Top.Mail.Ru
архив

Антикризисный консалтинг

 

«Как минимум хорошая новость то, что рынок IT-консалтинга не умер, а продолжает жить и развиваться, – иронизирует эксперт департамента IT-консалтинга компании «АйТи» Вадим Уваров. – Заказчики по-прежнему заинтересованы в повышении отдачи от используемых IT-решений, по-прежнему нуждаются в новых IT-решениях, по-прежнему хотят эффективно управлять имеющимися IT-ресурсами и рисками, с ними связанными». «Я бы оценил ситуацию как начало восстановления. Рынок начал восстанавливаться с нижней мертвой точки, которая была достигнута примерно год назад, – добавляет старший консультант по IT «IBM в России и СНГ» Александр Михайлов. – Пожалуй, сейчас достигнуто 2/3 от уровня 2008 г.». По его словам, пока не восстановился спрос на консалтинг по управлению IT, а вот на внедрение приложений спрос достаточно высокий. «Рынок IT-консалтинга сейчас характеризуется плавным возвратом «на круги своя», то есть возвращением к докризисным тенденциям. Постепенно набирает обороты переход от автоматизации оперативных бизнес-процессов к автоматизации стратегии управления бизнесом», – соглашается заместитель генерального директора «Ситроникс Информационные технологии» в России Леонид Соболев. Это касается всех классических сегментов рынка IT-консалтинга. Так, развитие ERP-систем происходит, прежде всего, за счет аналитических приложений для построения наглядной управленческой отчетности, необходимой для принятия высокоуровневых решений. Руководство хочет видеть общую картину, связанную с тем или иным бизнес-процессом, а для этого необходим инструмент, который может быстро и качественно построить любой аналитической срез – по отделу, точке продаж, региону. «В этой связи особый интерес бизнес сегодня проявляет к решениям класса BI (Business Intelligence) к как некой «надстройке» для классической системы ERP», – отмечает Леонид Соболев. Также растет спрос на системы управления взаимоотношениями (CRM) с клиентами со стороны финансовых структур. Вступление России в ВТО естественным образом ставит во главу угла соответствие международным стандартам в сфере управления бизнес-процессами. Стремление к повышению конкурентоспособности и совершенствованию работы с клиентами, в свою очередь, ставит вопрос о расширении классической функциональности CRM-систем за счет решений класса BPM. «Также в качестве наблюдений: существенно выросло количество консультантов, обладающих требуемыми компетенциями. Если в 2008–2009 гг. многие интеграторы испытывали серьезный кадровый голод в отношении специалистов по ERP, CRM с отраслевой экспертизой, то сегодня общая «масса» консультантов на рынке приблизилась к достаточной», – добавляет Леонид Соболев. Вала широкомасштабных проектов по внедрению указанных систем с нуля ожидать не приходится: подавляющее число крупных корпоративных заказчиков уже внедрили и ERP, и CRM, констатируют участники рынка. При этом в ходе реализации подобных проектов на рынке выросла целая плеяда профессионалов, знания которых теперь востребованы в смежных отраслях и менее масштабных проектах. Мнения опрошенных «Ко» экспертов относительно того, насколько рынку удалось восстановиться после периода нестабильности, разделились буквально на противоположные. «К сожалению, пока не намного лучше (ситуация на рынке. – Прим. «Ко»), чем во время кризиса. С учетом экономии на IT-бюджетах компании делали лишь необходимые траты на поддержание имеющихся систем и экономно поддерживали ключевые проекты развития. Смельчаков, отважившихся на рывок за счет новых технологий, единицы. К тому же далеко не все поверили, что кризис позади», – сетует директор департамента консалтинга «Энвижн груп» Алексей Ефремов. «В части консалтинга по бизнес-приложениям мы уже по итогам 2010 года вернулись на докризисный уровень и прогнозируем дальнейший рост в 2011-м. Кризис подтолкнул многие компании к началу крупных ERP-проектов, потому что как минимум на пару лет внимание топ-менеджмента переключилось с управления быстрым ростом (M&A, открытие филиалов и т.п.) на системное управление затратами, на максимизацию эффекта масштаба от созданного бизнеса», – делится своими наблюдениями директор по консалтингу и обучению компании «SAP СНГ» Роман Журавлев.


Справка

При выборе партнера необходимо учитывать следующие факторы:

наличие партнерских статусов мировых производителей программного обеспечения и оборудования, которые подтверждают компетенцию и опыт IT-компании, ее умение применять инновационные решения и разработки на практике;
– портфель успешно реализованных проектов и внедренных решений, он должен быть солидным;
– круг заказчиков, с которыми взаимодействует компания, чем шире этот круг, тем больше вероятность, что задачи, подобные вашим, уже решались;
– количество сертифицированных специалистов, что гарантирует профессиональное выполнение работ;
– деловая репутация компании; положительные отзывы заказчиков и партнеров играют особую роль.

По данным ЗАО «Ресурс Сервис»



«Прижимистые» клиенты

До кризиса интерес к IT-консалтингу был достаточно высоким, на срок окупаемости проектов мало кто смотрел. «Во время кризиса многие компании начали считать возврат от инвестиций в конкретные проекты по IT. Некоторые организации не рассматривали проекты со сроком окупаемости больше 6 месяцев. Сейчас максимальный срок окупаемости постепенно увеличивается», – отмечает Александр Михайлов. «Период экономического спада воспитал требовательного клиента, который принимает решение о внедрении, сравнивает «пилоты», тщательно просчитывает и анализирует любые инвестиции в IT, – соглашается Леонид Соболев. – Можно сказать, заказчик стал более «жадным» в хорошем смысле. Он требует еще более высокого качества предоставляемой IT-услуги за разумные деньги». Сегодня никто не готов переплачивать. При принятии решения о старте проекта заказчик уделяет пристальное внимание не только качеству самого продукта, но и возможностям его интеграции с системами и приложениями, уже функционирующими в его IT-инфраструктуре. А это уже напрямую зависит от уровня компетенций и экспертных знаний компании-партнера. «Сейчас заказчикам стало не до экспериментов – права на ошибку нет ни у них, ни у консультантов. Прошли те времена, когда вместо одной серьезной, уже приобретенной и даже частично внедренной системы (никого не хочу обидеть) покупалась другая. Теперь на такие затраты, скорее всего, никто не пойдет», – подтверждает Вадим Уваров. Следуя запросам клиентов, операторы рынка IT-консалтинга стремятся уменьшить расходы на проекты за счет сокращения всего, что не относится к основным целям проектов.

Мы попросили игроков рынка дать несколько советов по выбору партнеров в сфере IT-консалтинга. «1) Составить короткий список претендентов на исполнение, имеющих успешный аналогичный опыт в России или в мире. 2) Изучить этот опыт подробнее, провести референс-визиты или звонки. 3) Познакомиться с ключевыми специалистами исполнителя, которые будут выполнять запланированную работу. 4) Заручиться поддержкой топ-менеджмента потенциального исполнителя», – перечисляет по пунктам Роман Журавлев. «Все консультанты продают прежде всего репутацию, поэтому следует искать тех, чьей репутации вы доверяете», – оказался более лаконичен в советах Алексей Ефремов. «Раньше можно было заманить «выдающимся профайлом», сертификатами и т.п. Теперь этого мало. Да и формальный выбор по набору параметров может не сработать», – подчеркивает Вадим Уваров. Сейчас заказчики выбирают придирчиво, скрупулезно. Им нужен не только лучший специалист, имеющий достаточный опыт в конкретной области, а профессионал, способный выполнить именно их задачу и при этом максимально подробно и понятно объяснить, «что он будет делать» и «что из этого получится». «Здесь, конечно, есть определенный конфликт, так как консультанты неохотно делятся «внутренней кухней», особенностями приготовления «фирменных блюд», know-how, – говорит Вадим Уваров. – Поэтому можно было бы посоветовать заказчикам быть готовыми обсуждать не только частные вопросы технических решений, но и научиться заглядывать в перспективу, вовлекать представителей своего бизнеса в планирование развития IT в компании, задействовать их уже при стартовых встречах с консультантами».


Точка роста

«На полное восстановление может понадобиться еще года два», – предполагает Александр Михайлов. «Рано или поздно это все равно произойдет, никуда от этого не деться. Все сколько-нибудь крупные игроки на рынке вкладывают значительные средства в ожидании этого подъема. Но с точностью до месяца, квартала или даже года на вопрос «когда?» вряд ли кто-то ответит», – оказался более сдержан в своих прогнозах Вадим Уваров. Вот еще сравнение поведения во время кризиса отечественных компаний и фирм из стран с развитой экономикой. Например, в Германии при начале кризиса некоторые компании проводили «элегантное» сокращение затрат на IT. Для этого нанимали внешних консультантов, ставя им задачу уменьшить затраты на IT на 10% или 20% при сохранении имеющегося качества предоставляемых IT-услуг. В России очень часто оптимизация издержек была «не­элегантной». Достаточно типовым было указание руководства компании «сократить затраты на IT в два раза», что быстро достигалось увольнением 20% сотрудников, урезанием остальным зарплаты и замораживанием почти всех новых проектов по IT. Также в 2009 году у российских IT-служб имелся шанс использовать время, которое раньше тратилось на расширение IT, на оптимизацию управления IT. Некоторые вещи можно было осуществить и своими силами, без использования внешних консультантов. Что интересно, для обучения это время тоже не очень-то использовалось, по крайней мере число учащихся в ряде отечественных бизнес-школ в период нестабильности сильно уменьшилось и не восстановилось до сих пор.

Однако у рынка IT-консалтинга после кризиса наметились новые точки для роста. В 2008 году и ранее основной драйвер для роста рынка был связан с желанием компаний привлечь инвестиции с бирж. «Желающие выгодно разместиться были вынуждены заказывать работы, необходимые для удовлетворения требований инвестиционных консультантов и регулирующих органов», – отмечает Алексей Ефремов. Теперь мощным локомотивом для развития IT-сервисов и увеличения их доли в составе отрасли ИКТ постепенно становится государственный сектор. С одной стороны, взят курс на модернизацию и внедрение инновационных технологий, с другой – эффективно управлять государственными информационными системами без должного уровня технологического обеспечения уже невозможно. «Тем более в условиях консолидационных процессов, в рамках которых формируются крупные государственные и полугосударственные холдинги, – рассуждает Леонид Соболев. – Сама тенденция к укрупнению бюджетообразующих вертикалей в ближайшем будущем станет определять спрос на услуги IT-консультантов со стороны госорганизаций». «Достаточно динамично развивается внедрение IT-при­ло­жений, например SAP. Еще одной возможной точкой роста является консалтинг по управлению IT: улучшение IT-про­цессов, оргструктуры IT, разработка стратегии развития IT», – добавляет Александр Михайлов. Также весьма динамично развивающийся сегмент – перенос используемых IT-службой серверов во внешний центр обработки данных или сразу в «облачную» инфраструктуру. Это позволит сократить число специалистов своей IT-службы, а также уменьшить затраты на IT. «К примеру, такую услугу, как IT-аудит, сложно называть новой точкой роста, но потребность в нем должна увеличиваться, так как без четкого понимания состояния IT предприятия, инфраструктуры, имеющихся ресурсов, существующих потребностей, возможностей и используемых подходов в IT-управлении вряд ли могут быть даны адекватные рекомендации и сформированы реальные планы», – заключает Вадим Уваров.

 

Аналитический подход

Говоря о более отдаленных перспективах, опрошенные «Ко» эксперты отмечают, что, как и другие сервисные отрасли, рынок IT-кон­салтинга ждет усиление борьбы за клиента и рост конкуренции. «Основными конкурентными преимуществами по-прежнему будут качество технической экспертизы и пресейла, способность создавать инновационные решения на базе продуктов мировых вендоров под нужды конкретного заказчика с четкой увязкой с его бизнес-процессами», – подчеркивает Леонид Соболев. Получат развитие основные тренды сервисного бизнеса – это переход к клиентоориентированной стратегии и рост спроса на качественную бизнес-аналитику для принятия высоких управленческих решений. При этом главной задачей для бизнеса станет поддержка и развитие существующих систем за счет приложений, позволяющих расширять классический функционал тех же ERP- и CRM-систем. «Мы уверены в том, что хорошие перспективы в России ждет рынок BI. Этот сегмент уже сейчас показывает неплохую динамику», – добавляет Леонид Соболев. Причин тому несколько. Во-первых, уже сформирована позитивная практика использования BI, что позволяет компаниям более доверительно относиться как к самому классу решений, так и к фирмам, их внедряющим. Во-вторых, массовый заказчик постепенно выходит за рамки кризисного мышления и активно задумывается над тем, как сделать бизнес более эффективным, какими продуктами и услугами дополнить свое предложение. Просчитать это можно только на основе качественной аналитики. В-третьих, сами решения BI становятся более понятными и дружелюбными для бизнес-пользователей, так что уже не требуется вмешательства IT-специалистов для построения того или иного отчета. Еще одной точкой роста станет сегмент IT-аутсорсинга: по прогнозам, объем этого рынка может вырасти на 10–15% по итогам 2010 года. Это связано с сохраняющимся интересом со стороны бизнеса к IT-аутсорсингу как способу оптимизации издержек. Объем услуг в области IT-консалтинга будет расти в том же тренде, возможно, чуть медленнее – на уровне 5% в год. «Ключевое системное изменение, которое продолжает происходить не быстро, но уверенно, – это «взросление» клиентов с точки зрения отношения к инвестициям в IT и в оптимизацию бизнес-процессов. Все меньше остается компаний, где основная функция IT – наладить почту и починить компьютеры, а бюджеты на IT существенно менее 1% от оборота», – резюмирует Роман Журавлев.

 

Андрей Моисеев, генеральный директор ЗАО «Ресурс Сервис»

– Не могли бы вы дать несколько советов по поводу того, как потенциальным клиентам выбирать себе партнеров в сфере IT-консалтинга?

– Выбор партнера зависит от целей и задач заказчика и их зрелости. Если цели масштабны, а задачи комплексные, нужна IТ-компания, которая имеет широкую экспертизу и способна реализовать проект с учетом влияния и интеграции со смежными системами. Если речь идет о внедрении узкоспециализированного решения, стоит обратиться к партнеру, который зарекомендовал себя как эксперт в данной конкретной области. Однако любой IТ-проект должен включать анализ целей, которые ставит бизнес перед IТ, обследование IТ-ландшафта предприятия, выявление «слабых» мест, выбор, разработку и реализацию оптимального решения.

При выборе партнера следует обратить внимание на наличие у него партнерских статусов мировых производителей ПО и оборудования, портфель успешно реализованных проектов, круг заказчиков, количество сертифицированных специалистов, а также деловую репутацию.

 

Леонид Соболев, заместитель генерального директора по консалтингу «Ситроникс Информационные технологии» в России

– Выводили ли вы на рынок какие-нибудь «антикризисные» программы для клиентов? Не могли бы рассказать о них поподробнее?

– Нововведением в портфеле услуг компании является автоматизированное управление грузоперевозками и логистикой на базе решений Oracle. Эта услуга позволяет компаниям наиболее эффективно решать товарно-транспортные задачи за счет планирования и оптимизации маршрутов по заданным параметрам перевозки груза, срокам, объемам и др. Это дает возможность достичь более высоких качественных показателей благодаря сокращению бумажного документооборота и сроков обработки данных. В условиях экономии компании задумались о более глубоком анализе операционных издержек. Для многих стала очевидной необходимость поиска новых способов формирования добавленной стоимости в управлении цепочками поставок. Также с начала года мы существенно усилили направление BI. Сейчас активно занимаемся проектами в области внедрения систем класса Identity Management.


 

 

Еще по теме