Top.Mail.Ru
$ 58.13
 108.40
£ 72.69
¥ 45.27
 59.87
Нефть WTI 111.14
GOLD 1850.90
РТС 1253.69
DJIA 31880.24
NASDAQ 11535.28
BTC/USD 29258.00
стиль

Красота по-мужски: от древних египтян к Дэвиду Боуи и Гарри Стайлзу

Фото: Muse Entertainment Фото: Muse Entertainment

Косметика и всевозможные бьюти-продукты не всегда находились в статусе «только для девочек». Когда-то для мужчины подвести глаза и припудрить лицо было столь же естественно, сколько почистить зубы с утра. За свою историю длиной не в одну тысячу лет мужская косметика со стороны общественности успела ощутить на себе почти все классические стадии: отрицание, гнев, принятие (правда, наступали они в обратном порядке). К счастью, в XXI веке в этой истории случился новый многообещающий поворот.

Мужская косметика — вовсе не новшество, появившееся с наступлением третьего тысячелетия и выходом модных журналов. Краситься мужчины начали еще задолго до этого — примерно в 3000 году до нашей эры. В те времена мужчины из Древнего Китая и Японии активно использовали натуральный лак, маникюр говорил о высоком статусе человека и его богатстве. Кроме того, древние китайцы следили за кожей и использовали крема, пудреницы и смотрелись в бронзовые зеркальца (о таких находках нам рапортуют археологи).

Жители Древнего Египта ввели в моду популярные по сей день стрелки. Чем богаче был человек (не важно, женщина или мужчина), тем более густо он подводил глаза. Косметичка древних египтян была разнообразна: в ней можно было найти и хну для ногтей, и малахитовые тени. Тогда же мужчины полюбили выделять губы и щеки — их они подкрашивали красной охрой.

В Древнем Риме представители сильного пола все так же румянили щеки и красили ногти. К этим средствам прибавилась пудра, которой хорошенько выбеливалось лицо. Неестественная бледность была в моде и в Англии, во времена королевы Елизаветы I. Мужчины тогда не отставали от тренда, однако это увлечение было весьма опасным: из-за высокого содержания свинца косметика в Елизаветинскую эпоху была токсичной и, если и не убивала человека, то сильно портила ему кожу.

К моменту правления Людовика XVI история мужского мейкапа насчитывала уже не одну тысячу лет, однако первым популяризатором макияжа и ухода за собой среди мужчин считают именно французского монарха. При нем, в XVIII веке, мужчины стали носить громоздкие парики — так король, облысевший в 23 года, справлялся с собственными комплексами. Пудра и подкрашенные губы при монархе тоже были в ходу. Поговаривают, что без этого он запрещал появляться при дворе.

Косметика Elemis Джон Верелст. Портрет Мэттью Хаттона. Фото: National Trust UK

Тем не менее к концу XVIII века мужской мейкап постепенно начал становиться проблемой. В это время в Англии распространение получил стиль макарони — его приверженцы вели себя чересчур женственно, злоупотребляли косметикой и носили высокие парики.

«В последнее время среди нас появился вид животных ни мужского, ни женского, а среднего рода. Они говорят без смысла, смеются без шуток, едят без аппетита, занимаются сексом без страсти», — говорили сатирики о сторонниках новомодного течения. Вскоре после этого Англия вступила в новую бьюти-фазу, которую писатель Дэвид Йи позже назовет «самой скучной эрой в истории».

Период Women only

В Викторианскую эпоху (1837—1901 годы) мужчины-метросексуалы резко вышли из моды. Тогда макияж попросту возненавидели: использование косметики не поощрялось не только среди мужчин, но и среди женщин. Британская королева Виктория провозгласила мейкап вульгарным, заявив, что краситься могут только актрисы или проститутки (причем особой разницы между этими двумя профессиями монархиня не видела).

В те времена мужчины вынужденно перестали пользоваться пудрой и помадой. Те, кому тренд на естественность был не люб, за свои убеждения, хоть и не буквально, но платили. За ношение косметики мужчину могли приговорить к каторжным работам и порке — такую поправку даже внесли в уголовное законодательство.

За пределами Англии к мужскому макияжу относились чуть проще — за него хоть и не наказывали, но активно осуждали. Через несколько десятилетий британский психоаналитик Джон Флюгель введет термин «Великое мужское отречение», назвав так период с конца XVIII века, когда мужчины стали переходить от яркости к практичности. Писатель Дэвид Йи в своей книге «Pretty Boys: Legendary Icons Who Redefined Beauty» описывал происходящее так:

«Мужчины отказались от своих притязаний на то, чтобы считаться быть красивыми, и отныне стремились быть лишь полезными. Женщины подвергались маргинализации, а мужчин, которые отказывались соответствовать просвещенческому мышлению, заставляли молчать».

Бьюти-исключения

На некоторых представителей мужского пола табу на мейкап все же не распространялось. Например, актеры наряду с женщинами-коллегами по цеху могли краситься даже в строгую Викторианскую эпоху. В XX веке это исключение тоже действовало, большую роль в этом сыграло развитие кинематографа. Гладкая кожа стала обязательным атрибутом человека на экране, а подведенные глаза и белый грим — визитной карточкой Чарли Чаплина. Правда, последнее во многом было необходимостью (за счет ярких глаз мимика актера не терялась на черно-белой картинке).

Постепенно голливудские звезды начинали все больше экспериментировать с внешностью. Мужчины зачесывали волосы гелем, делали аккуратный маникюр (например, секс-символ 1930–1940-х Кларк Гейбл был известен своей безукоризненной прической и идеально уложенными бровями). В 1970-е мужской мейк достиг абсолюта, став одновременно символом протеста и способом самовыражения. Панки стали выходить на сцену с цветными волосами и smoky eyes, краситься начали такие звезды как Стивен Тайлер из Aerosmith, Мик Джаггер из Rolling Stones, Игги Поп, Prince и другие.

Наиболее ярким представителем той эпохи стал многоликий Дэвид Боуи, который постоянно менял образы и популяризировал размытие границ между маскулинностью и феминностью. Если бы не он, возможно, мы бы никогда не увидели ни эпатажных образов Элтона Джона, ни поп-звезду Гарри Стайлза, красящего ногти и позирующего в платье для обложки Vogue.

Красота в простоте

Сегодня существованием косметических средств для мужчин уже мало кого можно удивить. Мужские линейки есть в ассортименте многих косметических брендов, красится новое поколение рокеров — например, Måneskin, — и даже рэперы (чего только стоит образ Lil Nas X на ковровой дорожке Met Gala). Статистика показывает, что косметика для мужчин пользуется вовсе не маленьким спросом — по данным CNN, с 2010 года ее продажи во всем мире растут быстрее, чем у аналогичных товаров для женщин.

Тем не менее пока декоративную косметику для мужчин рано называть нормой. В арсенале среднестатистического мужчины вряд ли найдется что-то кроме консилера или тонального крема, помогающего скрыть недостатки кожи в неудачный день. В этом смысле куда больше повезло уходовой косметике: исторически этот сегмент был менее стигматизирован, а потому об использовании кремов и сывороток спокойно рассказывают и футболисты (например, Дэвид Бэкхем, у которого есть собственной бренд мужской косметики House 99), и рэперы (Фарелл Уильямс, запустивший недавно линию гендерно-нейтральной косметики Humanrace).

В пандемию популярность уходовых линеек особенно подскочила. Только с января по апрель продажи в одном из крупных международных интернет-магазинов в этом сегменте увеличились в 15 раз. Эксперты из Ассоциации прямых продаж (АПП) объясняют это повышенным вниманием людей к своему здоровью: если еще несколько лет назад производители не считали выгодным тратиться на производство мужских кремов, то теперь мужчины активно скупают крема для кожи вокруг глаз. Кроме того, уходовая косметика практически не выходит из топа главных подарков на мужской праздник — 23 февраля. Согласно опросам, такой подарок получает каждый девятый россиянин (по популярности косметику и парфюм обходит только одежда).

Для мужчин, которые не стесняются и любят следить за собой, хорошим подарком может стать продукт английского бьюти-бренда Elemis. Его история началась еще в 1990 году, с кругосветного путешествия основательницы Ноэллы Габриэль, которая отправилась по миру в поисках новых косметических формул. Сегодня в арсенале бренда — отдельная линейка продуктов, которые подойдут мужчинам, а также десятки универсальных средств для женщин и мужчин.

Наиболее универсальным подарком из линейки Elemis станет пенящийся гель для бритья Ледяная свежесть. В состав геля входит алоэ вера, охлаждающий и увлажняющий кожу, а также экстракт гамамелиса, обладающий успокаивающим действием. Дополнить подарок можно увлажняющим кремом после бритья с цитрусовыми маслами и молочком каштана и бамбука.

Косметика Elemis Крем для лица Морские водоросли Про-Коллаген для мужчин

Тем, кто придерживается ежедневного ухода за собой, подойдет гель для умывания Глубокое очищение, который не только эффективно очищает кожу, но и защищает ее от сухости и раздражений, а также тоник, позволяющий восстановить pH-баланс кожи после очищения. Любителям более серьезных бьюти-процедур подойдут антивозрастной крем с экстрактом красного женьшеня, диски для лица, осветляющие и разглаживающие кожу, а также крем для лица, который поможет мужчинам спастись от появления морщин.

 Диски для лица Elemis Обновляющие диски для лица Дайнемик Anti-age

Без сомнения, XXI век можно назвать новой многообещающей эрой в истории мужской бьюти-индустрии. Сегодня вряд ли перевес будет на стороне тех, кто согласен с некогда расхожим тезисом «мужчина должен быть чуть красивее обезьяны». Теперь пользоваться патчами для глаз, тониками, мицеллярной водой и кремами не только нормально, но и модно, и это нисколько не бьет по брутальной стороне сильной половины человечества.