Top.Mail.Ru
авто

Легендарный провал: каким 2022 год был для авторынка и что будет дальше

Фото: Евгений Одиноков / РИА Новости Фото: Евгений Одиноков / РИА Новости

Автопром оказался одной из наиболее пострадавших в результате геополитического кризиса отраслей. Уход крупных брендов, проблема с поставками комплектующих — все это бросило серьезный вызов игрокам отрасли. Каким был этот год и что ждет авторынок в 2023-м, в авторской колонке для журнала «Компания» рассказывает основатель ГК «АвтоСпецЦентр», экс-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» и бизнес-эксперт Владимир Моженков.

Текущая ситуация

Уходящий год стал самым провальным. Никогда еще за 30 лет нового российского капитализма автомобильный рынок не падал так сильно — ожидается снижение примерно на 60%. Почему это произошло?

Последние 15–18 лет действовала следующая четкая стратегия: мы пригласили мировых автопроизводителей, дали им льготные условия, они построили заводы по производству автомобилей и автокомпонентов. И эта стратегия работала. Она была рискованная, но действенная. И в целом оправдывала ожидания, потому что все понимали — мировые автопроизводители могут сделать автомобиль лучше, чем российский автопром.

Но в один момент, известно какой, политики стран данных брендов сказали покинуть Россию. Как школьники, послушные сигналу учителя, они «вышли из класса», неся при этом убытки в сотни миллионов долларов и евро, так как в российский автопром были вложены миллиарды. Брошены офисы, заводы по производству автомобилей и автокомплектов. Фактически на сегодняшний день у нас отсутствует автомобильная отрасль — необходимо начинать все заново, возможно, даже как в тридцатые годы.

Какие-то заводы «подхватил» Минпромторг в лице НАМИ под обязательство, но часть из них по-прежнему простаивают в ожидании покупателя. Теперь нужно создавать заново автомобильную отрасль, чтобы предложить россиянам качественные автомобили, и этот отложенный спрос нарастает.

Что ждет авторынок в 2023 году

Несмотря на вышеописанные сложности, в 2023-й я смотрю с оптимизмом: если в этом году будет продано 650–680 тысяч автомобилей, в следующем мы можем разменять один миллион. Благодаря чему? Есть три составляющих: первая — наши производители. АвтоВАЗ должен усилить, насытить рынок определенным количеством автомобилей, выходит на рынок завод «Москвич». Больше будут продавать машин с пробегом, заниматься сервисом, запчастями.

Вторая составляющая — китайский автопром. Место мирового автопрома на российском рынке займет китайский — сегодня формируются большие дилерские сети по продаже автомобилей из Поднебесной. Дилеры, которые ранее работали с европейцами, американцами, японцами, активно заключают договоры с китайскими производителями.

Китайские автомобили уже заняли в ноябре — декабре первое место по количеству продаваемых автомобилей среди иномарок. Как гласит народная мудрость — свято место пусто не бывает. Поэтому максимум к лету следующего года, вероятнее всего, сформируются супермощные сети китайских производителей, которые начнут активно заходить на российский рынок.

Третья составляющая — параллельный импорт. Логистические пути разрастаются, поэтому автомобили среднего, премиального и люксового класса будут приходить по параллельному импорту. А массовый сегмент займут машины с АвтоВАЗа, «Москвича» и, вероятно, даже из Ирана.

Проблемы дилеров

Что происходит с сообществом автодилеров? Здесь по большому счету катастрофа. Собственники вложили миллиарды долларов, построили дорогостоящую инфраструктуру, которой пользовались граждане РФ. Сейчас это инфраструктура, в которой миллиарды долларов, и, кроме убытка и проблем многим, она ничего не приносит. Каждый третий дилерский центр работает на банк, поскольку сильно закредитован. Расплачиваются собственники, поэтому правительству стоит рассмотреть поддержку данной отрасли, иначе что может произойти завтра?

Как только снизилась доходность, сервисные станции и отделы продаж стали покидать профессионалы. Их места занимают непрофессионалы, которые согласны работать за малую зарплату. И, условно выражаясь, если ранее был продавец, то сейчас у многих салонов есть просто консультант. Поэтому, когда вы приходите в автосалон, он сообщает две вещи: сколько машин такой модели осталось и сколько они стоят. И дает понять, что если вы это не купите, то это сделает кто-то другой. Но завтра и этих машин не будет.

Еще страшнее, когда на сервисе будут работать такие дилетанты, которые за небольшую зарплату будут спрашивать: «Что вам сделать? Где находится топливный фильтр? Какие колодки поменять, не подскажете?» Я немного утрирую, но тенденция такая.

Когда я руководил «АудиЦентр Таганка», мы попадали в кризисы, но создавали предпосылки, благодаря которым оставались эффективной компанией. Мы считали все на единицу: на один квадратный метр, на одно рабочее место, на одного продавца, на одного сотрудника, отдачу от одного рубля, и только этот путь спасет от разорения. 

Это общий тренд всех компаний в России, потому что следующий год будет трудным, и, по всем данным и аналитикам, экономика будет еще падать. Поэтому здесь эффективностью нужно заниматься каждому собственнику, неважно, в какой отрасли он занят.

Перспектива возвращения мировых брендов в Россию

Смогут ли мировые автопроизводители вернуться в ближайшей перспективе в Россию? В настоящее время я не рассматриваю такую вероятность. Предполагаю, что эта перспектива 5–10 лет, возможно, и больше.

Однако, ожидая этого возвращения, не стоит недооценивать потенциал азиатского рынка. Когда я впервые попал на Пекинский международный автосалон, то был удивлен и обилию китайских марок, и их качеству. Думаю, китайские производители наладят логистику, организуют четкую маркетинговую политику в России, настроят комплексную поддержку дилеров.

Большинство из тех, кто ранее работал с мировыми брендами, станут представителями китайского автопрома и в течение ближайших 2–3 лет разменяют 1 000 000 автомобилей в год по продажам в РФ. Так что будем пересаживаться на китайские авто, а кто-то по параллельному импорту будет приобретать те автомобили, к которым уже привык.

Однако гипотетически, когда наступит момент возврата мировых производителей, дилеры «переобуются» очень быстро. И, мне думается, наученные горьким опытом, уже не будут строить салоны-дворцы по корпоративным стандартам, а станут более правильно рассчитывать через свою доходность предстоящий бизнес. Такой возврат произойдет довольно быстро, поскольку мировой автопром остается мировым.


Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции

Еще по теме