Top.Mail.Ru
политика

Крах Лукашенко временно откладывается

Фото: ТАСС Фото: ТАСС

Белорусская оппозиция упустила момент: после прекращения уличного насилия забастовочное движение в стране сходит на нет. Экономический ущерб оценивают в сотни миллионов долларов, но он не фатален, потому что из крупных предприятий бастует лишь одно.

Общенациональная забастовка в Белоруссии забуксовала. Из крупных бюджетообразующих госпредприятий, на остановку которых надеялась оппозиция, производство остановил только «Беларуськалий», но и оттуда приходит противоречивая информация. 19 августа сотрудник компании убеждал «Ко», что стоят все шесть ее калийных рудников и три из четырех сильвинитовых фабрик. Но в Белхимпрофсоюзе настаивают, что один рудник работает. А глава стачкома «Беларуськалия» Андрей Боркун сетует, что бастуют менее двух третей коллектива.

По словам премьер-министра Белоруссии Романа Головченко, конвейеры в стране действуют, и это похоже на правду. На Белорусском металлургическом заводе (БМЗ) дважды останавливали печи, сливали металл — и снова запускали. На «Гродно Азоте» созданы стачкомы, но люди выходят протестовать после смен, а завод действует. На БелАЗе число протестующих против Лукашенко за три дня упало до пары сотен человек; по данным белорусского портала Onliner, почти все 10 тысяч сотрудников работают. У проходной Минского тракторного митингует небольшая группа, остальные находятся в цехах. На Минском электротехническом (МЭТЗ) после громких маршей не бастует никто. Рабочие МАЗа после однодневной забастовки вышли на работу. На Минском заводе колесных тягачей (МЗКТ), где в минувший понедельник освистали Александра Лукашенко, все работают, говорит сотрудник. Рабочие НПЗ «Нафтан» обещают бастовать 27 августа, но пока остаются на местах. В пресс-службе Минского моторного завода уверяют, что его цеха не готов покинуть ни один человек. Работает в обычном режиме и объединение «Интеграл».

Судя по диалогам с рабочими, закредитованные отцы семейств всерьез опасаются увольнений и не верят в способность оппозиции компенсировать им утраченный доход.

Подкоп под бюджетное царство

Тем не менее протесты зафиксированы на всех этих предприятиях и, если они остановят работу, ежесуточный ущерб для экономики Белоруссии будет исчисляться десятками миллионов долларов.

«Беларуськалий» производит каждую шестую тонну калийных удобрений в мире, отправляя их в 128 стран. В 2019 году он обеспечил 5,6 % консолидированного бюджета страны, экспортировав 6,2 млн тонн удобрений на 2,8 млрд $. На предприятии работает 16 тыс. человек.

Крупнейший в Европе НПЗ «Нафтан» вместе с Мозырским НПЗ приносит бюджету страны еще 10 % валютных доходов. Более 56 % продукции уходит в ЕС и на Украину, которая покупает в Белоруссии половину битума и почти весь дизель. Чистая прибыль — 1,3 млн $, численность сотрудников в Новополоцке — 10 тыс. человек.

У БелАЗа 30 % мирового рынка больших карьерных самосвалов, 37,5 % машин покупают в РФ. В 2019 годe завод поставил в Россию 593 единицы техники на 550 млн $. Среди покупателей — «Ковдорский ГОК», «Апатит», «Сибантрацит», «Евраз», алмазо- и золотодобытчики. Чистая прибыль составила 150 млн $. На заводе в Жодино работает 11 тыс. человек.

МТЗ заработал в 2019 году всего около 3 млн $, но это крупнейший работодатель Белоруссии (16 тыс. человек). Его продукцию покупают 60 государств, она занимает свыше 45 % рынка тракторов в России. Чистая прибыль в 2019 году — 72,15 млн $, но почти вся она оказалась съедена выплатами по кредитам.

Минский электротехнический завод им. Козлова (МЭТЗ) 80 % продукции поставляет в Россию, где, по его же оценкам, занимает более 40 % рынка силовых трансформаторов. Среди клиентов — «Стройгазмонтаж», МРСК, «Мострансгаз», «Росатом», «Сургутнефтегаз», РЖД, «Газпром» и «Газпромнефть», «Роснефть», «Транснефть», «Лукойл», МТС. Завод закончил год с мизерной прибылью в 121 тыс $. Численность сотрудников — 3 139.

Уходит в Россию и 90 % продукции МЗКТ. Минобороны РФ закупает его тягачи для ракет «Тополь-М» и «Ярс», для ракетных комплексов «Искандер-М», береговых РК «Бастион» и «Бал», ЗРС С-400, РСЗО «Ураган-1М». Чистая прибыль завода в 2019 году — 9 млн $. Численность сотрудников — 4,5 тыс. человек.

Государственный Минский моторный завод (ММЗ) выпускает 250 видов дизелей стандарта Euro-4 для МТЗ, «Гомсельмаша», БелАЗа, МЗКТ, МАЗа и российской спецтехники. Чистая прибыль в 2019 году — 9 млн $. На заводе работает 4 тыс. человек.

Белорусский металлургический завод выпускает 3 млн тонн стали в год, занимая более 5 % мирового рынка металлокорда для автомобильных шин мировых брендов. 41,33 % продукции БМЗ в 2019 году ушло в Евросоюз, 30,2 % — в Россию. Среди клиентов — Cordiant и «Нижнекамскшина». Завод работает в ноль: чистая прибыль в 2019 году составила 122 тыс $. Численность сотрудников — 11 тыс. человек.

«Интеграл» — крупнейший в СНГ производитель микросхем собственной разработки для российских стратегических ракет, «Алмаз-Антея», «Росатома». «Роскосмос» покупает здесь каждую третью микросхему, а ВПК — каждую вторую. Чистая прибыль — 0,8 млн $; 5 тыс. сотрудников.

МАЗ в 2019 году потерял звание самого убыточного предприятия Белоруссии, сократив 700 рабочих и впервые за несколько лет выйдя в ноль. Но их численность — 15,6 тыс. человек — все равно слишком велика для завода, откатившегося на главном, российском рынке на 9-ю позицию по поставкам своих стремительно устаревающих грузовиков.

Представители оппозиции не скрывают, что хотели бы парализовать индустриальный сектор, чтобы вынудить Лукашенко уйти. Возможное разрушение предприятий не кажется им слишком большой ценой: в Минске любят напоминать, что вклад IT в ВВП Белоруссии уже сравнялся с сельским хозяйством. А спасать промышленность путем объединения с российскими компаниями не готов был до последних дней ни сам Лукашенко, ни его суверенные противники.

Белорусов могут потеснить даже в России

Помощник Александра Лукашенко по вопросам финансово-кредитной системы Валерий Бельский оценивает текущие потери Белоруссии от акций протеста в 500 млн $. Отсроченный ущерб исчисляется миллиардами, пишет он в своей статье на сайте государственного ИА «Белта». Остановку производства экспортных госпредприятий он назвал «непропорциональным по силе ударом по нынешним и будущим доходам» и «сигналом покупателям, что контракты могут быть сорваны». «Нарушены устои создаваемой годами системы зарубежного кредитования, пострадала инвестиционная привлекательность страны», — констатирует Бельский, отмечая, что большинство частных предприятий продолжает работать, закрепляясь на новых рынках.

Премьер Головченко, напротив, не видит оснований говорить, что экономика понесла убытки. «Если какое-то предприятие остановится полностью, конечно, этот ущерб может быть оцифрован — количество недопоставленной продукции, невыпущенной продукции, — рассуждает он. — Но пока об этом речи не идет, и нет оснований говорить, что сейчас национальная экономика понесла какие-то потери или убытки».

Между тем нефтехимия и производство удобрений обеспечивают 25 % валютных доходов Белоруссии. Если стачка «Беларуськалия» затянется, компания рискует потерять внешние рынки в пользу конкурентов. Мало того, длительная забастовка может остановить Клайпедский порт в соседней Литве, живущий за счет отгрузки белорусских удобрений.

Сейчас трейдер «Беларуськалия», Белорусская калийная компания, обещает партнерам «приложить все усилия для выполнения договоренностей по поставкам». А трейдер «Нафтана», «Белорусская нефтяная компания», дает гарантии бесперебойных поставок топлива и битума украинскому Минэнерго. Однако директор консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн напоминает: рынок затоварен бензином и дизелем, заместить белорусские поставки, например, польскими Украине не составит труда.

Потерять позиции рискует в случае длительной забастовки и БелАЗ, который поджимают на российском рынке японский Komatsu и американский Caterpillar. В 2010–2013 годах БелАЗы пытались собирать из машинокомплектов на трех заводах в Челябинской и Кемеровской областях, но производство заглохло. А Caterpillar и Komatsu в 2011 году наладили сборку своих карьерных самосвалов в Тосно, Новосибирске и Ярославле.

Грузовики МАЗ и без забастовок уступают российский рынок не только КАМАЗу с его новой «даймлеровской» моделью, но и ГАЗу, Volvo, Mercedes, Scania, MAN, DAF. Все эти машины собирают сегодня в РФ, и их сборка субсидируется государством. МАЗ после отказа Лукашенко объединять его с КАМАЗом к этим преференциям не допущен, несмотря на установленные на нем двигатель ярославского завода и российскую коробку передач.

После провала силового разгона протеста властям остается только просить рабочих не бастовать. Между тем Белоруссии может неожиданно помочь ее давняя проблема — запасы нераспроданной продукции. По данным Белстата, за первые пять месяцев этого года на складах предприятий скопилось 81,4 % от среднемесячного объема производства. В случае чего это позволит на какое-то время заместить остановившееся производство.

Трактора идут как по маслу

На кооперацию с Россией приходится более 50 % ВВП Белоруссии, заявил Валерий Бельский. Об этом же свидетельствуют данные International Trade Centre, согласно которым в 2019 году Белоруссия поставила в Россию товаров на 12,8 млрд $ из 22,5 млрд. Самая значительная доля приходится на продукты питания. В РФ белорусы экспортируют более 80 % своей молочки — это 15 % от ее российского потребления. Импорт белорусской птицы достигает 130 тыс. тонн в год, импорт белорусской говядины — 100 тыс. тонн. По данным главы Национальной мясной ассоциации РФ Сергея Юшина, это примерно 16 % российского рынка говядины, и заместить поставки будет не так-то просто.

Впрочем, необходимости в этом пока нет: производители продуктов питания Белоруссии не бастуют. В X5 Retail Group не фиксируют каких-либо перебоев с поставками белорусских продуктов. Не наблюдают ничего необычного и в Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ).

Проблемы могут возникнуть, только если новая власть в ходе либерализации белорусской экономики отменит господдержку своих сельхозпроизводителей. В этом случае, считает эксперт «Совэкона» Андрей Сизов, они могут сократить производство. Но их нишу быстро займут россияне, которые уже и так планомерно вытесняют белорусскую молочку с внутреннего рынка. На этом фоне вполне правдоподобным выглядит рассказ помощника Лукашенко Бельского о том, как рабочие компании «Савушкин продукт» отказались от намерения бастовать, узнав, что на вакансии завода стоит очередь из 200 соискателей.

Нет перебоев и с поставками белорусской сельхозтехники: самый популярный в РФ трактор МТЗ «Беларус» и комбайн «Гомсельмаша» «Полесье» давно собирают из машкомплектов в России, где есть большой запас запчастей. К тому же оба завода в Белоруссии не бастуют.

Еще по теме