Top.Mail.Ru
архив

Крысятник

СКЛАДЫВАЕТСЯ впечатление, что никакие события не волнуют широкие народные массы так сильно, как передача 15,5% акций «Иркутскэнэрго» от губернатора к Мингосимуществу. Как будто люди на улицах ходят и спрашивают: «А как там пакет в 15,5%?» Дикие деньги потрачены сторонами на пиар. Полосы в газетах и журналах. Причем совершенно очевидно, что никого, кроме узкого круга заинтересованных лиц, это не касается. К тому же непонятно, кто является адресатом всех этих акций. Какое отношение имеют изложенные в СМИ юридические формулы к существу дела? В конфликте участвуют две стороны. Одна сторона – алюминщики («Русский алюминий» и примкнувший к нему СУАЛ, интересы которых едины), владеющие почти 40-процентным пакетом. Они хотят, получив доступ к управлению «Иркутскэнерго», понизить цену электроэнергии и не загонять таким образом в себестоимость своего металла огромный энергетический тариф. Другая сторона – государство в лице Мингосимущества. Хочу напомнить, что заводы по производству алюминия недаром размещались рядом с источниками дешевого электричества: электроэнергия в издержках алюминщиков играет решающую роль. Так что позиция металлургов понятна. Они сначала пытались договориться с менеджерами против губернаторов. Но менеджеры, получив от алюминщиков все, просто кинули их. Теперь металлурги вынуждены договариваться с губернаторами против менеджеров. Государство при этом занимает довольно странную позицию. Оно якобы борется за контроль над компанией, но позиция его совершенно невнятна. Что оно конкретно хочет – непонятно. Крупнейшие алюминиевые холдинги России, казалось бы, тоже должны входить в интересы государства. С другой стороны, государство должно проводить свою собственную политику и в отношении энергетических тарифов. Если говорить конкретно о г-не Чубайсе, то получается, что сначала он был заинтересован в создании энергометаллургических холдингов, считая, что через них можно обеспечить обновление мощностей энергогенерирующих предприятий. А потом его взгляды радикально изменились. Но не из-за того, что изменилась макроэкономическая ситуация, а потому, что г-н Дерипаска изменил ему с Абрамовичем. С кем и кто изменил г-ну Газизулину – неясно. Но именно ему удалось выбить из президента резолюцию – «обеспечить интересы государства». И если частные акционеры хотят сменить менеджмент, то г-н Газизулин как раз хотел бы его оставить. Может быть, такая политика соответствует позиции государства в сфере энергетики. А может быть, и нет. Никто эту позицию четко не сформулировал. Практически то же самое происходит всякий раз, когда любая сторона (кроме государства) внятно формулирует свой интерес. Вопрос не в том, кому принадлежит пакет, а в том, ради чего этим пакетом стремятся овладеть. Надо сказать, что нынешняя история с «Иркутскэнерго» имеет прямое отношение к будущей структуре правительства. Мне представляется, что задержка с реформой правительства превратит номинальных носителей госинтересов в прямую угрозу государству. Вообще легче всего прогнозировать будущий состав кабинета исходя из деловой активности, а точнее говоря, из динамики масштабов крысятничества отдельных государственных чиновников. Когда мы видим резкий взлет «деловой» активности, это означает, что человек, скорее всего, имеет информацию о том, что он гуляет последний день. В этом случае его поведение вполне адекватно. Потому что иначе куда торопиться?!

Еще по теме