Кто трясет Москву
Московские власти завершают капитализацию административного ресурса. Столичные руководители и близкие к ним компании активно реализуют проекты, благодаря которым в скором будущем на бизнес-карте России появятся несколько новых крупных игроков.
Первое из стратегических направлений инвестирования – гостиничное хозяйство. Вслед за перестройкой и сносом гостиниц «Интурист», «Минск», «Киевская», «Спорт», «Останкино» и «Золотой колос» на минувшей неделе Юрий Лужков принял решение о сносе крупнейшей в Европе гостиницы «Россия». До 10 октября московское правительство должно определить девелопера, который займется строительством квартала 4 – 5-этажных гостиниц. По своим масштабам эта стройка может стать очередным гигантом стройкомплекса. По оценке Сергея Рябокобылко, исполнительного директора компании Stiles & Riabokobylko, стоимость инвестиций в строительство такого комплекса составит порядка $1500 – 2000за квадратный метр. Учитывая, что гостиница «Россия» построена на территории площадью почти 13 га, общая стоимость проекта составит порядка $2 млрд.По словам Рябокобылко, проекта такого масштаба в Москве еще не было. «Крайне интересно, какими критериями будут руководствоваться городские власти при выборе инвестора-девелопера, так как ни одна компания в Москве не имеет опыта работы с подобными объектами», – говорит Рябокобылко.
Одновременно столичный мэр принял решение о строительстве на месте гостиницы «Мир» новой офисной высотки. Многоэтажное здание будет символично возвышаться над Домом правительства РФ на Краснопресненской набережной. И в этом случае масштаб строительства и выбранная площадка подразумевают особый статус проекта. Видимо, не случайно (как и в случае с «Россией») претенденты на участие в конкурсах, как и особенности их проведения, общественности не разглашаются.
Не менее активно процесс разбора активов идет и на строительном рынке. В стройкомплексе осталось всего три-четыре крупные группы, способные лоббировать свои интересы на уровне мэра. Это, во-первых, компании, которые исторически близки главе стройкомплекса Владимиру Ресину (СУ-155, «Главмосстрой» и др.). На минувшей неделе в среде столичного бизнес-сообщества поползли слухи о готовящейся продаже значительного пакета акций «Главмосстроя». По объемам строительства (120 000 – 150 000 кв. м жилья в год) эта компания уступает лидерам рынка. Однако благодаря качеству своих объектов, которые расположены в самых престижных районах города, «Главмосстрой» считается одним из самых прибыльных предприятий строительной отрасли. Кроме того, до сих пор неясна судьба наследия ДИПСа – крупнейшего городского застройщика, сдававшего в год не менее 500 000 кв. м жилья и офисов. После недавней отставки главы ДИПСа Леонида Краснянского, обязанности которого пока исполняет сам Ресин, вполне логично выглядят слухи о продаже части зданий и площадок ДИПСа близким стройкомплексу Москвы частным компаниям.
В качестве одного из главных претендентов на эти объекты эксперты называют группу компаний «Интеко», оборот которой оценивается в $1 – 1,2 млрд. Предприятие Елены Батуриной, похоже, ускоренно набирает активы на строительном и цементном рынке. Согласно данным со ссылками на постановления и распоряжения правительства Москвы, строительные проекты с официальным участием «Интеко» насчитывают 17 строительных площадок. По неофициальным же данным, таких площадок у «Интеко» в Москве более 50. На прошедшей неделе компания также купила блок-пакеты акций двух предприятий в Поволжье – «Ульяновскцемента» и «Жигулевских стройматериалов». С этим приобретением «Интеко» окончательно укрепится на цементном рынке Москвы.
По сути на базе московской системы формируются новые гигантские частные холдинги. Этот процесс напоминает формирование сырьевых ФПГ на федеральном уровне, проходившее в середине 90-х годов. Юрий Лужков, выступавший тогда с яростной критикой этого процесса и ставший апологетом «госкапитализма по-московски», вынужден сегодня повторять этот опыт. Однако формирование частных империй проходит в сложной обстановке. Федеральные власти заметно усилили давление на город. Отмена налога с продаж, доходы от которого поступали в казну Москвы, и предусмотренное в проекте бюджета-2005 лишение столицы субвенций заставляют московское правительство ломать привычную схему отношений между властью и бизнесом. В такой ситуации очень демонстративным кажется выступление замруководителя Федеральной службы надзора в сфере природопользования Министерства природных ресурсов Олега Митволя, заявившего, что «несколько крупных московских объектов построено в сейсмически опасной зоне». Оставив в стороне тот факт, что Митволь сеет панические настроения на рынке недвижимости, отметим, что еще пять-шесть лет назад такой наезд на Москву не мог позволить даже самый сумасшедший федеральный чиновник.
Тем не менее новая московская система выглядит более либеральной и современной по сравнению со своей предшественницей. Власти сами вынуждены разделять функции регулятора и участника рынка – хотя бы для того, чтобы попросту сохраниться на рынке. Вопрос, однако, заключается в том, согласится ли с этим новая городская власть, которая рано или поздно придет на смену Юрию Лужкову и его команде. Далеко не факт, что новые руководители Москвы признают новые холдинги легитимными и не заинтересуются историей их активов.