Top.Mail.Ru
архив

Мешок подарков от Банка России

Последние лет десять большинство ежегодных банковских отчетов начинались с тезиса о том, сколь тяжелым для отчитывающегося банка был истекший год. Заглядывая в год 2003-й, можно предположить, что едва ли не половина российских банков может  сказать: нас ждет год серьезных перемен. И вряд ли они ошибутся…

 

Если кратко, то планирующиеся нововведения касаются ужесточения требований Банка России к банковской отчетности (новая редакция положения о порядке расчета капитала должна быть готова уже в ноябре 2002-го). Кроме того, должна быть завершена подготовка к переходу на единые международные стандарты финансовой отчетности (сам переход на МСФО, напомним, планируется на 1 января 2004 года, то есть на год раньше «остальной Европы»), а также введена система гарантирования вкладов (банкам, желающим продолжить работу с населением, необходимо «примерить» критерии допуска банков к СГВ, которые планируется разработать к 1 января 2003 года). А еще в ЦБ рассчитывают заменить существующую систему формальных оценок ликвидности коммерческих банков «качественной диагностикой», включающей в себя, в частности, оценку «бизнес-перспектив деятельности банка» и «качества процедуры управления в банке». ЦБ рассчитывает также максимально ускорить и ужесточить процедуру банкротства разорившихся кредитных учреждений, а заодно вывести с рынка банкротств частных конкурсных управляющих (обсуждение соответствующих поправок к закону «О банкротстве кредитных организаций» проходит сейчас в Думе).

 

Пересчитать и переоценить

Заметим, что настроены на Неглинной весьма решительно. Чего стоит хотя бы недавнее заявление г-на Козлова (уставшего, видимо, призывать банки не лгать) о том, что ЦБ заставит банки дублировать свои отчеты данными Банка России. Как говорится, «почувствуйте разницу»: вот это говорит о себе сам банк, а вот что происходит на самом деле…

Тем временем коллега г-на Козлова – Татьяна Парамонова в одном из недавних интервью «раскрыла карты» относительно планов Банка России по переходу к МСФО. Итак: по итогам пилотного проекта, в рамках которого шесть кредитных организаций уже были переведены на МСФО, ЦБ подготовил полтора десятка инструкций и разработок, касающихся технической стороны перехода к новой системе финансовой отчетности. Их теперь должен утвердить специально созданный в банке комитет по переходу на МСФО, после чего рекомендации Банка России по механизму перехода будут преданы гласности. Но до этого пока далеко: по словам г-жи Парамоновой, первое заседание комитета  намечено на декабрь.

В этой связи эксперты сделали любопытное замечание: для некоторых банков введение МСФО обернется формальным сокращением размера капитала (касается это прежде всего институтов, обладающих большим объемом финансовых активов), а кто-то, наоборот, улучшит свои позиции в рейтинге крупнейших банков (те, у кого в активе есть недвижимость, а финансовых активов не так чтобы много, то есть в основном регионалы). Так что и наш рейтинг top-200 банков страны по размеру капитала, по всей видимости, ожидают сюрпризы…

С не меньшим трепетом ждут банки и принятия парламентом закона «О страховании вкладов физических лиц». Напомним, что участие в системе гарантирования для банков у нас теперь обязательное. Тех, кто не желает расставаться с банковской розницей, ждет переэкзаменовка по таким «дисциплинам», как финансовая устойчивость, прозрачность структуры собственности, качество текущего и стратегического управления, системы внутреннего контроля и бизнес-планирования.  

Кто точно не боится «переэкзаменовки», так это Сбербанк. Но с главным розничным банком страны возникла другая проблема: он не хочет входить в систему гарантирования на равных с другими принципах, вполне резонно  замечая, что банк, являющийся на рынке фактическим монополистом, должен и в новой системе иметь особый статус. Что это значит на практике? То, что «Сбер» включит имеющиеся у него лоббистские мощности, чтобы в нынешнем варианте закон о гарантировании через Федеральное Собрание «не прошел». А если и получит одобрение, то с учетом позиции Сбербанка, который намерен отчислять средства не в «общий котел», а на свой специальный счет. И еще один важный момент: если сейчас «Сбер» гарантирует выплаты по любым вкладам на 100%, то принятие закона «О гарантировании» в его нынешней редакции означает, что получить все сполна могут лишь те вкладчики, размер вклада которых не превышает 20 000 руб. А это с точки зрения руководства Сбербанка неправильно.

Позиция Сбербанка может серьезно помешать прохождению закона, а его, как выяснилось, очень ждут банки региональные. Руководитель ассоциации региональных банков Александр Мурычев, например, заявил: «Мы приветствуем скорейшее принятие этого законопроекта». Впрочем, несмотря на очевидные плюсы от введения закона (главный из которых – надежда на восстановление доверия населения к банковской системе), региональные банки боятся произвола властей и чиновничьего «субъективизма» на местах при отборе банков, достойных быть допущенными до сбережений граждан.

Вообще на это стоит обратить особое внимание: на фоне общего закручивания гаек инициатива Банка России относительно поощрения саморегулирования в банковском сообществе выглядит весьма неожиданно. Причем, как подчеркивают в руководстве ЦБ, речь идет вовсе не о «переуступке всех или части полномочий банковским ассоциациям» (именно так, во множественном числе. – Прим. ред.), а о «выработке банковскими сообществами обязательных для выполнения их членами дополнительных правил поведения». Как следствие – зримая активизация ассоциации региональных банков «Россия», совсем недавно ответившей отказом на предложение президента АРБ Гарегина Тосуняна «войти» в его ассоциацию.

Таким образом, ЦБ на словах поддерживает сложившуюся «многоукладность». Но если все намеченное на 2003 год будет реализовано на деле – дай Бог, чтобы выживших банков хватило хотя бы на одно профессиональное объединение…

Еще по теме