Top.Mail.Ru
архив

Легкий наполнитель

Спутниковая связь наращивает обороты по всему миру. Однако масштабность первоначальных затрат часто вынуждает операторов спутниковой связи искать обходные пути. Международная организация «Интерспутник», оставшись без поддержки своего крупнейшего инвестора – американской Lockheed Martin, разработала программу запуска серии легких, относительно недорогих спутников связи. А арабский оператор мобильной спутниковой связи Thuraya и вовсе обходится одним геостационарным спутником.

Свято место пусто не бывает

Межгосударственная организация (МОКС) «Интерспутник» приступила к разработке новой системы связи, которая будет базироваться на спутниках малой и средней пропускной способности. Этими спутниками МОКС рассчитывает заполнить 14 из 15 принадлежащих ей орбитальных позиций. Если проект потерпит неудачу, «Интерспутник» рискует потерять часть своих мест на орбите. Схема распределения орбитальных позиций выглядит следующим образом: Международный союз электросвязи (МСЭ) каждые пять лет закрепляет за государством или организацией место на орбите и частотный диапазон. Если страна или организация за указанный срок не смогут заполнить свою орбитальную позицию работающим спутником, лицензия уйдет к другому претенденту. Сегодня спрос на позиции как никогда высок, и места на орбите долго пустовать не будут. За «Интерспутником» закреплено 15 орбитальных позиций, но заполнена из них только одна. На ней находится спутник LMI-1, созданный совместным предприятием LMI – детищем «Интерспутника» и американской аэрокосмической корпорации Lockheed Martin. В планы «Интерспутника» входило создание глобальной интегрированной системы космической связи и запуск еще нескольких спутников серии LMI. Но этому проекту сбыться было не суждено: главный инвестор – компания Lockheed Martin изменила свои планы. В прошлом году Lockheed Martin приобрела оператора спутниковой связи Comsat, после чего более мелкие проекты (в том числе и совместное предприятие с «Интерспутником») перестали ее интересовать. Привлечь новых инвесторов к масштабному проекту «Интерспутника» было практически невозможно: расходы на создание и запуск спутников типа LMI составляют порядка $250 млн и по плечу только таким крупным компаниям, как Lockheed Martin или Boeing. Чтобы выйти из положения и не потерять позиции на орбите, «Интерспутник» был вынужден разработать альтернативную стратегию.

«А сегодня за три, но маленькие...»

По мнению представителей «Интерспутника», новая программа запуска легких и более дешевых спутников, получивших название «Интерспутник-100М», вполне перспективна. В последнее время в мире растет заинтересованность в легких спутниках связи. Их главными заказчиками являются небольшие государства или крупные корпорации, для которых ввод в эксплуатацию крупного спутника является нерентабельным. Главную экономию здесь дает запуск – одна ракета-носитель «Протон» может вывести на орбиту либо один тяжелый спутник, либо три легких. Масса легкого спутника не превышает 1 тонны, а обычно составляет 500 – 800 кг, тогда как тяжелый спутник весит более 2 тонн. Таким образом, стоимость производства, запуска и поддержания легкого спутника, по данным представителей «Интерспутника», в 6 – 7 раз меньше, чем соответствующие расходы на один тяжелый спутник, и составляет $35млн – $40 млн. По данным директора по продажам «Интерспутника» Штефана Коллара, срок окупаемости легкого спутника по пессимистичному сценарию составляет пять лет. Тяжелый спутник окупается гораздо дольше. По данным Бориса Антонюка, начальника ГП «Космическая связь» (организации, ведающей запуском российских спутников связи), тяжелые «Экспрессы» и «Горизонты» вернут инвестиции через 6,5 лет – при том, что нагрузка на эти спутники весьма велика. От нового проекта «Интерспутника» выиграют российские организации. В первую очередь производители: платформу для спутников «Интерспутник-100М» станут изготовлять отечественные предприятия – красноярское НПО «Прикладная механика» и реутовское НПО «Машиностроение». Электронную начинку для спутников будут заказывать у западных производителей. Сегодня использование российских платформ и российских ракет-носителей – наиболее экономичный вариант. Несмотря на то что на рынке космических запусков действуют много игроков, включая США, Францию, Китай и недавно присоединившуюся к ним Индию, российская ракета-носитель «Протон» по-прежнему остается главной «рабочей лошадкой». Дело за клиентами – по словам представителей МОКС, каждый спутник будет запускаться под конкретного заказчика. Переговоры с несколькими потенциальными клиентами уже ведутся, однако «Интерспутник» не разглашает их имен. Известно только, что в числе наиболее вероятных клиентов – государственная телекомуникационная компания одной из ближневосточных стран и частный оператор связи из Европы.

Поговорим через Шарджу

Если в перспективности спутниковой связи для операторов никто не сомневается, то судьба мобильной спутниковой связи остается под вопросом. Банкротство Iridium стало показательным примером: от полного умирания проекта и затопления спутников его спас только заказ министерства обороны США. На свои спутниковые нужды американское военное ведомство выделило $72 млн. Дела у другого крупного оператора – GlobalStar тоже идут не лучшим образом: компания терпит убытки, а количество ее абонентов хоть и растет, но слишком медленно. Тем более странным выглядит на этом фоне амбициозный проект оператора подвижной спутниковой связи – компании Thuraya из Объединенных Арабских Эмиратов. Thuraya заявила о своем намерении предоставлять услуги мобильной спутниковой связи в России. У компании всего один геостационарный спутник Thuraya 1, запущенный в прошлом году компанией Boeing Satellite Systems – отделением американской аэрокосмической корпорации Boeing. В зону покрытия спутника входят Ближний Восток, Северная и Центральная Африка, Европа, южные регионы России, Средняя Азия и Индия. По словам представителей Thuraya, для того чтобы охватить центральные районы России, зеркало спутника будет повернуто в ущерб африканским территориям. Кроме того, в 2002 году Thuraya планирует запустить второй спутник. Впрочем, поворот зеркала – самая простая из задач, стоящих перед Thuraya. Прежде чем начать предоставлять услуги через своего российского представителя – компанию «ТМ САТ», – Thuraya должна получить лицензию Минсвязи РФ. По мнению экспертов рынка, никаких реальных шансов на это у арабского оператора нет. По словам Владимира Теремецкого, коммерческого директора компании «ГлобалТел», являющейся российским представителем сети GlobalStar, без постройки наземной станции в России выдача лицензии для иностранного спутникового оператора невозможна. «Лицензию не дадут хотя бы потому, что не выполняются требования по СОРМ. В свое время мы прошли все процедуры по получению лицензии. Так что знаем об этом не понаслышке», – говорит Теремецкий. Рекордно низкие тарифы, которые намерена ввести Thuraya, тоже вряд ли помогут ей в деле завоевания российского рынка. Дело в том, что объявленный компанией тариф $0,5 за минуту касается только звонков с терминала на терминал. По словам Теремецкого, большая часть звонков – 70% и более – у оператора спутниковой связи идет через общие телефонные сети. А в этом случае себестоимость звонка существенно возрастает, поскольку появляются расходы на оплату пропуска трафика через сеть другого оператора.

СПРАВКА

Международная организация космической связи «Интерспутник» создана в 1971 году рядом стран Европы, Ближнего Востока и Азии, в число которых входит и Россия. «Интерспутник» оказывает услуги спутниковой связи, эксплуатируя собственный (в доле с Lockheed Martin) спутник LMI-1 и арендуя каналы на других спутниках – в частности, у российской государственной организации ГП «Космическая связь». Среди пользователей «Интерспутника» – государственные и частные вещательные и телекоммуникационные компании из разных стран мира. Компания Thuraya Satellite Telecommunications основана в 1997 году. Ее штаб-квартира расположена в Абу-Даби (ОАЭ). Учредители – 18 крупнейших операторских и производственных компаний Ближнего Востока. Разработчик системы (и миноритарный акционер) – американская Boeing Satellite Systems (в прошлом – Hughes Space & Communications). Общая стоимость ближневосточного проекта Thuraya превышает $1 млрд.

Еще по теме