Top.Mail.Ru
архив

Лучше меньше, да лучше: рисковые инструменты не в чести

28.11.200500:00

Инвестиционное поведение традиционно определяется уровнем дохода человека, его финансовой подготовкой и характером профессиональной деятельности. В зависимости от этих факторов потребитель и выбирает для своих сбережений оптимальные, с его точки зрения, инструменты накопления. Автор Алексей Зубец, руководитель департамента стратегического маркетинга Росгосстраха.

 

С первым пунктом все понятно: с ростом благосостояния увеличивается доля средств, которые потребители могут оставлять на старость, на черный день, на крупные покупки и другие нужды. Уровень дохода определяет общую массу накоплений. Со вторым тоже ясно – население предпочитает те инвестиционные инструменты, которые ему доступны и понятны. Поэтому антиквар охотно вложит средства в предметы старины, а владелец фирмы – в собственный бизнес. Те, кто профессионально связан с финансовыми рынками или регулярно общается с финансовыми компаниями, больше осведомлены о возможностях и рисках инвестирования и чаще пользуются ими.

Профессиональные вложения хороши еще и тем, что доходность по ним, как правило, выше, чем на рынке банковских депозитов. Сложные инвестиционные инструменты становятся более востребованными по мере распространения финансовых знаний. Таким образом, структура рынка инвестирования средств населения определяется, с одной стороны, динамикой реальных доходов граждан, а с другой – популяризацией сложных и рискованных инструментов накопления. Из них первое обстоятельство существенно важнее второго: понятно, что человек, располагающий свободными средствами, более внимательно относится к информации об инвестиционных возможностях, которую можно получить из СМИ или от друзей.

В последние годы реальные доходы населения непрерывно росли. В 2003 году они увеличились на 14,9%, в 2004-м – на 7,8%, по итогам 2005 года их рост может составить 9 – 9,5%. Это приводит к увеличению массы финансовых средств, находящихся на руках у населения. В 2004-м прирост денежных накоплений составил немногим более 2 трлн руб., в нынешнем году он может превысить 2,5 – 3 трлн руб. При этом объем вкладов населения в российских банках, по данным ЦБ, вырос за восемь месяцев 2005 года на 22% и достиг 2,4 трлн руб. К сожалению, эти средства сосредоточены в руках малой части населения: по данным Фонда общественного мнения, к ней относится только 19% российских семей. Хотя прогресс налицо – в 1999 году накопления имелись только у 15% семей.

Банковские вклады росли бы еще быстрее, если бы российские банки предлагали населению более выгодные условия. В течение 2005 года ставки по наиболее популярным годовым и полугодовым рублевым депозитам составляли 9 – 11%, что ниже инфляции или в лучшем случае на уровне роста цен. Исследования Росгосстраха показывают, что население в основном ориентируется на доходность инвестиций в районе 15% годовых. Предоставление потребителям более выгодных депозитных условий могло бы привлечь средства, которые сейчас проходят мимо финансового рынка.

Надо отметить, что 65% российских потребителей предпочитают сочетание высокой надежности и приемлемой, пусть и не слишком большой доходности вложений. Интерес к рискованным инвестициям появляется только в группах людей с высоким доходом. В семьях с месячным достатком более $3000 доля тех, кто готов рисковать ради повышенной прибыли, составляет 13 – 15% против 10% в среднем по выборке. Именно эта группа потребителей ориентирована на сложные финансовые инструменты.

К сожалению, в последние годы инвестиции в фондовый рынок не стали популярными. Услугами ПИФов пользуется, согласно исследованиям Росгосстраха, около 0,5% жителей страны. Причем они сосредоточены в основном в Москве и в нескольких крупных городах. Еще 8% россиян вкладывают средства в бизнес – свой или знакомых. 3% инвестировали в недвижимость с целью ее дальнейшей перепродажи. Вплоть до последнего времени именно этот финансовый инструмент занимал лидирующие позиции по соотношению рисков и доходности инвестиций. Однако целый ряд случаев невыполнения застройщиками своих обязательств перед участниками долевого строительства может подорвать веру россиян в этот механизм инвестирования.

До сих пор наиболее популярными способами размещения свободных средств у населения остаются рублевые и валютные банковские депозиты. Ими пользуются соответственно 48% и 13% от общего числа тех, кто располагает накоплениями. И это вполне понятно: ведь большинство людей не обладают знаниями, необходимыми для самостоятельного поведения на инвестиционном рынке. В этих условиях банковский депозит остается удобным инструментом вложения свободных средств. Ведущие российские банки представляются населению вполне надежными, а гарантированный доход избавляет от необходимости взвешивать риски. При этом потенциальный доход от вложения тех средств, которыми располагают российские потребители, невелик – согласно исследованиям Росгосстраха, накопления россиян в основном варьируются в пределах от 500 до 4000 долларов. Другим обстоятельством, способствующим популярности банковских вложений, является их универсальность. Накопления можно использовать при возникновении срочной нужды в деньгах, к примеру, на лечение и отдых, или же необходимости сделать крупную покупку. Интерес к дифференциации вложений с выделением самостоятельной инвестиционной составляющей возникает у россиян, когда уровень дохода приближается к $1500 на члена семьи в месяц.

 

Знакомство россиян с брендами банков

                                                                      Доля населения крупных городов, знающих банки без подсказки

Сбербанк                                                     51,6%

«Русский Стандарт»                                   9,6%

Альфабанк                                                   9,6%

Банк Москвы                                               9,5%

Промстройбанк                                           8,5%

Внешторгбанк                                             6,9%

«УралСиб»                                                   5,1%

Росбанк                                                        3,0%

МДМ-банк                                                   2,8%

Хоум Кредит банк                                      2,3%

Газпромбанк                                                1,8%

Раффайзенбанк                                            1,0%

Другие                                                          28,4%

Не знаю ни одного                                     3,7%

Источник: Росгосстрах

Еще по теме