Top.Mail.Ru
архив

Мал бизнес, да дорог

14.03.201100:00

 

Михаил  Повалий, старший вице-президент, руководитель блока «Массовый бизнес»  Альфа-банкаДо середины прошлого года Альфа-банк был ориентирован в основном на крупный корпоративный бизнес и розницу. В июне еще одним приоритетным направлением его деятельности стала работа с небольшими компаниями и индивидуальными предпринимателями. О том, почему банк заинтересовался такими клиентами, а также о том, что он готов им предложить, «Ко» рассказал старший вице-президент, руководитель блока «Массовый бизнес» Альфа-банка Михаил Повалий.

 

Михаил, каковы были первые шаги Альфа-банка в этом направлении?

– Первое, что мы сделали, – сегментировали предложения для своих клиентов по расчетно-кассовому обслуживанию. До этого у нас было одно единое предложение для компаний всех уровней и размеров. Мы создали несколько пакетов услуг, специально «заточенных» для разного типа клиентов. В отдельное – заслуживающее особого внимания – направление мы выделили сегмент компаний так называемого массового бизнеса с выручкой до 150 млн руб. в год. Предложенная нами специальная продуктовая линейка, по сути, уже сегодня «закрывает» все основные их потребности. Это и расчетно-кассовые продукты, и программы кредитования, и депозиты. Естественно, мы предлагаем и сопутствующие продукты, такие, например, как зарплатные проекты, эквайринг или потребительское кредитование – для тех, кому это интересно.

 

О каком объеме клиентской базы может идти речь?

С точки зрения потенциала, даже по самым скромным подсчетам, небольших компаний и предпринимателей, на которых мы ориентируемся, сейчас свыше 8,5 млн. Только в городах присутствия Альфа-банка таких клиентов около 2,5 млн. Объем рынка считаю очень большим. Нам точно есть, над чем работать (или, точнее, с кем) и куда расти.

 

– Нарисуйте «портрет» типичного (потенциального) вашего клиента?

40% процентов таких клиентов работает в сфере услуг (рестораны, автосервисы, парикмахерские, салоны красоты и т.д.). Около 40% – из розничной или оптовой торговли, примерно 10% – это строительство, еще 10% – производство. Средний штат таких фирм – от 5 до 50 человек. В основном такие клиенты заинтересованы в кредитовании и ежедневных расчетно-кассовых операциях, поскольку без последних просто не может обойтись ни одна компания – надо платить своим контрагентам, поставщикам и т.д.

 

Услуги расчетно-кассового обслуживания представлены практически во всех банках, а вот реальным и доступным кредитованием представителей так называемого массового бизнеса банковское сообщество пока еще не очень балует... Расскажите подробнее о вашем кредитном предложении...

При создании продукта «Партнер» нам очень хотелось сделать так, чтобы деньги можно было получить быстро, с минимальным количеством документов и чтобы при этом сумма получаемого кредита могла удовлетворить потребности бизнеса. В результате у нас получились следующие условия: конкурентоспособная ставка – от 17% годовых, срок кредитования – от полугода до двух лет и, наконец, сумма кредита – до 2 млн руб. Что, на мой взгляд, является одним из лучших предложений на рынке. При этом никаких залогов и обеспечения не требуется. Рассмотрение кредитной заявки занимает 5–7 рабочих дней.

 

А сами небольшие компании в займе на какую сумму заинтересованы, не узнавали?

– Хороший вопрос. Когда мы еще только изучали этот рынок, то прогнозировали для себя, что средняя сумма нашего кредита будет в пределах 750 000 руб. Мы оказались правы. Сегодня это подтверждается в полной мере выданными кредитами. Конечно, у нас есть клиенты, которые получают ссуду в размере 1,5–2 млн руб., а кому-то мы выдаем не больше 400 000 – 500 000 руб. Но если посмотреть в среднем по выдаваемым суммам, то это будут все те же 750 000 руб.

 

На что будут потрачены эти деньги, интересуетесь?

– Мы, безусловно, рассчитываем, что выданные нами деньги должны пойти на пополнение оборотных средств и развитие бизнеса. При этом мы отдаем себе отчет в том, что фактически проследить за «судьбой» денег мы не можем, ведь сам кредит выдается непосредственно на счет физического лица – собственника компании. На практике клиенты пускают деньги либо на расширение своей сети присутствия (на строительство помещений, например, складов или покупку в собственность какой-то дополнительной точки), либо на приобретение какого-то необходимого оборудования. При этом, как правило, часть средств владелец вкладывает сам, а часть добавляет из заемных.

 

Планами на этот год поделитесь?

– У нас, строго говоря, есть три основные задачи. Наша задача № 1 на этот год – открыть 100 офисов нового формата, из которых 80 должны появиться в регионах уже к апрелю, а 20 – к июню в Москве. В общей сложности, с учетом уже действующих, летом этого года у нас будет 165 офисов нового формата. Такие офисы создаются на базе действующих отделений Альфа-банка, где раньше обслуживались лишь физические лица. Теперь в них могут обслуживаться и представители небольших компаний, и индивидуальные предприниматели. Вторая задача – это привлечение новых клиентов на расчетное обслуживание и кредитование. Для этого мы будем увеличивать количество продавцов в городах присутствия, а также искать эффективные каналы коммуникации с данным сегментом. Ну и, наконец, мы готовы и дальше улучшать продуктовые предложения и сервис для клиентов, как мы говорим в банке, относящихся к массовому бизнесу. В рамках этой задачи и в честь 20-летнего юбилея Альфа-банка с 15 марта по 15 апреля во всех городах присутствия (кроме Москвы) мы делаем уникальное предложение для новых клиентов – 20 лет бесплатного обслуживания. 

 

Оксана Чеснокова, владелец сети розничных магазинов женской одежды Bialcon:

«Лично мне кредит понадобился для расширения бизнеса. У меня небольшая сеть магазинов женской одежды, и не хватало средств на открытие нового магазина. В Альфа-банке меня прекрасно поняли и пошли навстречу, выдав кредит максимально быстро и без лишней волокиты. Оформление и получение денежных средств заняло минимум времени. Со стороны заемщика весь процесс кредитования проходит в три этапа. Во-первых, отправляется online-заявка на кредит. После этого к вам приезжает кредитный менеджер, который не только разъясняет условия кредитования, но и оформляет все надлежащие документы. Заемщику остается только приехать в отделение для получения денег».

 

Елена Тертышникова, компания Glance:

«Уже шесть лет я являюсь дилером крупной российской компании Glance, занимающейся производством и реализацией дизайнерской женской одежды. За это время я несколько раз обращалась в банки за кредитами и могу сказать, что процедура получения кредита по программе «Партнер» Альфа-банка оказалась максимально простой и быстрой. При подаче заявки с нас запросили минимальный пакет документов, а специалист кредитной службы банка очень оперативно выехал на место для знакомства с моими магазинами. Так что весь процесс получения кредита действительно занял одну неделю, как и было заявлено в рекламной брошюре Альфа-банка. Кроме того, приятно порадовало снижение процентной ставки с 24% до 19%».


Еще по теме