Top.Mail.Ru
рынки

Малый бизнес экстремально вырос

Фото: Евгений Павленко / Коммерсантъ / Legion-Media Фото: Евгений Павленко / Коммерсантъ / Legion-Media

Изучив финансовую статистику более 40 тысяч торговых предприятий, аналитики сервиса «МойСклад» выяснили, что рост оборотов МСБ идет по всем каналам продаж. Увеличиваются не только обороты торговли, но и число малых и средних предприятий. На 10 сентября 2023 года их количество превысило 6,1 миллиона, прирост составил 4,6% к прошлому году (по данным ФНС). При этом в 2023-м новые предприятия МСБ стали активно открываться — на 19% больше, чем в прошлом году. Количество селлеров на маркетплейсах в 2023-м увеличилось на 21%.  

По словам вице-президента «Опоры России» Павла Сигала, у россиян растет интерес к бизнесу. «Люди все больше пропитываются идеей того, что надо сделать что-то самим. Тем более что маркетплейсы берут на себя функции логистики, хранения товара, то есть нужна просто идея производства. И здесь на руку играет то, что многие международные компании ушли с российского рынка, оставив целые ниши. Для предпринимателя сегодня очень много возможностей. Я думаю, что в следующем году имеет смысл ждать продолжения роста оборота в пределах 10–15%», — прокомментировал Павел Сигал журналу «Компания».

Как считает Юрий Ляндау, д. э. н., заведующий базовой кафедрой РЭУ им. Г. В. Плеханова, на количество МСП влияет серьезная господдержка предпринимательства. «Сейчас начинающие предприниматели могут получить различные гранты от Фонда содействия инновациям, гранты в рамках нацпроекта “Малое и среднее предпринимательство”, различную поддержку от “Корпорации МСП”. В вузах активно поддерживается деятельность по созданию студенческих стартапов. Применяется новый формат ВКР “Стартап как диплом”», — перечисляет Ляндау.

С другой стороны, многие активные молодые люди понимают, что работать за одну зарплату в нынешних условиях просто нереально. Цены на все постоянно растут, и, чтобы зарабатывать больше, нужно что-то в прямом смысле предпринимать.

Почти 30 миллионов человек работает в сфере МСБ. Это 40,7% от общего числа занятых в экономике.
Однако показатели сильно разнятся от региона к региону.
Лидеры рейтинга вовлеченности населения в малый и средний бизнес (составляет РИА «Новости») — Москва, Санкт-Петербург и Новосибирская область.
В числе антилидеров — Ингушетия, Карачаево-Черкесия и Чукотка.

По российским меркам в стране очень высокая деловая активность, согласен аналитик компании «Золотой монетный дом» Дмитрий Голубовский. Сказываются уникальные обстоятельства, сложившиеся в последние полтора года. Логистические и финансовые трудности, связанные с экспортно-импортными операциями, привели к тому, что на этом поле очень хорошо могут играть именно малые и средние компании. Они перехватывают логистику, добывают по схемам серого импорта комплектующие, осуществляют гаражную сборку и продолжают сервисное обслуживание техники ушедших брендов.

«Предприимчивые россияне нашли способ доставлять в страну автомобили Lexus из Канады, ввоз которых запрещен западными странами. Канадская пресса отследила путь и выяснила, что машины шли через Канаду, дальше — в Финляндию и транзитом через Россию как бы в Казахстан, но где-то в Омске они исчезали», — напоминает Дмитрий Голубовский.

«В милитаризирующейся экономике малый и средний бизнес просто подхватывает те возможности, которые остались от крупных компаний. В этом смысле вклад малого и среднего бизнес в ВВП будет расти, но драйвером экономического роста он точно не станет», — уверен Голубовский.

Концентрация мелких предпринимателей наблюдается там, где сосредоточена основная маржа.

«Сегодня зарабатывать можно, во-первых, на обходе санкций. Во-вторых, значительная деловая активность возникла в малоэтажном строительстве, где работают не крупные девелоперы, а малый бизнес. Кроме того, предприниматели увеличивают присутствие в “пищевке” и агросекторе. Потенциал есть в легкой промышленности и в производстве мебели», — считает аналитик.

еще по теме:
Wildberries меняет правила: как адаптироваться небольшим поставщикам
Что делать селлерам, чтобы попасть в топ выдачи WB
Wildberries

Онлайн-рыночная экономика

Для сбыта продукции многие предприниматели выбирают маркетплейсы, которые, в свою очередь, вновь ставят рекорд по обороту: плюс 32% к аналогичному периоду прошлого года. Наилучшую динамику, по данным сервиса «МойСклад», демонстрируют Wildberries и Ozon, на которые приходится 69% от всех онлайн-заказов. Их товарооборот в 2022 году вырос до 1,67 триллиона и 832 миллиардов рублей соответственно. Тройку замыкает «Яндекс Маркет» с оборотом 308 миллиардов рублей. За ними с сильным отрывом следуют Lamoda и «Мегамаркет» с 61 миллиардом и 36 миллиардами рублей оборота соответственно.

Как отмечает СЕО сервиса «МойСклад» Аскар Рахимбердиев, маркетплейсы перестают быть площадкой новичков, так как торговать на них становится дороже и сложнее. Выход на один маркетплейс с минимальной партией (тестовой) обойдется примерно в 150–200 тысяч рублей для товаров повседневного спроса. В то время как раньше было достаточно 50 тысяч рублей. Это приводит к тому, что в онлайн-гипермаркеты приходят более опытные бизнесмены, которые, как правило, уже торгуют в офлайне или онлайне. У них выше запас финансовой прочности, есть понимание бизнес-процессов, компетенции в рекламе и SEO-оптимизации. 

В этом году заметно увеличивается доля селлеров, которые торгуют на двух и более маркетплейсах. В то же время новые продавцы чаще предпочитают в этом году Ozon, тогда как в 2022-м традиционно лидировал Wildberries. «Яндекс Маркет» и «Мегамаркет» чаще используют как второй или последующий канал продаж. В среднем через год-полтора торговли предприниматели подключают еще один маркетплейс. Выручка у селлеров при использовании второго канала продаж увеличивается на 102%, более двух — на 276% в среднем.

Как отмечает Рахимбердиев, потребительский спрос выровнялся и продолжает перераспределяться в сторону маркетплейсов. При этом классические интернет-магазины никуда не исчезли, хотя и показали прирост выручки на уровне всего 4%.

«Несмотря на то что маркетплейсы вытеснили интернет-магазины и обороты растут минимально, средний чек у них самый высокий. Интернет-магазины становятся востребованными для покупки более дорогого или нишевого товара. Так, средний чек в классическом интернет-магазине в сегменте одежды составляет 11 490 рублей, а в маркетплейсе Lamoda — почти вдвое ниже — 6050 рублей. Товары для охоты и рыбалки — 7122 рубля, а для этой же категории на “Яндекс Маркете” — 4820 рублей», — говорит Рахимбердиев.

Еще по теме