Top.Mail.Ru
рынки

Лицом к России, боком к Европе

Фото: Kremlin pool / Global Look Press Фото: Kremlin pool / Global Look Press

После встречи глав России и Китая в Пекине мировые СМИ подхватили тезис о стратегической зависимости РФ от КНР. Его кричащая громкость призвана сгладить слабость аргументации. Факты говорят о другом: став стратегическим партнером Китая, Россия имеет шанс укрепить связи с Европой, как это ни парадоксально звучит.

Во-первых, Пекин и Москва действуют последовательно. Объявив о создании разветвленной транспортно-логистической системы «Пояс и путь» в 2013 году, в КНР ни разу не отступили от своего намерения. А РФ с самого начала рассматривалась руководством Поднебесной как важный партнер в проекте. В свою очередь, в Москве инициативу тоже поддержали, несмотря на то что скептики указывали на трудности российского участия в транспортно-логистической составляющей проекта. Однако его политический смысл нельзя было переоценить, что прекрасно осознавали обе стороны. Россия тогда стремилась к переходу на качественно иной уровень взаимодействия с европейской экономикой, оставаясь одним из ключевых интеграторов евразийского пространства. А в проекте протяженного Нового шелкового пути не менее нуждалась сама Европа — Германия, Италия, Франция, Венгрия, а также Средиземноморский регион с большим Ближним Востоком, чье благосостояние влияет на положение дел в Европейском союзе достаточно сильно.

Для Европы эти планы более тесного сотрудничества с Китаем вовсе не новы — еще в 70-х годах прошлого столетия европейские элиты активно соперничали с США за более глубокую экономическую связь с КНР. Но тогда США взяли верх, выстроив долгосрочное экономическое партнерство с Пекином в период китайских реформ.

Спустя три десятилетия, воспользовавшись охлаждением отношений Вашингтона и Пекина при Обаме, Европа намеревалась взять реванш. И весь Европейский регион заинтересованно откликнулся на инициативы азиатского дракона. Россия также не собиралась оставаться в стороне от интеграционных процессов в Евразии. 

Недовольны были только Соединенные Штаты, чья зависимость от Китая на тот момент действительно имела стратегический характер. На критике чего Дональд Трамп во многом и построил свою первую предвыборную кампанию.

Но коронавирус нарушил планы евроазиатской интеграции. Однако Китай не собирался отступать. И даже с началом СВО для Москвы и Пекина принципиально ничего не изменилось. Наоборот, их отношения еще более упрочились. Несмотря на принятые против России санкции, Европа робко, но все-таки проявила заинтересованность в продолжении начатых инициатив. Особенно активна Венгрия: неслучайно премьер-министр Виктор Орбан был единственным западным лидером на форуме «Один пояс — один путь». 

Франция, Германия и Голландия тоже держат руку на пульсе и не намерены отказываться от экономического сотрудничества с КНР. Таков реальный стратегический расклад интересов независимо от заголовков прессы.

Взаимная зависимость

По оценке Bloomberg, к настоящему времени «Россия стала зависеть от Китая во всех сферах своей экономики». Подразумевается, что в стратегически важных отраслях экономика РФ привязана к китайскому спросу и предложению.

В условиях небольшой емкости внутреннего рынка и проблем на западной границе России КНР действительно остается важнейшим партнером Москвы. Но так ли это плохо, если и Европа тоже видит в ней своего важнейшего партнера?

Еще осенью 2021 года Йохан Вандерплаетсе, председатель правления Ассоциации европейского бизнеса, бывший президент Schneider Electric в России и СНГ, отмечал, что санкционная политика убивает мировую цепочку поставок и ведет к экономической обособленности. Разрушительные инициативы при этом шли преимущественно от Запада, а никак не от Востока. Уже тогда намечалась серьезная конфронтация, инициаторы которой находились в Вашингтоне, а Европа вынуждена была действовать с оглядкой на них, что европейскому бизнесу, по мнению Вандерплаетсе, не сулило ничего хорошего. 

Мировая растущая созависимость, которую никто не считал до пандемии чем-то противоестественным, обусловлена объективными процессами. Хотя бы тем, что значительная часть субъектов большого бизнеса фактически наднациональна и большая их часть находится не в России. Несколько столетий производство и торговля становились трансграничными не для того, чтобы в одночасье разойтись по национальным квартирам, даже если бы кто-то этого сильно жаждал. 

Корреспондент CNN в Гонконге Лаура Хе написала в своей статье, что «вторая по величине экономика мира зависит от России и Ближнего Востока в удовлетворении большей части своих энергетических потребностей» и что КНР будет любой ценой сохранять хорошие отношения с крупнейшими нефтедобывающими странами, включая РФ, особенно в условиях дестабилизации Ближнего Востока. Ведь Китай является крупнейшим в мире импортером нефти и покупает 71% ее за рубежом. Россия вышла на первое место в этих поставках, опередив Саудовскую Аравию.

О растущей зависимости Китая от российских технологий говорит и сингапурский портал ThinkChina, пишущий как для западной аудитории, так и для жителей Поднебесной. Это одно из немногих прозападных СМИ, свободно читаемых в Китае. Издание указывает на то, что для КНР Россия является не только ключевым поставщиком нефти и природного газа, но еще и источником военных технологий. Народно-освободительная армия Китая (НОАК) стремится модернизировать свои обычные и ядерные силы к 2035 году, а РФ как одна из крупнейших в мире ядерных держав могла бы ей в этом помочь.

еще по теме:
Индо-Китай: ничего личного, только бизнес?
60 лет назад СССР запустил процесс индустриализации у своих азиатских союзников. Возможно ли обратное движение на новом технологическом уровне?
Индустриализация

Единым путем, если получится

«Проблема зависимости от Китая действительно актуальна, но не так тотальна, как хотели бы западные страны. Конфронтация с Западом и наложение санкций поставило крест на диверсификации поставок в Россию технологий и сложных товаров, а также сделало Китай, по сути, единственным покупателем энергоресурсов, что сильно снизило гибкость энергетической политики РФ, привело к ограничению маневренности на энергетическом мировом рынке», — сказал журналу «Компания» старший научный сотрудник центра «Россия, Китай, мир» ИКСА РАН Тлеш Мамахатов.

Эксперт отметил, что пропускная способность российских транспортных коммуникаций недостаточно высока. К тому же системы железных дорог РФ и Китая имеют разные стандарты колеи, потому их интеграция довольно затруднена. Но при этом возможность использования и включения российских путей в проект «Шелковый путь» все еще остается.

Крайняя загрузка Транссиба требует его расширения и развития, в том числе и улучшения характеристик БАМа, это в перспективе также одно из направлений сотрудничества с КНР для дальнейшей интеграции в систему китайских дорог, отметил Мамахатов.

Для осуществления масштабных преобразований необходимо расширение сотрудничества российского и китайского бизнеса. Однако в сегодняшних условиях корпоративные контакты могут расширяться в основном на неофициальном уровне, напомнил эксперт, так как велика угроза вторичных санкций, что может навредить китайским компаниям в западных странах, где находятся приоритетные покупатели для КНР.

еще по теме:
Свинина по-пекински: российские производители смогут поставлять мясо в Китай после 15 лет запретов
Как новые экспортные возможности отразятся на внутреннем рынке
Свинина по-пекински

Как бы там ни было, европейская экономика проиграет без выверенной политики по отношению к Китаю в целом и к трансазиатскому коридору, главным драйвером которого остается КНР. И стратегическая растерянность, в которой сейчас пребывают европейские политики, лишь мешают выстраивать приемлемый порядок на всей протяженности евразийского пространства, что делает сближение России и Китая единственным стабилизирующим фактором на этом пространстве для всех существующих в нем стран.