Top.Mail.Ru
архив

«Копейка» доллар бережет

С момента объявления о покупке ЮКОСом 50,5% акций «Копейки» прошло почти девять месяцев. По информации «Ко», детального плана развития и расширения «Копейки» с использованием нефтяных денег до сих пор нет. И причиной тому не только осторожность акционеров (как старых, так и новых), но и состояние розничного рынка.

 

Сделка с ЮКОСом открывала перед «Копейкой» большие перспективы, поскольку собственных денег на поддержание темпов развития розничным сетям давно не хватает. Однако ЮКОС никогда не рассматривал розницу как новое направление своего бизнеса. «С нашей стороны было желание наладить функционирование магазинов на АЗС, – говорит пожелавший остаться неназванным представитель ЮКОСа. – Исследования показали, что выгоднее за $30 млн – $40 млн стать акционером розничной сети, получив таким образом «оптом» профессиональную команду и торговые технологии. Мы вели переговоры почти со всеми крупными игроками, и предложение «Копейки» показалось нам наиболее интересным. У них очень низкие издержки на обслуживание магазина».

Работа на региональных заправках (у ЮКОСа их 1200) для розничной сети – совершенно новый бизнес. И ЮКОС, и «Копейка» решают теперь, как лучше организовать процесс. Теоретически выгоды нефтяников от альянса с «Копейкой» более чем очевидны. Традиционно директора заправок сами решают проблемы с обеспечением своих магазинов необходимыми товарами, и на скидки от поставщиков им рассчитывать не приходится. Если же у десятка АЗС в области будет один торговый оператор, то экономия выйдет существенная. У «Копейки» свой интерес к ЮКОСу. Сеть сможет без вложений «прощупать» региональный рынок и получит доступ к «длинным» деньгам. Для нефтяной компании, прибыль которой составляет $3,47 млрд, инвестиции в размере $120 млн – $200 млн не самый дорогостоящий проект. А это максимальная сумма, о которой только могут помыслить розничные сети (например, турецкая «Рамэнка» планировала вложить в развитие «Рамсторов» в 2002 году $100 млн).

 

Куда вложиться

«Копейка» получила доступ к «длинным» деньгам, но пока этой возможностью не пользуется. Вопреки ожиданиям темпы развития сети такие же, как и до сделки с ЮКОСом. Одна из причин – бережливость менеджеров. «В «Копейке» грамотные владельцы, они же топ-менеджеры, – говорит один из поставщиков. – У них действительно самые низкие издержки и самая лучшая логистика. В магазинах нет печатей: сборный товар приходит из арендуемого распределительного центра уже со штрих-кодом на обтянутых пленкой палетах. Прежде чем принимать решение, они десять раз все просчитывают. Тем более теперь, когда это решение нужно обосновать перед крупным акционером».

Еще одна причина – отсутствие объектов, в которые можно было бы вложить деньги. Но уже этой осенью выбор появится: по мнению игроков рынка, еще до нового года несколько сетей будут выставлены на продажу. Нынешние же затишье и отсутствие бурной деятельности объясняются тем, что «Копейка» никогда не афиширует своих планов. («Копейка», к примеру, за четыре дня так и не ответила на вопросы корреспондента «Ко» о стратегическом развитии сети на деньги ЮКОСа.) Известно, что компания собирается осваивать область. «В Подмосковье объекты дешевле, чем в Москве, а окупаемость зачастую намного выше. Зачем бодаться здесь, если там есть большое и непаханое поле? В отличие от других сетей «Копейка» сейчас смотрит не только на ближнее, но и на дальнее Подмосковье. Расширение в пределах области не создаст компании логистических проблем: ночная доставка в любую точку Подмосковья вполне осуществима. К тому же формат «копеечного» магазина возле дома очень востребован жителями Подмосковья», – говорит Родион Толпушов, директор «BBPG консалтинг».

Логично, что компанию прежде всего будут интересовать готовые сети. «Эффективность розничных проектов постепенно снижается, поэтому в отличие от ситуации двух-трехлетней давности розничные операторы очень тщательно оценивают возможную покупку. Сейчас, наверное, выгоднее покупать целые сети, а не отдельные магазины, но для этого нужны «длинные» деньги», – говорит Кирилл Терещенко, руководитель отдела по работе с ключевыми клиентами компании «Дэнди Дистрибьюшен». Одним из потенциальных продавцов магазинов в области может стать, по мнению экспертов, «Продмикс». Эта сеть была учреждена по распоряжению Лужкова в 1999 году и торгует товарами, которые производят малые предприятия Москвы. Изначально указ мэра подразумевал открытие магазинов во всех округах столицы, но на сегодняшний день в Москве открылось лишь пять «Продмиксов», а в области – шесть.

Возможность оптовой покупки магазинов появляется и в Москве. Сеть «Столица», например, уже распродает свои магазины. «Многие столичные сети произвели оценку своей капитализации и стремятся увеличить ее за счет улучшения технологий работы (IT, оборудование, менеджмент и т.п.)», – говорит Олег Гвоздик, директор по маркетингу сети «БИН».

Теоретически на нефтяные деньги «Копейка» может купить розничные сети, созданные нефтяниками же. Прежде всего это «Продмак», финансируемый «Нефтехимпромом» и работающий, как и «Копейка», в формате дискаунтера. В сеть входят 13 магазинов, и есть все основания полагать, что компания-создатель не считает этот актив блестящим. Уже несколько раз «Продмак» «оценивал себя», выясняя у потенциальных покупателей, за сколько они готовы его купить. Правда, представители торговой сети трактуют это как «обыкновенную оценку инвестором своего непрофильного актива».

Похоже, скоро может быть выставлена на продажу и сеть «БИН», вторая по обороту в прошлом году сразу за «Копейкой» ($70 млн). Магазины «БИН» могли бы украсить собой любую из крупных сетей, поскольку все объекты находятся в собственности компании и как минимум 14 из 31 удачно расположены. Владельцу сети Саиду Гуцериеву сейчас не до розницы. После отставки Михаила Гуцериева с поста главы «Славнефти» и неудавшейся попытки Хамзата Гуцериева стать президентом Ингушетии все внимание братьев сосредоточено на крупных семейных проектах. Правда, Гуцериевы оценивают свой розничный актив достаточно дорого – от $200 млн, что на $50 млн выше оценки бизнеса «Перекрестка», владеющего 40 магазинами. Какой бы высокой ни была прибыль ЮКОСа, вкладывать по $6,5 млн в магазин «Копейка» вряд ли решится.

 

Последний герой

Возможно, сделка ЮКОСа и «Копейки» стала последним примером непрофильных инвестиций в столичную розницу. Не случайно в ЮКОСе говорят исключительно о совместном проекте по магазинам на заправках и не ждут дивидендов от вложений в саму розничную сеть. ЮКОС, похоже, не готов давать деньги на скупку объектов по завышенной стоимости, а других объектов сейчас нет. К тому же нефтяная компания, кажется, все еще не решила, что делать с розничной сетью дальше и стоит ли что-то делать вообще.

Неудачи непрофильной розницы можно объяснить просто. «Инвестиции в розницу – это отвлечение средств от реализации проектов в основном бизнесе, которые намного более длительны и фондоемки. Кроме того, происходит распыление самого дефицитного сегодня в России ресурса – управленческого. Целесообразность подобного рода проектов для инвестора обусловливается выбранной им стратегией развития и экономической эффективностью конкретного диверсификационного проекта», – считает Андрей Мясников, исполнительный директор аудиторско-консультационной группы «Развитие бизнес-систем».

Для столичной розницы высокая оборачиваемость осталась в прошлом. «Срок окупаемости объектов увеличился с трех-четырех лет до семи – десяти. Дорожают земля, здания, рентабельность падает в виду конкуренции», – объясняет один из участников рынка. «Копейка» с ее низкими издержками и профессиональными менеджерами будет развиваться и дальше – независимо от того, сколь значительным будет финансовое участие ЮКОСа. «В «Копейке» очень серьезные ребята, и у этой сети, пожалуй, самые серьезные перспективы», – отмечает Сергей Моисеев, коммерческий директор компании «Интерфуд», поставляющей торговое оборудование. У остальных розничных проектов, связанных с нефтью, будущее в Москве не столь однозначно. Розничные сети, принадлежащие аффилированной с «Сибнефтью» компании «Планета Менеджмент», например, развиваются исключительно в регионах (в Москве работают только два из 60 их магазинов).

Еще по теме