Межпромбанк теряет иммунитет
Многим компаниям осложняет жизнь отсутствие высоких покровителей. Еще хуже тем, чей покровитель внезапно исчезает: были тепличные условия, а стали обычные. Такая метаморфоза сейчас происходит с сателлитами бывшего управделами президента Павла Бородина. В частности, с Международным промышленным банком.
Не бей лежачего
Будучи уполномоченным банком Управления делами президента РФ, "Межпром" не знал бед, пока Бородин был главным кремлевским завхозом. Даже августовский кризис 1998 года не особо его затронул. Пока падали или кое-как пробавлялись на стабилизационных кредитах ЦБ другие додефолтные уполномоченные, МПБ неуклонно наращивал капитал. И уже к ноябрю минувшего года входил в тройку крупнейших российских банков по размеру собственного капитала (См. "Ко" №47 от 27 декабря 1999 года).
Межпромбанку счастливо удалось избежать втягивания в конфликт между Кремлем и московской мэрией. Хотя, учитывая мэрские амбиции Бородина, у этого банка было гораздо больше шансов попасть под обстрел, нежели, скажем, у МДМ-банка или Собинбанка. Впрочем, как станет ясно в дальнейшем, "Межпром" являлся для Юрия Лужкова той гайкой, откручивание которой сулило очень большие неприятности. Банк обеспечил себе белый билет, избавляющий от участия в "бородинской битве" московского мэра, от навязчивого упоминания в одном ряду с Mabetex, Bank of New York и т.п. Но обо всем по порядку.
С недавних пор Межпромбанк стал терять иммунитет. Поначалу Российский фонд федерального имущества (РФФИ) попытался отсудить у аффилированной с "Межпромом" финансовой компании "МПБ Капитал" 15% акций "Известий". Московский арбитражный суд оставил иск фонда без рассмотрения. Но РФФИ вроде бы намерен продолжить тяжбу. (Любопытно, что "Межпром" купил кусочек "Известий" аж в 1995 году и уже давно продал его "ЛУКойлу" . Однако рассмотрение дела затеяно именно сейчас. Так и хочется сказать: "Оно и понятно - Бородин ушел, можно заняться МПБ". )
Не исключено, что "известинское дело" - лишь пробный камень. Во всяком случае, пока трудно рассчитывать на то, что это разбирательство принесет истцу ощутимые дивиденды. Другое дело, если покопаться в иных аспектах деятельности Межпромбанка. Например, в кредитовании субъектов Федерации, и в первую очередь Москвы. Эта сфера, несомненно, более привлекательна для изысканий недоброжелателей МПБ. Особенно в свете слухов о том, что Кремль не собирается особо усердствовать в спасении столицы от надвигающегося дефолта.
И тут самое время рассказать историю, о которой мы вскользь упомянули в начале. Один из крупнейших российских банков надул несколько крупных инвестиционных банков и компаний.
Международный промысел
Началось все еще в 1997 году, когда иностранцы с удовольствием кредитовали всех и вся, а евробонды улетали со свистом. С особым энтузиазмом западные банки выдавали кредиты правительству Москвы. (Квота заимствований Москвы на 1997 год составляла $2 млрд, в 1998-м - $2,3 млрд, что составляло соответственно 25% и 30% доходной части столичного бюджета. Общий объем внешних заимствований Москвы, по словам руководителя Москомзайма Сергея Пахомова, сегодня составляет $2,5 млрд.) Примерно в это же время Межпромбанк разработал любопытную банковскую схему, позволявшую кредитовать Москву, имея дешевые ресурсы, привлеченные от западных партнеров. Банк предлагал свои услуги иностранцу, желающему прокредитовать столичное правительство (под стандартные 8% годовых), на следующих условиях: мы-де сами выдадим кредит Москве, но готовы переуступить его вам по договору-цессии (цессия - переуступка права требования) под 9% годовых. Проще говоря, те же самые риски, но 9% годовых вместо 8%. Изучив вопрос с юридической точки зрения, на предложение Межпробанка с готовностью откликнулся Bankers Trust (один из крупнейших банков США). Согласованная схема работала: Bankers Trust покупал кредит, московское правительство гасило его "Межпрому", а тот платил американцам.
Неплохо зарабатывая на России, американский банк, по слухам, сумел вовлечь в процесс еще несколько компаний. Однако августовский кризис 1998 года испортил успешный бизнес иностранцев. Воспользовавшись форс-мажорными условиями, Межпромбанк отказался платить по заключенному ранее контракту, оставив с носом и Bankers Trust, и его контрагентов.
Потребовав разъяснений от столичного правительства, иностранцы получили ответ, из которого выяснилось, что никакого кредита от МПБ мэрия не получала. Проще говоря, права требования по договору иностранцы получили, однако в правительстве Москвы уверяли, что ничего им не должны, поскольку денег не получали. (Кстати, есть версия, что привлеченные "Межпромом" американские кредиты действительно достались не мэрии, а все тому же Управлению делами президента.)
Такое заявление повергло заимодавцев в шок. Никому из них и в голову не приходило заранее требовать подтверждения получения денег по кредиту от российского партнера.
Воспользовавшись финансовыми предложениями МПБ, иностранцы лишились нескольких сотен миллионов долларов. Однако руководство Межпромбанка, похоже, не испытывает по этому поводу никаких угрызений совести. Во всяком случае, по слухам (поскольку на все попытки "Ко" получить сколько-нибудь внятные разъяснения руководство банка отмалчивалось), на настойчивое пожелание иностранцев решить проблему цивилизованным путем в банке никак не реагировали. Поговаривают, правда, что особо упорным в качестве компенсации по сделке были предложены несколько зданий, находящихся в собственности МПБ. Однако известно, что иностранцы сочли стоимость этой недвижимости неадекватной их потерям в России.
До сих пор никаких ответных действий со стороны западных контрагентов МПБ не последовало. Но не исключено, что мести обиженных кредиторов можно ожидать очень скоро. Благо сейчас тылы "Межпрома" уже не столь крепки, как прежде. У новой власти, судя по всему, вообще отпадает потребность в олигархах (см. рубрику "Главное" в прошлом номере "Ко").
В Москву, в Москву!
Основатель банка Сергей Пугачев до недавнего времени считался одним из самых приближенных к Кремлю финансистов. Во всяком случае, его имя нередко упоминается в одном списке с Абрамовичем и Мамутом. МПБ тем не менее собирается решить надвигающиеся проблемы с помощью своих бывших партнеров из мэрии.
Раньше структуры Юрия Лужкова всегда были благосклонны к Межпромбанку. Явно не без содействия столичных властей "Межпром", никогда не блиставший особыми достижениями на рынке розничных банковских услуг, вдруг включился в проект по выпуску предоплаченных смарт-карт для водителей.
Предполагается, что с помощью таких карт автомобилисты смогут производить оплату технического осмотра и инструментального контроля, а также штрафов. Инициатива этого проекта исходила от мэрии. (На Новом Арбате вообще питают слабость к "пластиковым" новациям. Достаточно вспомнить "Карту москвича".)
Деньги на кону немалые. По задуманному, каждый автомобилист должен будет при получении карточки вносить до 1000 руб. Даже если МПБ выпустит всего 200 тыс. карт (как оговорено в бизнес-плане) - это уже 200 млн руб. А на деле в Москве автомобилей гораздо больше. Выходит, что львиная доля выручки московского ГИБДД достанется частному банку.
Видимо, заслуги Межпромбанка перед мэрией достаточно высоки, коль Юрий Лужков этот банк так своевременно благодарит. Впрочем, речь здесь не о таких эфемерных понятиях, как верность и дружба. Просто мэрия и Межпромбанк повязаны одной веревочкой. Если Bankers Trust и партнеры добьются-таки санкций против своих столичных заемщиков - Москве грозит дефолт.