Top.Mail.Ru
архив

Мир Сербии, война окорочкам!

Как бы побольнее укусить американцев? Эта нехитрая мысль, уверен, промелькнула в душе чуть ли не каждого жителя России, которого бомбежка Белграда хоть сколько-нибудь задела за патриотическую струну. Как ни странно, оказалось, что патриотизм в той или иной мере остался невытравленным из душ большей части населения страны: об этом говорит и единодушное осуждение военной акции НАТО российскими политиками всех мастей от Зюганова до Гайдара (Андрей Козырев, не нашедший лучшего способа выразить свою либеральность и космополитичность, вряд ли теперь сможет скоро омыть клеймо «американца»), и единение непримиримых врагов - болельщиков ЦСКА и «Спартака» - у стен американского посольства на Новинском бульваре. Нам почему-то не важно, что самолеты в небо над Сербией прилетают с английских и итальянских военных аэродромов, а войска, стоящие на границе в Македонии, - сплошь немцы и французы. Несомненно, во всем виноваты американцы - если признать агрессорами всю Европу, то немедленно приходишь к выводу, что срочно нужно шить чалму или учить иероглифы. Несомненно, во всем виноваты янки и лично их президент Клинтон. И, может быть, Моника - не она ли является причиной всех бед?

Но как же укусить американца? Не всем же кидаться банками с болгарским лечо в посольских охранников: во-первых, лечо денег стоит, а во-вторых, как же в него, охранника, кинешь, если у него на морде написано рязанское гражданство? Рецепт самый простой - экономическая диверсия.

Граждане России! Откажемся от американских товаров! Откажемся ли?

Казалось бы, возможный успех этой акции предопределен. Тем более, что небольшой опыт «потребительской войны» с Латвией у москвичей, по крайней мере, есть. И, хотя тогда волна народного протеста против угнетения русскоязычных в Риге всего лишь напугала латвийских кильколовов и маслоделов, можно с гордостью сказать: «Мы это теоретически можем». Однако не успели стихнуть волны гнева, как Parex Bank выдвинул нехитрый слоган: «Мы ближе, чем Америка!» И русские граждане, понимая, что ведь действительно ближе, понесли проклятым угнетателям русскоязычных старушек свои кровные американские доллары в обмен на пластиковые карточки банка. Да, конечно, латыши озверели, но ведь с «парексовских» карточек можно деньги снимать. В отличие от «инкомовских» - Виноградов хотя и не американец и даже не еврей, а ведь поступил, с точки зрения обывателя, не хуже американского агрессора. Где правда-то?

Между тем бойкот товаров американских производителей в России, как представляется, вещь не столько невероятная, сколько неэффективная практически.

Во-первых, можно отказываться на сознательном уровне по политическим мотивам, активно пропагандируя свою точку зрения всем окружающим. Стать активистом, в общем. К слову, практически все кампании бойкота, проведенные в Америке, строились именно на этом принципе. У нас же сознательное пропагандистское игнорирование любых американских товаров доступно только очень сильно помешанным индивидуумам. Не то чтобы таких вообще нет: сторонники Анпилова в угаре радикализма отказались от всего нерусского за два-три года до событий в Югославии. Контингент активных сторонников бойкота американских товаров могут пополнить собой, несомненно, московские панки и депутаты Госдумы. Возможно, первые бросят курить Marlboro, перейдя на Беломор, а вторые - перестанут ездить во Флориду, предпочтя ей Сейшелы. Небольшая потеря.

Во-вторых, возможен отказ от американского в пользу не менее иностранного. Естественно, что если на полке магазина стоят за одинаковые деньги кроссовки из США, а рядом - лояльные голландские, то найдутся люди, для которых при выборе товара неприязнь к американцам станет решающим фактором. Однако много ли в России товаров, имеющих американское происхождение, от которых легко отказаться в пользу неамериканских? Практика показывает, что, отказавшись от самого ходового американского товара - сигарет, россияне в массе должны просто бросить курить: на российском табачном рынке их более половины. И та «Прима», которую закуривает рабочий ЗИЛа, и тот Parliament, который смолит сотрудник рекламного агентства, имеют общее происхождение. American blend, как ни крути. С другой стороны, разве не окорочка - символ американского образа жизни - являются единственным мясом, которое позволяют себе работники бюджетной сферы? Хотя, конечно, Coca-Cola может дрожать: этот напиток - символ американской культуры - в ближайшее время будет продаваться явно хуже, чем обычно. Впрочем, вряд ли падение продаж превысит 5-10%.

Да и как определить, сделана ли вещь в США? Ведь "Петр I", равно как и чипсы Pringles, имея "американского хозяина", делаются в России. А сколько, по вашему мнению, американского сырья используется при изготовлении холодильника "Стинол"? В мире давно уже нет американских или японских компаний. Есть транснациональные корпорации, делающие свой бизнес и в Китае, гноящем в зинданах диссидентов, и в Швейцарии, где и собаку нельзя безнаказанно ударить палкой. В доходах Microsoft есть и российская доля - равно как и в программном коде Windows 95 немало строчек написано программистами, пьющими «Балтику».

Несомненно, сильно пострадают коммерсанты, торгующие товаром с американской символикой. Вряд ли в Москве сейчас станут покупать куртки с большим американским флагом на спине, столь популярные прошлой весной среди молодежи. Правда, пострадают от этого в основном китайцы и турки, и... наши сограждане-челноки. Но должен же кто-то пострадать?!

Бойкот американских товаров начался, между прочим, очень и очень давно - когда мы наконец поняли, что мы европейцы, а не американцы. Именно тогда в России Audi и Merсedes стали популярнее Lincoln и Ford, а маленький ресторан - предпочтительней McDonalds. Конечно, «Титаник» - талантливый фильм, однако получивший на днях «Оскара» фильм «Жизнь прекрасна» нам гораздо ближе. Для нас лучший способ укусить американца - это продолжать оставаться европейцами. Может быть, большими европейцами, чем англичане, французы и немцы.

Еще по теме