Top.Mail.Ru
архив

Куда прыгнет Надзор

Эпоха Геннадия Меликьяна в истории банковского надзора завершилась. Его преемникам достались в наследство накопившиеся проблемы, главная из которых - борьба с "привилегированными" банками.

Геннадий Меликьян, ЦБ, Центробанк

Пост главы банковского надзора ЦБ - место не самое спокойное. Подавший в отставку Геннадий Меликьян был преемником Андрея Козлова, руководителя решительного, смелого, чья жизнь трагически оборвалась от пули киллера. Сам Меликьян не обладал харизмой. Как говорят о Меликьяне бывшие коллеги, "в нем чувствовалась управленческая жилка, хотя при этом он не любил быть на первых ролях, предпочитая оставаться в тени". "Усталость", на которую жаловался сам Меликьян, объясняя свою отставку, можно понять. Руководитель банковского надзора оказывается как бы между молотом и наковальней - между Центробанком и не менее могущественным банковским сообществом. При этом он морально отвечает за все творящееся в профильном секторе безобразие.

До и после Козлова
Как считает генеральный директор компании "Рус-Рейтинг" Ричард Хейнсворт, настоящая реформа банковского надзора произошла при предшественнике Геннадия Меликьяна - Андрее Козлове. Тогда банки обязали раскрывать многие сведения о себе, включая информацию о своих конечных владельцах. Именно усилиями Андрея Козлова была наконец реализована идея системы страхования вкладов (ССВ), которая приобрела функции дополнительного, усиленного контура банковского надзора: далеко не каждый банк, получивший банковскую лицензию, мог войти в ССВ. Например, рухнувший недавно Межпромбанк в ССВ так и не вошел и был вынужден покупать небольшой банк, уже ставший членом системы. ЦБ начал контролировать качество банковских активов, получив право предписывать банкам создавать резервы в случае, если их активы внушают подозрение.
После гибели Андрея Козлова существенных реформ в банковском надзоре не проводилось. А кое-что, особенно в части прозрачности банков, было даже потеряно. Андрей Козлов обладал и решительностью, и политическим ресурсом, чтобы проводить решения, ущемляющие интересы банкиров, в том числе крупных. Заменить Козлова Меликьян не смог. "После смерти Андрея Козлова инициатива перешла от ЦБ к банковскому сообществу", - констатирует Ричард Хейнсворт. Например, Геннадий Меликьян был противником безотзывных вкладов, но сейчас они все-таки должны появиться - в форме сберегательных сертификатов.

Мнения о мнениях
Руководители ЦБ - Сергей Игнатьев, Алексей Улюкаев, Геннадий Меликьян, а также их "добровольные помощники", такие как депутат Госдумы Павел Медведев, - все последние годы требовали предоставления Банку России дополнительных рычагов воздействия на кредитные организации. Банковское сообщество, включая обе банковские ассоциации, разумеется, категорически этому сопротивлялось, а на уровне публичной политики решительным противником расширения полномочий ЦБ был глава комитета Госдумы по финансовым рынкам Владислав Резник.
Важнейшей точкой столкновения двух "фракций" стала периодически возобновляемая дискуссия о так называемом мотивированном суждении. Имеется в виду право Центрального банка применять санкции против кредитных организаций, даже если формально те не совершают ничего незаконного, но специалисты ЦБ на основании косвенных признаков подозревают какую-то проблему.
Финансовый кризис показал, что вроде бы, не имея права "мотивированного суждения", ЦБ не может отлавливать банки, которые фактически дают кредиты своему владельцу, но формально оформляют их на множество подставных структур. Сам Геннадий Меликьян уже после отставки говорил, что затруднения Межпромбанка были всем известны, но формальных оснований предъявлять к нему претензии не имелось. Павел Медведев, комментируя отставку Меликьяна, сказал: "У Межпромбанка, Банка Москвы и у всех банков Матвея Урина (Дон-банк, РГТ-банк, Традо-банк, Славянский банк, Уралфинпромбанк и банк "Монетный дом". - Прим. "Ко".) формальные показатели нормативов капитала и прочее до последнего момента являлись вполне нормальными, и придраться было не к чему".
Противники же ЦБ вполне резонно опасаются, что право санкций, не обремененное никакими формальными основаниями, может превратиться в инструмент самого дикого произвола.
Так или иначе, но высшие руководители государства пока не вмешивались в профессиональный спор финансистов, и поэтому дискуссия шла своим чередом, а Владиславу Резнику фактически удалось заблокировать все важнейшие инициативы по расширению полномочий ЦБ.

Все банки равны
Геннадий Меликьян, ЦБ, ЦентробанкСпор о "мотивированном суждении" был несколько запутан еще и потому, что это дискуссия о правовых нормах, в то время как в нашей стране правоприменение важнее самих норм. Полномочий Банка России хватало, дабы испортить жизнь любому небольшому банку, хотя правомерность действий регулятора далеко не всегда была очевидной. Например, Владислав Резник считал, что Банк России вообще не имеет права следить, соблюдают ли кредитные учреждения "противоотмывочное" законодательство. Но имелись банки, чей политический ресурс зачастую превосходил ресурс ЦБ.
"Не все равны перед надзором, некоторые банки "равнее" других, - заявил председатель совета Ассоциации региональных банков России Александр Мурычев, рассуждая о задачах банковского надзора в свете отставки Геннадия Меликьяна. - Есть "неприкасаемые" банки, которые, опираясь на политический ресурс, выигрывают борьбу с регулятором. Это неправильно. "Неприкасаемых" на банковском рынке быть не должно".
"Некоторые банки, прежде всего Сбербанк, ВТБ, Банк Москвы и Газпромбанк, находились в комфортной зоне, - подтверждает Ричард Хейнсворт. - Их никогда не контролировали с точки зрения качества активов, инсайдерской информации, недобросовестных действий руководителей так же строго, как небольшие банки".
Последствием системы политических привилегий для отдельных игроков стал сначала крах Межпромбанка, а затем и "дыра" в Банке Москвы, стоившая места господину Меликьяну. "Межпромбанк и Банк Москвы попали в такое положение не в силу слабости банковского надзора, а в результате "особых" отношений с государством, которое позволяло им действовать без оглядки на ЦБ", - уверен председатель совета директоров УК "Столичная финансовая корпорация" Павел Геннель.
Напомним, что на санацию Банка Москвы государство потратило почти 400 млрд руб. Огромная сумма, учитывая то, что в кризис 2008 г. именно банки получили наибольший объем господдержки. "Мне кажется, что скандал с Банком Москвы открыл элите глаза на последствия существования некоторых банков в "комфортной зоне", - резюмирует Ричард Хейнсворт.

Без борьбы нет победы
Что же делалось при Геннадии Меликьяне? Началось приближение финансовой отчетности к международным нормам и внедрение базельских принципов регулирования. Впрочем, стратегическое решение о движении в этом направлении приняли очень давно. Кроме того, именно при Меликьяне была осуществлена важнейшая мера - поднятие размера минимального капитала банков. "Больше всего споров вызвала докапитализация банков, - отмечает Дмитрий Мосолов, первый заместитель председателя правления банка "Хоум Кредит". - Многие полагают, что она приведет к большей консолидации банковского сектора и усилению роли государственных банков на рынке. На мой взгляд, это не повлечет коренных сдвигов в банковской системе ввиду незначительного количества "недокапитализированных" банков".
Но Геннадию Меликьяну, или, точнее, Центробанку при Меликьяне, не удалось внедрить ни принцип "мотивированного суждения", ни принцип "консолидированного надзора", в соответствие с которым регулятор получил бы возможность контролировать все аффилированные с банками небанковские организации. Законопроект о консолидированном надзоре обсуждался с 2005 г., но в Думу его внесут лишь этой осенью - уже после ухода Меликьяна.

Требуется реформатор

Кого называли в числе кандидатов на пост главы банковского надзора
1. Председатель совета директоров ОАО "МДМ Банк" Олег Вьюгин
2. Первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев
3. Директор департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций ЦБ Михаил Сухов
4. Заместитель председателя ЦБ Сергей Швецов
5. Директор департамента банковского регулирования и надзора Алексей Симановский
6. Заместитель директора департамента банковского регулирования и надзора ЦБ Владимир Чистюхин
7. Член совета директоров аудиторской компании "Делойт" Дмитрий Тулин
8. Директор по макроэкономическим исследованиям ГУ-ВШЭ Сергей Алексашенко*
9. Президент - председатель правления ЗАО "Банк "ВТБ 24" Михаил Задорнов
10. Заместитель министра финансов РФ Алексей Саватюгин

Меликьян никогда не был революционером. Почти сразу после своего назначения главой комитета по банковскому надзору он написал статью, в которой заявил, что систему надзора стоит развивать на базе существующей платформы и без революций. Возможно, Геннадий Меликьян не был создан для конфликтов: он пять лет (с 1992-го по 1997-й) занимал кресло министра труда, но покинул пост буквально через неделю после начала Всероссийской акции протеста профсоюзов. В то время Меликьян тоже подчеркивал, что отставка - добровольная, но далеко не все верили в эту версию. Хотя Меликьян и не был консерватором, как утверждал публицист Олег Греченевский, именно он являлся фактическим руководителем аналитической группы, работавшей в начале 1980-х в Госкомтруда и пришедшей к выводу, что советская экономика уступила западной даже по темпам роста и что при отсутствии экономических реформ страну в самом ближайшем будущем ждет кризис. Так это или нет, доподлинно неизвестно, но в новейшей истории России господин Меликьян занял место в ряду самых известных реформаторов. Кстати, со многими из них он был знаком еще по учебе на экономическом факультете МГУ. Его даже приглашали в "команду Гайдара", созданную Геннадием Бурбулисом и Алексеем Головковым при Госсовете Российской Федерации.
Однако, будучи адекватным профессионалом и прогрессивно мыслящим экономистом, Меликьян не был конфликтным человеком, и, видимо, по сравнению с предшественником ему не хватало "пробивной силы". При этом, как заявил "Ко" председатель правления одного крупного столичного банка, "Меликьян был самый адекватный человек в ЦБ, не зашоренный инструкциями, отличался объективным подходом к банкам и в случае необходимости всегда шел на компромисс". Примечательно, что именно компромиссность бывшего зампреда ЦБ отмечают все опрошенные "Ко" банкиры. Видимо, Андрей Козлов не был "столь взвешенным". Но теперь то, что не удалось сделать ЦБ в "эпоху Меликьяна", международные рейтинговые агентства именуют важнейшими недоработками российского банковского надзора. Как сказал старший аналитик агентства Moody`s Евгений Тарзиманов, отсутствие в нашей стране надзора за отношениями банков со связанными сторонами, консолидированного надзора, регулирования по МСФО, а также возможности применять профессиональное суждение приводит к тому, что пока по четырехбалльной оценке агентства отечественный банковский надзор имеет низший балл - единицу.
"Менять главу банковского надзора было нужно уже давно, поскольку в этой сфере сейчас наблюдаются огромные проблемы, а Геннадий Меликьян, который изъявлял желание покинуть свой пост еще в декабре, явно не подходит на роль реформатора, - рассуждает управляющий директор ФГ "БКС" Сергей Данилов. - Для того чтобы кардинально изменить систему, нужны свежий взгляд и новый подход. Но обвинять Меликьяна во всех бедах, конечно, неправильно. Руководить этим направлением такой длительный срок просто невозможно - спорные и конфликтные ситуации возникают регулярно, а Меликьян возглавил надзор еще в 2006 г., сразу после убийства первого зампреда ЦБ Андрея Козлова".
"В отличие от 2008 г., у государства сейчас значительно меньше ресурсов - предвыборный бюджет очень напряженный. Расходная часть раздута, и лишних денег на спасение новых проблемных банков нет, поэтому отставка Геннадия Меликьяна вполне обоснована. Формально его уход добровольный, но фактически проблемы банковского надзора сейчас так остры, что без "свежей крови" обойтись нельзя", - констатирует заместитель генерального директора по инвестиционному анализу ИК "Церих Кэпитал Менеджмент" Андрей Верников.

Гайки закручиваются

Геннадий Меликьян
Год рождения: 1947
Образование: в 1974-м окончил экономический факультет МГУ. Кандидат экономических наук, действительный член Академии социальных наук, профессор.
Опыт работы:
1977 - 1983: ведущий экономист, начальник сектора сводного отдела по труду и социальным вопросам ГК Совмина СССР по труду и социальным вопросам
1983 - 1986: заместитель начальника отдела организации и производительности труда ГК Совмина СССР по труду и социальным вопросам
1986 - 1989: помощник заместителя председателя Совмина СССР
1989 - 1991: заместитель, а позже заведующий сводным отделом экономической реформы ГК Совмина СССР по экономической реформе
май - декабрь 1991: заместитель председателя ГС по экономической реформе
1991 - 1992: вице-президент, член правления Международного фонда экономических и социальных реформ
1992 - 1996: министр труда РФ
1996 - 1997: министр труда и социального развития Российской Федерации
1997 - 2003: зампред правления Акционерного коммерческого сберегательного банка России
2003 - 2007: зампред Банка России, руководитель Главной инспекции кредитных организаций ЦБ России, с сентября 2006-го - председатель комитета банковского надзора ЦБ
2007 - 2011: первый зампред Банка России

Меликьян ушел, но борьба за и против расширения полномочий ЦБ продолжается. Сотрудники Центробанка полны решимости усиливать надзор. Директор департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России Михаил Сухов, выступая на недавнем банковском форуме в Сочи, пообещал, что регулятивное воздействие на рынок расширится, ЦБ будет следить, чтобы банки формировали как резервы, так и "упакованные для продажи" активы на случай непредвиденных потерь. Кстати, именно Михаил Сухов, по мнению Сергея Данилова, - наиболее вероятный преемник Меликьяна.
"Политика ЦБ в области надзора в последние годы последовательна в закручивании гаек. Скорее всего, такой она и останется, хотя, возможно, в ближайшее время произойдет дополнительный скачок в ужесточении требований", - подтверждает Павел Геннель. В частности, это выразится в том, что ЦБ получит право требовать от банков внесения изменений в систему управления рисками. Будет также введен принцип "консолидированного надзора". Среди идей, озвучиваемых представителями ЦБ, называют также введение контроля за деловой репутаций банкиров. И конечно, ЦБ продолжит борьбу за право "мотивированного суждения".
Но и сторонники либерализации надзора не дремлют. Важным успехом "антицентробанковского" лобби стало принятие закона о национальной платежной системе, уничтожившего монополию банков на расчеты, а значит, выводящего расчеты за пределы компетенции ЦБ. Наконец, Владислав Резник подготовил законопроект "О саморегулировании в банковской сфере", предполагающий, что часть полномочий ЦБ перейдет саморегулируемым организациям банков.
И самое интересное: президент поручил Минфину разработать законопроект, вводящий ответственность надзорных органов и их работников за ошибки, подобные промаху с Межпроманком.
"Надзор ЦБ беспредельно забюрократизирован и неэффективен потому, что ЦБ реально не отвечает рублем за банкротство банка. Вот если бы ЦБ, то есть государство, гарантировало в случае банкротства банка возврат 100% вложенных в банк средств всем клиентам, то тогда контроль был бы совсем другой. И добавить к этому персональную ответственность с реальным уголовным преследованием конкретных руководителей. Впрочем, это касается любой сферы, где чиновники осуществляют какой-либо контроль", - возмущается глава правления крупного подмосковного банка. Он отказался подписываться под этими словами, пояснив, что "не хочет подставлять акционеров".
Если идея персональной ответственности реализуется, то отставки главы надзорного комитета ЦБ станут рутинным явлением.



* признан в России иноагентом.

Еще по теме