Top.Mail.Ru
архив

Кризис модернизации не помеха!

В подмосковном Подольске готовится к открытию первый автоматизированный сортировочный центр (АСЦ) "Почты России". В ближайшие годы почтовики планируют построить по всей стране не менее десятка подобных центров. Благодаря их внедрению письма и посылки станут доходить до адресатов в 2-3 раза быстрее, что значительно повысит потребительскую ценность самой традиционной связи.
   За каждым АСЦ закреплены определенные немаленькие территории, на основе этих центров в перспективе будет выстроена принципиально новая зонально-узловая почтовая логистика. Так, АСЦ в Подольске должен обслуживать почти весь Центральный регион России с населением около 26 млн жителей - Москву, Московскую, Тверскую, Ивановскую, Смоленскую, Рязанскую, Тульскую, Владимирскую, Калужскую области. На АСЦ в три смены будут работать 1100 человек; максимально ускорить процесс поможет современное оборудование, установленное итальянской компанией Elsag Datamat S.p.А. Центр способен обрабатывать до 3 млн почтовых отправлений в сутки, которые затем перенаправляются в 5200 отделений связи. На сегодняшний день это самый большой "почтовый завод" в Восточной Европе.
   Идею создания подобных центров нынешний руководитель ФГУП "Почта России" Александр Киселев начал продвигать еще в бытность первым заместителем министра связи и информатизации. В 2002 году при его активной поддержке правительством была принята Концепция реструктуризации организации федеральной почтовой связи, предусматривающая, в частности, строительство сети АСЦ. С переходом Киселева на работу в "Почту России" была дополнительно разработана Программа модернизации инфраструктуры почтовой связи, где, кроме создания АСЦ, прописан целый комплекс мер, призванных существенно повысить качество услуг почтовой связи.
   Разумеется, для реализации этих мер нужны немалые деньги: по предварительным расчетам, инвестиционная стоимость программы модернизации почты, рассчитанной на 3 года, составляет 101 млрд руб. Необходимость кардинального обновления почты как одного из важнейших не только операторов связи, но и социальных институтов, никто не оспаривает. Без государственного софинансирования реализовать соответствующие планы невозможно, а правительство в условиях кризиса относится к затратным проектам крайне настороженно.
   Тем не менее руководство "Почты России" реализует отдельные элементы модернизации, не дожидаясь госинвестиций. Для этих целей были привлечены заемные средства - к счастью, кредиты успели взять до кризиса, под низкий процент. По заявлениям почтовиков, заемное финансирование было привлечено для строительства двух АСЦ - второй откроется в начале 2010 года в Санкт-Петербурге. В дальнейшем рассчитывают, конечно же, не только на помощь государства, но и на частных инвесторов в рамках действия механизмов частно-государственного партнерства. Такое сотрудничество выглядит для инвестора крайне привлекательным, поскольку, во-первых, за "Почтой России", как предприятием стратегической важности, в любом случае стоят государственные гарантии, а во-вторых, сам почтовый бизнес при грамотной организации и наличии современной инфраструктуры способен сегодня приносить стабильную прибыль. Яркий пример - немецкая компания Deutsche Post, которая, несмотря на вызванное кризисом существенное снижение объемов грузоперевозок и почтовых отправлений, продолжает показывать рост чистой прибыли: в первом полугодии 2009-го он составил 64,7%.
   Открытие первого АСЦ, судя по всему, станет не только важным шагом в развитии почтовой связи в России, но и заметным событием для клиентов и потенциальных инвесторов в будущем: несмотря на все сложности, почтовики показывают, что отступать от намеченной программы модернизации они не намерены. Ранее в высказываниях руководителей ФГУП "Почта России" процесс создания подобных центров не раз назывался "критически важным" в деле повышения качества услуг почтовой связи. В ближайшее время жители регионов обслуживания первого АСЦ и корпоративные клиенты смогут убедиться в этом лично.