Top.Mail.Ru
архив

Левый импичмент

Парадигма развития, обозначенная примаковским кабинетом и его курсом, казалось, должна бы завершиться. Однако естественная смерть правительства была отсрочена противоестественными действиями империалистических агрессоров, благодаря которым Евгений Максимович, как в компьютерной игре, получил вторую жизнь вместе со всей своей командой. Ситуация зависла, экономика отошла на второй план, ею никто не интересуется, и она тихо исчезает из жизни.

В этом мы похожи на сербов. В Югославии сейчас тоже мало кто интересуется экономическими реформами, инвестиционным климатом, состоянием платежной системы и будущими международными связями. У нас похожая ситуация с единственной разницей - нас не бомбят. Но такое впечатление, что бомбят. Тем не менее все это каким-то образом должно было разрешиться. И тут наши талантливые коммунисты подмогли. Еще в прошлом году они затеяли процедуру импичмента, которая сейчас оказалась как никогда вовремя. И самое смешное, что теперь они сами не могут от нее избавиться. Процедура эта может быть прекращена только путем безоговорочной капитуляции, что для коммунистов неприемлемо.

Что же на самом деле происходит? Совершенно очевидно, что успех процедуры импичмента в парламенте лишает Думу основания рассчитывать на элементарную лояльность со стороны президента. Процесс же в том виде, в котором он затеян, не имеет перспектив. Не стоит доказывать лишний раз, что ни одно из обвинений, которые там содержатся, не имеет под собой правовых оснований и что они исключительно идеологические. А импичмент не может быть на этом основан. Но самое смешное - это Чечня. Чеченская война случилась на прежнем президентском сроке. Формально президент был избран после войны. И она не имеет никакого отношения к его нынешнему сроку, тем более что после переизбрания президент эту войну и закончил. Избиратели свое слово сказали. Президента можно обвинять только в одном: в том, что он не восстановил конституционный порядок в Чечне. Но пусть тогда и обвиняют его именно в этом: не восстановил конституционный порядок и подписал капитуляцию в Чечне, нанеся ущерб территориальной целостности России.

Если называть вещи своими именами, то очевидно, что хуже Думы, чем та, которая есть сейчас, для президента быть не может. Разве может быть хорошей Дума, объявившая ему импичмент? А с мазохистским рвением поддерживать правительство, которое славно только тем, что опирается на такую Думу и никаких других достоинств не имеет, тоже никакого смысла нет. Таким образом, президент абсолютно свободен в выборе фигур. Замечу, что новое правительство мог бы возглавить даже Чубайс. Разговоры о том, что в этом случае начнется недовольство и поднимется мускулистая рука миллионов рабочего люда, а «ярмо деспотизма, огражденное солдатскими штыками, разлетится в прах», - это чушь. Никакая рука не поднимется, и нет оснований считать, что население больше любит Думу, чем Чубайса. В Думе сами распространяют сведения о том, что их любят. Было бы странно, если бы они распространяли обратное.

Ситуация, если импичмент не проходит, не дает президенту оснований для немедленной смены правительства. Но это настолько серьезное публичное поражение левых, что оно не может быть интерпретировано иначе как основание для избавления от такого правительства. То есть из правительства уходят красные импотенты, а Примаков уходит вслед за ними в знак несогласия. Не сделать этого он просто не может. Всякие шансы просуществовать и совершить маневр он потерял. Да, собственно, это ему сейчас и не нужно.

Все было бы хорошо, если бы не внешнеполитическая ситуация. По мере развития событий в Югославии на Западе укреплялось доверие к г-ну Примакову как к единственному человеку, который способен стабилизировать ситуацию в России и быть приемлемым партнером для Запада. Им совершенно ни к чему мощная и процветающая Россия. Так же как и нам не нужны, к примеру, мощные и процветающие Нигерия, Камерун и т. д. Примаков действительно стабилизирует ситуацию, а точнее, консервирует на некоторое время. Не случайно ведь Запад успокаивает и себя, и всех тем, что заявления воинствующего толка, звучащие из России, носят исключительно внутриполитический характер и никто на самом деле не собирается перенацеливать боеголовки или, к примеру, вступать в войну. Я думаю, что эта уверенность владеет не только западной прессой, но и политическим руководством и военным командованием НАТО. Иначе они бы не решились на то, на что решились.

Но нам-то это к чему? Почему Россия должна входить в положение Запада, который вполне устраивают такой Примаков и такой режим. У нынешних руководителей западного сообщества, и в первую очередь у американской администрации, есть очевидный интерес к тому чтобы такое положение сохранилось. В связи с этим появление персоны Черномырдина достаточно показательно.

Примаков - человек, который может работать только с американцами, с Олбрайт, с Клинтоном и т. д. Черномырдин же классический тип политика, который должен решить другую задачу. Я имею в виду его взаимоотношения с западным финансовым, политическим и экономическим сообществом. Он должен, не занимаясь посредничеством, как какой-нибудь Холбрук или Коффи Анан, представлять понятные и определенные интересы России. Черномырдину сейчас за очень небольшой срок предстоит протоптать тропинку, по которой Россия сможет вернуться к нормальным взаимоотношениям с западным сообществом после неизбежной кадровой санации левого правительства.

Еще по теме