Металлурги потребовали скидок
![Фото: Дмитрий Лебедев / Коммерсантъ / Legion-Media](/resize/w1920/upload/iblock/f4d/a3ws8rlvyi0ces5c9oo0zzhw5iardxgz/KMO_187592_00087_1_490.jpg?d8c0815c)
Глава ассоциации «Русская сталь» Алексей Мордашов попросил власти снизить надбавку на тарифы РЖД и в «срочном порядке» предоставить металлургам скидки. Без этих мер компании будут вынуждены сократить производство из-за неконкурентоспособности экспорта. В свою очередь, снижение производства приведет не только к ухудшению экономики металлургических предприятий, но и к выпадающим доходам РЖД.
Письмо с просьбами Мордашов направил первому вице-премьеру Андрею Белоусову 26 июля, пишет РБК со ссылкой на копию документа и близкие к членам ассоциации источники. Миллиардер, в частности, просит правительство отменить экспортную восьмипроцентную надбавку на тарифы РЖД в отношении черных металлов и предоставить «в срочном порядке» металлургическим компаниям индивидуальные скидки для сохранения объемов экспорта.
В «Русскую сталь» входят крупнейшие производители металлургической продукции в России. Помимо «Северстали», речь идет о Evraz, ММК, НЛМК, «Мечеле», «Металлоинвесте», ОМК, ТМК и других. Совокупно эти компании производят 98% российского чугуна, 90% стали и 63% труб. На экспорт приходится около 40% продаж этих металлургов.
Морем дешевле
Металлурги сейчас столкнулись с «критической ситуацией» с перевозкой металлопродукции на экспорт — это вызвано существенным ростом стоимости логистики, объясняет Мордашов. По состоянию на июль 2022 года экспортные расходы металлургов в среднем достигли 15% от конечной стоимости выпускаемой продукции. При этом расходы на перевозку товаров на Дальний Восток достигают 23%. Еще весной доля транспортной составляющей находилась на уровне 7%. Транспортные расходы выросли с $40 за тонну в январе до $56 за тонну в июне.
Перевозить металл на Дальний Восток железнодорожным транспортом из центральной части страны дороже, чем морем через порты Азово-Черноморского бассейна до конечного потребителя в Китае, отмечает в письме Мордашов. Если действующая тарифная надбавка сохранится, то металлурги выберут на азиатском направлении морские перевозки, возможности по которым сильно ограничены, отмечает источник РБК, близкий к одной из сталелитейных компаний.
Мордашов связал рост стоимости транспортных перевозок с несколькими факторами:
укреплением курса рубля;
значительным снижением цен на металлургию на внешних рынках. К примеру, экспортная цена тонны сляба при поставке через черноморские порты снизилась с $775 в январе до $430 в июне;
необходимостью предоставления дисконтов (30–40%) на внешних рынках с учетом введенных против России санкций;
дополнительной индексацией тарифов РЖД на 11%;
ростом тарифа на перевозку металлов в контейнерах-платформах (в среднем с 1,5 тыс. до 3,8 тыс. руб. за тонну.
В итоге рентабельность металлургического экспорта находится на «нулевых и минусовых значениях». У отдельных компаний она достигает -49%, отмечает глава «Русской стали».
Бессмысленно и убыточно
О бессмысленности экспорта для металлургов в текущих условиях ранее говорил основной владелец НЛМК Владимир Лисин. «Существующие азиатские направления, Китай, они достаточно сложные с точки зрения логистики, стоимости фрахта. В том числе китайская сталь сегодня по цене примерно на уровне себестоимости российской стали. Не секрет, что транспорт вырос и все остальное. Получается, что для многих предприятий выходит запредельная возможность поставки», — заявлял он.
Металлурги уже не в первый раз жалуются на рост тарифов РЖД. Их поддержал Минпромторг. «Конечно, инвестиционная программа РЖД необходима, потому что без нее у нас не будет транспортных артерий. Но почему за счет металлургов?» — говорил замглавы ведомства Виктор Евтухов. Он обещал компенсировать компаниям эти расходы через субсидии логистических затрат. Вполне вероятно, что эту позицию глава Минпромторга Денис Мантуров сегодня, 1 августа, донесет до президента, который по видеосвязи проведет совещание по вопросам развития металлургического комплекса.
Предложения по отмене экспортной надбавки и индивидуальным скидкам по тарифам, которые «стабилизировали бы ситуацию», уже обсуждались на совещании «Русской стали» с РЖД 15 июля, утверждает Мордашов. По его словам, тогда стороны достигли договоренности по корректировке тарифов. «Однако [РЖД] отмечают необходимость согласования указанных решений на уровне правительства», — пишет глава ассоциации Белоусову, который дважды избирался председателем совета директоров РЖД.
Представители железнодорожной компании на этом совещании говорили не о готовности рассматривать корректировки тарифов, а о том, что этот вопрос нужно решать на уровне правительства, утверждает собеседник издания, близкий к РЖД. Представители «Русской стали» и РЖД отказались от комментариев.
Если просьбы металлургов не удовлетворят, то им придется сокращать производство из-за неконкурентоспособности экспорта в нынешних условиях, предупредил Мордашов. За первый квартал 2022 года экспорт российской металлопродукции снизился на 11% (0,8 млн тонн), а по итогу года ожидается падение не менее чем на 16,4% (3,8 млн тонн). «Дополнительное сокращение производства приведет как к ухудшению экономики металлургических предприятий, так и к выпадающим доходам РЖД: при снижении производства на 4,8 млн тонн потери РЖД составят порядка 22 млрд рублей по году», — заключил Мордашов.
Еще по теме
![](/img/place_366_366.webp)
![«Мы научились работать без Красного моря»: логистика на фоне санкций и мятежников](/resize/w600/upload/iblock/c14/kpnhk3c3q31fhzvjhaoml7fot2ckmz56/01f203.jpg?af01de45)
![](/img/place_366_366.webp)
![Шахтеры в полете: для транспортировки угля предлагается использовать дирижабли](/resize/w600/upload/iblock/bd5/kcchyxxjmt5q0esjafo9hn50cvpxcezi/20050224_gaf_rp26_019_1_.jpg?daaa0c9b)
![](/img/place_366_366.webp)
![Восток, Юг и другие транспортные фантазии](/resize/w600/upload/iblock/c28/26cep42e3l0d1kdq39lxtwvnbn9uw23s/sergey_pesterev_VqyrvQi6do_unsplash_730.jpg?efe19f5f)
![](/img/place_366_366.webp)
![Меритократ. В чем секрет устойчивости Михаила Мишустина](/resize/w600/upload/iblock/9d6/dbi9jy9d6zwf8jpb2wc0cyqe7xz6j7x8/20240513_gaf_rk39_104.jpg?61709c96)
![](/img/place_366_366.webp)
![Цель — войти в четверку крупнейших экономик мира: президент обозначил структурные изменения для достижения амбициозных целей](/resize/w600/upload/iblock/da1/prgv2ebp0n5ovzjxaxjo28sn3bislxjf/OTR05615.jpg?401b634f)