Top.Mail.Ru
архив

Между коммуналкой и офисом


ФрилансПо оценкам экспертов, каждый двадцатый сотрудник в России не привязан к рабочему месту, и если ориентироваться на общемировые тренды, то число фрилансеров (они же "самозанятые сотрудники" , они же "нанопредприниматели" ) в нашей стране будет расти. Пока одни компании с переменным, впрочем, успехом пытаются заработать на этой аудитории, другие уверены, что говорить о фрилансерах уже не модно, потому как мобильными скоро станут все.


Коммунальный офис

В шестикомнатной квартире живут два человека, десять приходят сюда работать и еще энное число - проводить интервью, фотосъемки, мастер-классы, презентации. Попасть в этот "творческий бульон" можно за 6000 руб. в месяц. Инвестиций в Homework фактически не потребовалось (лишь арендная плата за квартиру), но и получать доход с проекта не планируется. В принципе, сама идея коворкинга начиналась именно с таких стихийно организующихся офисов, зачастую совмещенных с домами. Сейчас коворкинг-центрами зовут не только квартиры, которые снимают и в них работают несколько людей, но и коммерческие проекты, предлагающие свои услуги тем, кому традиционный офис по каким-то причинам не подходит. Коворкинг, как правило, бывает двух видов: с фиксированными рабочими местами (как для отдельного человека, так и для целой команды) и без. Питербургский проект Homework предлагает и fix (индивидуальные места), и flex (места общего пользования).
Схема дружеского коворкинг-центра питерцами Юрием Лифшицем и Сергеем Дмитриевым (сооснователи проекта, которые трудятся тут же) отработана. Теперь они с партнерами (их состав еще до конца не определен) обдумывают подобный коммерческий проект, сейчас - этап исследования рынка. Лифшиц уверен, что, несмотря на наличие в Северной столице трех коворкинг-центров, потребность в коворкинг-пространстве на 100-200 рабочих мест есть. Целевая аудитория таких центров не только фрилансеры, но и начинающие предприниматели, мелкие фирмы и даже большие компании, арендующие места для своих штатных, но работающих в другом городе (или удаленно) сотрудников.


Их всех пересчитали

Трудовые ценности фрилансеров (Ф)

и штатных работников (Р), (%)

 

Ф

Р

Размер оплаты труда

80

96

Интересная, творческая работа

72

66

Удобный график работы

61

61

Возможность чего-то достичь

59

39

Соответствие работы способностям, склонностям

54

45

Возможность проявлять инициативу

41

25

Надежное место работы

33

75

Работа, вызывающая уважение людей

23

35

Ответственная работа

15

22

Не слишком напряженная работа

13

24

Большой отпуск

10

39

Источник: ВШЭ

Как полагают доценты кафедры экономической социологии НИУ-ВШЭ Андрей Шевчук и Денис Стребков, проводившие перепись фрилансеров в 2008-м и 2011 г. совместно с сайтом Free-lance.ru, в России сотрудников, осуществляющих самостоятельную трудовую деятельность вне найма, примерно вдвое меньше, чем в ЕС (там, по данным Евростата, их 10,5%). Специалист по креативной экономике, основатель агентства PRG (Нью-Йорк) Илья Мерензон, сравнивая параметры рынка труда РФ с аналогичными в США, делает предположение о 4% фрилансеров в нашей стране (в США речь, согласно некоторым исследованиям, идет о тех же 10%). Он отмечает, что за границей уже сейчас существуют целые города, инфраструктура которых изменилась в связи с большими "популяциями" фрилансеров. "Например, в Портленде, где масса людей работает удаленно (одно из первых мест по этому показателю в США), инфраструктура "заточена" под фрилансеров: множество коммунальных офисных пространств, огромное количество кафе, транспорт и т.д." , - рассказывает Мерензон. Еще один пример: в английском Лидсе девелоперы перестраивают заводы следующим образом - на нижних этажах работают галереи и мастерские художников, средние отводятся под коворкинг-центры, верхние - под корпорации. "Галереи сразу повышают статус этих мест, делают их модными. Остальные этажи тесно сотрудничают. Корпорации нередко нанимают фрилансеров, последние иногда переселяются наверх в качестве наемных сотрудников или глав собственных компаний, когда те перерастают площади коворкинг-центров" , - добавляет Илья Мерензон.

В России пока обилия и процветания коворкинг-центров не наблюдается. Открытия коворкингов, по крайней мере в Москве, зачастую привязаны не к возрастающему спросу, а к избыточному предложению в ситуации экономической нестабильности. По этому поводу, как уверяют отдельные эксперты, открывались коворкинг-центры в 2008 г.: нарезав площади, компании-арендодатели надеялись привлечь дополнительную аудиторию, в том числе уволенных сотрудников, переквалифицировавшихся во фрилансеров или считающих себя таковыми. Тот факт, что коворкинг-центры постоянно закрываются и открываются (как в Москве, так и в регионах), участников этого рынка почти не удивляет. Как и то, что точное их число сложно определить.


Коворкинг в объеме

Средний размер ежемесячного дохода

российского фрилансера (%)

тыс. руб.

2008

2011

Менее 10

20

19

От 10 до 25

35

36

От 25 до 50

29

27

От 50 до 75

10

10

От 75 до 100

4

4

Свыше 100

3

4

Источник: ВШЭ

" Если говорить именно об объемах Co-working, то, на наш взгляд, на данном этапе речь может идти о сравнительно небольших масштабах рынка - сейчас в Москве насчитывается не более двух десятков специализированных проектов (плюс единичные проекты в регионах). Это относительно узкая и очень специфичная ниша" , - комментирует аналитик УК "Финам Менеджмент" Максим Клягин. По его мнению, объем этого сегмента вряд ли превышает несколько десятков миллионов долларов в год.
Эльвира Хафаева, менеджер по маркетингу и рекламе проекта "Матриксофис" (ГК "Альвис" ), говорит о 24 центрах и 30 000 кв. м коворкинг-площадей в Москве: "Сюда входят офисы всех классов: от А до С-. Но в классе А обычные коворкеры сидят редко, там скорее сидят бизнесмены или же представительства иностранных компаний" . Проект "Матриксофис" родился из двух идей - бизнес-интернет-кафе и стихийного коворкинга и был реализован на территории бывшего завода. "Доля офисов до 30 кв. м в Москве сегодня занимает не более 10% рынка офисной недвижимости. А это значит, что ниша коммерческой недвижимости для малого бизнеса и фрилансеров остается практически свободной. Мелкие компании и фрилансеры, коих становится все больше в последнее время, формируют в свою очередь целевую аудиторию коворкинг-центров и подобных офисов. Как итог, потенциальный спрос на предложение отдельных рабочих мест в офисе будет оставаться стабильным" , - уверена Эльвира Хафаева.
А вот Игорь Бевзенко, основатель и идеолог офисного клуба Communist Loft, считает, что коворкинг-офисов не так много, как кажется: "Из коворкингов я знаю "Ко-Пай" , который закрылся в кризис, Communist Loft и открывающийся с нашим участием "Флакон-коворкинг" на дизайн-заводе "Флакон" . Остальное либо подобие "Регусов" , несущих совсем иную идеологию, либо желание монетизировать волшебным образом площади, висящие мертвым грузом. Забейте в "Яндекс" слово "коворкинг" и пройдите по компаниям, чьи адреса выпали на первой странице запросов. Мы так сделали в августе. Вы увидите унылые и пустые офисные пространства, мало устроенные для работы. Это не коворкинг. Почему? Потому что люди не вкладываются в обустройство площадки, не создают добавленной ценности к дешевому гипсокартону С-класса" . По словам Бевзенко, в его деле все стабильно, а в бизнесе большинства коллег, также называющих себя "коворкингами" , все средне плохо. "Прибыль в роли УК - невысокая, в роли собственников площадки - отличная. Поскольку личными площадями мы не владеем, то перешли на модель продажи франшиз и консультирования" , - рассказывает о секрете успеха Игорь Бевзенко. Стоимость первоначальных вложений в открытие коворкинга эксперты оценивают в сумму от $20 000 до $40 000, сроки окупаемости - около года.
И если "Матриксофис" говорит о своей ориентированности на фрилансеров и даже о зависимости спроса от их планов (а эти люди имеют привычку уезжать на лето из Москвы), то Communist Loft уверен, что коворкинг - для организаций, пусть и в зачаточном состоянии, или для предпринимателей-одиночек. Кроме того, по мнению Игоря Бевзенко, фрилансеров в Москве мало: "У нас есть огромное количество безработных с большими запросами, предпочитающих называть себя в процессе поиска работы фрилансерами" .
Описанный Бевзенко фрилансер не слишком похож на среднестатистического фрилансера, выявленного в результате уже упомянутого проекта ВШЭ и Free-lance.ru. Итоги "переписи" фрилансеров говорят, по мнению исследователей, о формировании "нового среднего класса" - успешных, хорошо зарабатывающих (27% получают от 25 000 до 50 000 руб. в месяц, у 18% совокупный доход превышает 50 000 руб. в месяц), молодых (71% не старше 30 лет), образованных (82% с высшим и незаконченным высшим образованием), мотивированных на работу и самореализацию людей. "При сравнении самозанятые профессионалы выглядят вполне успешными работниками на фоне не только населения России в целом, но и своих коллег из офисов" , - рассказывает доцент кафедры экономической социологии ВШЭ Андрей Шевчук. Правда, только 4% из опрошенных "удаленных" работают вне дома (в кафе, на выезде, в дороге и т.п.) и лишь некоторые фрилансеры-предприниматели имеют личный офис. Если учесть и тот факт, что две трети представителей "нового среднего класса" живут в регионах, то покажется, что скорее в стандартных офисах рабочие места станут незакрепленными (есть и такой тренд), нежели инфраструктура столицы будет походить на Портленд или Лидс. Впрочем, реальность немного сложнее.


Пошел в третье место

Специализация российских фрилансеров (%)

 

2008

2011

Разработка и поддержка веб-сайтов

34

29

Программирование

18

20

Дизайн/Графика

44

38

Фото

9

9

Аудио/Видео

4

5

Тексты/Копирайт/Переводы

21

33

Реклама/Маркетинг/ Консалтинг

11

12

Инжиниринг

2

5

Другое

1

3

Источник: ВШЭ

Еще несколько лет назад дизайнеры заговорили о феномене "третьего места" - о пространстве, которое не является офисом и домом, но где можно и отдыхать, и работать. И список "третьих мест" оснащенными Интернетом кафе или коворкинг-центрами не заканчивается, речь идет о куда более глобальном тренде.
" Когда появились беспроводные сети, произошла своего рода революция в работе. Возможно, она пока не слишком заметна, но ее влияние как на инфраструктуру городов, так и на бизнес, обслуживающий тех, кто работает удаленно, неоспоримо. Очень скоро разговор о специфических бизнесах для фрилансеров перестанет быть актуальным, потому что сегодня мобильными становятся все. Работать удаленно от офиса стало обыденным. Кто не проверял почту на телефоне в пути или в кафе? Кто не работал с ноутбуком в ожидании авиарейса?" - задает риторические вопросы директор по рекламе Solo Office Interiors Владислав Аксенов. В качестве примера "третьего места" он называет открывающийся в ноябре клубный офис Cabinet Lounge (учредители Solo Office Interiors входят в состав учредителей Cabinet Lounge). Здесь можно как работать (он выполняет функции коворкинг-центра), так и приглашать заказчиков для проведения небольших встреч и крупных презентаций (представительские функции являются одними из основных). Cabinet Lounge рассчитан преимущественно на тех, кому по каким-либо причинам не подходит проведение встреч в гостиницах, ресторанах и кафе и кто по этому поводу нуждается в специальном рабочем пространстве, представительском офисе в центре Москвы. Но и фрилансеры с соответствующими доходами (стоимость ежемесячной карты начинается от 900$) могут стать его клиентами. "Мы просто заполняем потребности рынка. После того как отработаем модель, планируем открыть подобные клубные офисы в других крупных городах России и СНГ" , - говорит Владислав Аксенов.
По мнению Ильи Мерензона, коворкинг-центры и бизнес-клубы имеют перспективы. Но в регионах. "В Москве непростая ситуация с недвижимостью. Активно развиваться коворкинг-центры (как и другие сегменты рынка, рассчитанные на фрилансеров) будут в Петербурге, Новосибирске, Перми. Причем формироваться они станут вокруг университетских городков. В Москве зачастую выгоднее работать в офисе, чем удаленно. В регионах же фрилансер имеет возможность сотрудничать со столичными и международными компаниями, у него есть преимущество перед теми, кто работает в региональном офисе" , - рассказывает Мерензон. И указывает еще на один тренд на мировом рынке недвижимости: строительный сектор медленно разворачивается в сторону "мобильных" и "удаленных" . Девелоперы начинают предлагать квартиры с совмещенными офисами. "Именно такую я себе присматриваю" , - признается Мерензон. Правда, дом, совмещенный с офисом, Илья ищет не в России.