, Николай Хватов. Скурихин разрабатывал концепцию построения компании: через какие структуры должен вестись бизнес, каковы должны быть схемы бизнес-операций. Многие из его идей воплощены в нынешней компании «РВВК-холдинг».

В 1999 году Артур Перепелкин назначил Андрея Скурихина гендиректором РВВК. «Андрей был сильным менеджером на посту гендиректора, – говорит Герман Климовский, вице-президент по маркетингу РВВК. – 1999 год был нелегким для всех компаний, начался кризис, а мы только-только проинвестировали $2,5 млн в новый брэнд «Флагман». Компания сумела выстоять в том числе благодаря и его умелому руководству. Кроме того, Андрей сумел грамотно провести юридическое обеспечение запуска нового брэнда».

А в середине 1999 года Андрей Скурихин ушел из РВВК.

«Скурихин ушел, потому что в «Союзплодимпорте» ему сделали более выгодное предложение, – считает Герман Климовский. – Нам очень жаль, что мы потеряли такого классного менеджера».

Андрей Скурихин не любит говорить о своем переходе в СПИ. Единственное, что он согласился сказать, – это то, что предложение СПИ в тот момент не играло никакой роли: оно появилось после принятия решения об уходе.

Скурихина хотели видеть в своей команде не только руководители СПИ, но и московский завод «Кристалл». «Мы познакомились еще в ту пору, когда он работал в Alfa spirits group, – вспоминает Владимир Свирский, первый заместитель гендиректора завода «Кристалл». – Я тогда еще работал главным бухгалтером на «Кристалле», и Alfa была нашим деловым партнером. Мне нравится в Скурихине то, что он всегда держит слово. Со СПИ, который он сейчас возглавляет, у нашего предприятия всегда были неоднозначные отношения (в свое время мы судились из-за Stolichnaya в США с Pepsico), но на нашу дружбу с Андреем это не влияет».

Несмотря на дружеские отношения, Андрей Скурихин в выборе между «Кристаллом» и СПИ предпочел второе. В принципе предложение СПИ привлекало его больше. «Завод «Кристалл» – крупный производитель водки, но это всего лишь один из производителей, хотя и крупнейший. А СПИ – бизнес международного масштаба».

В октябре 1999 года Скурихин начал работу в СПИ. Первые три месяца он был замгендиректора СПИ. В январе 2000 года гендиректор компании Александр Никифоров, по словам самого Скурихина, уехал на родину в Литву и занялся другим бизнесом. Акционеры назначили гендиректором Андрея Скурихина, и этот пост он занимает по сей день.

Еще по теме