Top.Mail.Ru
$ 60.43
£ 73.95
¥ 45.57
 64.24
 9.00
Нефть WTI 92.40
GOLD 1785.86
РТС 1118.40
DJIA 33309.51
NASDAQ 12854.80
BTC/USD 24562.00
авто

Минфин отказался снижать пошлины на ввоз иномарок

Фото: Дмитрий Духанин / Коммерсантъ / Legion-Media Фото: Дмитрий Духанин / Коммерсантъ / Legion-Media

Минфин не поддержал инициативу депутата Госдумы Ивана Сухарева снизить пошлину на ввоз подержанных машин физлицами из-за границы до 5%. Парламентарий предлагал принять такой законопроект на фоне остановки автопрома. По оценке главы ведомства Антона Силуанова, это бы нарушило нормы ЕАЭС и снизило бы таможенные сборы за ввоз машин на 20 млрд рублей ежегодно. Опрошенные журналом «Компания» автоэксперты поддерживают позицию Минфина. По их мнению, почти беспошлинный ввоз подержанных иномарок обрушит всю автоиндустрию.

Депутат Госдумы от ЛДПР Иван Сухарев предложил разрешить физлицам-россиянам ввозить из-за границы один автомобиль раз в пять лет под таможенную пошлину в 5% еще 12 мая. Свою инициативу он мотивировал тем, что из-за санкций со стороны основных стран-автопроизводителей автосборка в России почти полностью остановилась, а цены на машины внутри страны, включая подержанные, резко выросли. Это сделало покупку автомобиля для многих россиян недостижимой.

Предложение Сухарева вызвало значительный резонанс в СМИ и было ожидаемо с энтузиазмом встречено автомобилистами в соцсетях. По мнению автоблогера, владельца авторемонтного сервиса Ильи Свиридова, снизить «огромные заградительные» пошлины на ввоз иномарок необходимо «чем быстрее, тем лучше». Он напоминает о проблемах с поставками автозапчастей и о том, что некоторые машины подорожали втрое. Так, семейный Dodge Caravan SE с мотором 3,6 литра в союзной Армении сейчас стоит $9,5 тыс., а в России — $17,7 тыс.

«Раньше, когда у нас работали автозаводы и на них работало много людей, эти пошлины были оправданы, мы защищали свой автопром, — рассуждает он. — Но теперь у меня вопрос — а что мы защищаем сейчас? Насколько я знаю, новый автозавод “Москвич” пока не запущен. Было бы разумным на переходный период, пока оживают заводы, выпуская машины без АБС, подушек безопасности, пока идет творческий процесс поиска автокомпонентов в Китае и налаживания их производства, на этот год можно было бы если не отменить, то хотя бы снизить пошлины».

Министр финансов Антон Силуанов ответил Сухареву в июне. В документе, которым депутат поделился с «Компанией», глава ведомства отмечает, что порядок перемещения транспортных средств через границу России регулируется едиными наднациональными таможенными документами, согласованными со всеми странами — членами ЕАЭС, и не может быть изменен Россией в одностороннем порядке. Кроме того, отмечает Силуанов, в 2021 году сборы за ввоз автомобилей физлицами достигли 38 млрд рублей — это 87% от суммы всех таможенных платежей за товары личного пользования за год. Если пошлину снизить, сборы упадут на 20 млрд рублей. Министр также напомнил, что с нехваткой на рынке новых иномарок и автозапчастей правительство намерено бороться с помощью разрешенного серого импорта, перечень товаров для которого был утвержден Минпромторгом в апреле. Поэтому, пишет Силуанов, поддержать инициативу Сухарева «не представляется возможным».

Опрошенные журналом «Компания» автоэксперты в целом поддержали позицию правительства.

Снижение пошлин на подержанные автомобили «завалило бы страну барахлом, поэтому я на стороне государства в этом вопросе, — говорит эксперт журнала «За Рулем» Михаил Колодочкин. — Я всегда был сторонником покупки пусть скромных, но новых машин. У нас же люди не хотят по одежке протягивать ножки, им хочется купить дешево что-то черное, большое, с громким именем. Хотя покупать премиальную машину с пробегом 400 тысяч километров за 340 тысяч — это, на мой взгляд, безумие. Тем более что сейчас на рынке все больше новых китайских машин, и они, я должен сказать, вполне хорошие».

«Таможенная пошлина в 5% — это красиво, но реально ввозить машины на таких условиях будут не частные лица для себя, а перекупщики, — уверен независимый автоэксперт Максим Пастушенко. — Причем ввозить будут адские «ведра», которые спрос, достигающий у нас 3,5 млн машин в год, все равно не удовлетворят. И дешевле машины в России от этого не станут, потому что перекупщики будут продавать их тут по таким же, нынешним ценам. Зато официальных дилеров это поставит в неравные условия и оставит без работы огромный пласт людей». По словам эксперта, новые схемы ввоза машин, разрабатываемые сейчас правительством, рано или поздно восстановят рынок, а иностранные производители обязательно вернутся на него, поскольку он очень привлекателен.

Между тем самостоятельный ввоз машины из-за границы даже сейчас обойдется значительно дешевле, чем покупка аналога внутри страны. 27 июня автомобильный обозреватель Алина Распопова опубликовала на Autonews историю о собственном опыте ввоза и растаможивания автомобиля из Грузии. По ее словам, пятилетний Chevrolet Cruze из США в Грузии обошелся ей в 420 тыс. рублей при курсе доллара в 70 рублей. А вместе с таможенным оформлением в Грузии и России, получением документов, с которыми можно идти в ГИБДД, машина обошлась в 850 тыс. рублей. В РФ схожий вариант стоил от 1,25 млн рублей.

Еще по теме