Top.Mail.Ru
архив

Лицом в тополиный пух

ЖУРНАЛИСТСКИЙ ажиотаж, вызванный обысками в офисах "Медиа-Моста", явно порадовал первого зампредседателя совета директоров медиа-холдинга Игоря Малашенко: "Это прецедент. Я не знаю ни одной пресс-конференции, которая началась бы вовремя. И уж тем более раньше намеченного срока".

Такую прекрасную возможность для ажитации Владимиру Гусинскому предоставили доблестные сотрудники Генпрокуратуры и ФСБ, устроившие "маски-шоу" в офисах едва ли не самого крупного частного медиа-холдинга аккурат через четыре дня после инаугурации второго президента России.

Генпрокуратура оказалась не в состоянии внятно разъяснить причины внезапного интереса к документообороту компании Гусинского. Суммируя путаные объяснения блюстителей закона, можно предположить, что в "Мосте" искали улики, связанные с уголовным делом двухгодичной давности, возбужденным по факту незаконного использования бюджетных средств в какой-то не называемой государственной компании. Кроме того, служба безопасности "Моста" якобы незаконно вторглась в чью-то частную жизнь и нарушила чью-то коммерческую тайну...

Последнее было "Мосту" тем более кстати, что позволяло связать обыски с расследованием деятельности генерала ФСБ Заостровцева, проведенным принадлежащей холдингу газетой "Сегодня". Показательно, что при этом принимается как должное такой российский феномен, как участие спецслужб в журналистских расследованиях. Да и утверждения Малашенко о том, что "Мосту" было известно о готовящейся операции Генпрокуратуры, говорят о многом. Филипп Бобков (одна из ключевых фигур в службе безопастности "Моста") знает свое дело.

И, кстати, вполне возможно, что одним из косвенных мотивов наезда на "Мост" стала застарелая неприязнь между выходцами из ленинградского КГБ (которые сейчас составляют костяк руководства ФСБ) и их московскими коллегами, в свое время перешедшими на работу к Владимиру Гусинскому. Точно так же, как изгнанному из органов в конце 80-х генералу Коржакову было за что мстить своим бывшим сослуживцам, которых его подчиненные столь бесцеремонно уложили "лицом в снег" в декабре 1994 года у стен мэрии.

Вообще руководители "Медиа-Моста" сейчас очень часто вспоминают те события. Снова идет чеченская кампания. Снова власть делает ставку на спецслужбы. Снова силовая акция направлена против компании, чьи СМИ освещают события с отличной от официальной точки зрения.

Однако есть и весьма существенные различия. И дело не только в том, что на дворе май, а не декабрь и вместо снега в воздухе кружит тополиный пух.

Практическая польза от акции Коржакова состояла прежде всего в том, что немедийный бизнес "Моста" после известных событий дал серьезный сбой. Сейчас Мост-банку, "Спасским воротам", "Мост-Девелопмент" едва ли что-либо угрожает. Та клиентура, которая могла уйти, уже имела возможность это сделать - и после дефолта, и после разбирательств с Внешэкономбанком.

Есть, правда, определенная вероятность, что Бобкову и его команде удалось "нарыть" нечто такое, что лучше вовремя изъять. Вырвать у змеи жало.

Но, как мы видим, сам процесс вырывания жала сопровождался таким шумом, что мало не покажется. И если в 1994 году к Гусинскому на Западе относились как к представителю полубандитского российского бизнеса, то сейчас этот медиа-магнат рассматривается зарубежными наблюдателями чуть ли не как главный антикоррупционер и поборник свободы слова. Одно совместное выступление с Карлой дель Понте в Давосе чего стоит. К тому же в "Медиа-Мост" уже вложены деньги американских инвестиционных фондов, купивших в конце прошлого года по 4% акций НТВ и ТНТ. Так что любые политические гонения на медиа-холдинг и его руководителей способны серьезно осложнить отношения с Западом.

Поэтому Кремлю выгоднее и спокойнее бороться с оппозиционным "Мостом" экономическими методами, что, собственно говоря, он руками Александра Волошина и делал до недавнего времени. Заключительным актом должно было стать требование "Газпрома" о немедленном погашении кредита в $211 млн. (Правда, первый зампредседателя совета директоров "Медиа-Моста" Андрей Цимайло утверждает, что никакого давления со стороны РАО не было: "Просто конкуренты вырвали из контекста письмо, являющееся всего лишь элементом переписки с одним из наших акционеров и партнеров".) У Гусинского практически не оставалось иного выхода, кроме как продать газовому концерну контрольный пакет НТВ. Вот это действительно грамотная нейтрализация. Неужели у стального Александра Стальевича Волошина сдали нервы?

Или Гусинский, все майские праздники находившийся в Израиле, нашел-таки деньги? (Показательно, что в отличие от декабря 1994 года владелец "Моста" не бежит из России, а, напротив, спешно возвращается на родину: узнав о случившемся, Гусинский прилетел в Москву.)

А быть может, все проще. Новоиспеченного президента просто решили "развести". И не столько с обществом (это объяснение для киселевских ток-шоу), сколько со спецслужбами. После такого шума в посудной лавке Путин должен более скептически относиться к советам бывших сослуживцев. А это очень важно при формировании правительства и администрации президента.

Еще по теме