Top.Mail.Ru
архив

Многопрофильный Горяев

Выпускник судебно-прокурорского факультета Свердловского юридического института 31-летний Тимур Горяев перепробовал за последние девять лет самые разные занятия – от торговли ксерокопиями эротических журналов до управления ведущими компаниями Екатеринбурга. Совсем недавно парфюмерно-косметическая империя Тимура Горяева, генерального директора компании «Уральские самоцветы», расширила свои владения. К своему основному бизнесу – четвертой по величине в России парфюмерной фабрикой, ежемесячный оборот которой оценивается в $5 – 6 млн, Горяев добавил еще и Омский завод синтетических моющих средств.

От ксерокопий «клубнички» недалеко и до «Стопки»

Тимур Горяев решил заняться бизнесом в самом начале девяностых годов, будучи студентом Свердловского юридического институте. Первый опыт зарабатывания денег был довольно экзотичным для будущего прокурора. Стипендию в институте платили маленькую, вернувшемуся из армии молодому человеку нужно было как-то кормить семью, но при этом не забывать и про учебу, которая отнимала много времени.

Чтобы оставаться студентом и иметь приличный приработок, Горяев и его друг занялись нехитрым бизнесом. Поскольку спрос на эротику в Екатеринбурге был огромным, студенты доставали прибалтийские эротические журналы, делали с них ксерокопии и реализовывали свою продукцию через киоски «Союзпечати». «К учебе я относился очень трепетно, а этот бизнес практически не отнимал времени», – говорит Горяев. Торговля помогала молодому семьянину сводить концы с концами, однако после завершения института начинающему предпринимателю пришлось пересмотреть планы на будущее.

Проработав после окончания института нескольких месяцев юрисконсультом, Горяев в 1991 году открыл собственное дело: начал привозить в Екатеринбург и продавать копиры, компьютеры и другую оргтехнику, а также продовольствие. Но мелкий бизнес вскоре приелся, и Горяев с партнерами решили заняться внешнеэкономической деятельностью.

Партнеры обратились к торговле водкой – продуктом, который позволил сколотить состояния не одному десятку новых русских. Идею им подсказали случайные знакомые из Израиля. И на Урале, и во всем бывшем Советском Союзе ощущался дефицит качественной водки, а в Израиле как раз открывалось предприятие по розливу алкоголя. Спустя несколько месяцев уральцы оказались одними из крупнейших импортеров водки. Добиться этого удалось благодаря организации грамотной рекламной поддержки и хороших дистрибуторских каналов. И в 1992 году в Россию из Израиля потекла недорогая водка с лапидарным названием «Стопка». На волне налаживания внешнеэкономических связей с землей обетованной Горяев привлек внимание израильских властей, и предприниматель удостоился золотого диплома министерства торговли Израиля. Ежегодно в Россию и на Украину ввозилось несколько миллионов бутылок, что позволило фирме Горяева войти в тройку крупнейших российских импортеров израильского алкоголя.

Как Горяев был олигархом

Торговля алкоголем (а «Стопка», говорят, до сих пор пользуется популярностью на Украине и в ряде других республик бывшего СССР), принесла Горяеву много денег и скуки. Операции по купле-продаже стали казаться ему неинтересными. И тут подвернулась возможность заняться новым проектом – в стране начиналась приватизация.

В 1992 – 1993 годах в екатеринбургских газетах появились объявления о продаже предприятий с аукционов. Писали и о фирмах, которые уже смогли приобрести «кусочки» бывшей госсобственности. Одной из них была компания «Биопроцесс» Кахи Бендукидзе, умудрившаяся купить большой пакет акций екатеринбургского «Уралмаша».

«Я решил поучаствовать в приватизации», – вспоминает Горяев. Разумеется, серьезных управленческих навыков у него не было, да и процесс выбора объектов для инвестиций проходил несколько хаотично. «Мы брали то, что можно взять», – говорит Горяев. Основной проблемой тогда были директора, которые не хотели пускать потенциальных покупателей даже на порог «своих» предприятий.

За акции заводов бизнесмены расплачивались живыми деньгами. По некоторым данным, Горяев вложил в приватизацию около $5 млн.

Так в Екатеринбурге сформировалась местная бизнес-империя. Через несколько лет Горяев владел акциями «Екатеринбургских авиалиний», «Уральских самоцветов», стекольного завода, предприятия «Гидрометрприбор» и являлся председателем совета директоров Юта-банка.

Насколько быстро удалось получить контроль над столь разнообразными активами, настолько же быстро с ними пришлось и расстаться. Случилось это в 1997 году. Виной всему стал Юта-банк. Чтобы поддержать падающий банк, Горяев стал избавляться от акций предприятий. Всего в Юта-банк было вложено около $12 млн. Этого хватило, чтобы расплатиться с вкладчиками и клиентами, но банк в конце концов обанкротился.

После этого предприниматель решил сосредоточиться на ядре оставшегося у него бизнеса – парфюмерной фабрике «Уральские самоцветы».

Парфюмерный король

Фабрика «Уральские самоцветы» была построена в 1942 году и давала екатеринбуржцам около тысячи рабочих мест. В конце эпохи государственной собственности рабочие «Уральских самоцветов» зарплату не получали, а производимые фабрикой шампуни, разработанные в советское время и выпускавшиеся по единой рецептуре практически всеми парфюмерными фабриками Союза, покупатели брали неохотно.

Главным источником проблем, по мнению Горяева, было руководство фабрики, которое возглавляло производство с середины 80-х. Новый собственник сместил старых руководителей и начал воплощать план реорганизации фабрики. Упор был сделан на разработку и продвижение новых торговых марок. Так по цене около $1,5 за флакон на рынке появился шампунь «Демон». Вслед за появлением одного изделия создавалась парфюмерно-косметическая линия с одним ароматом и единым названием: лосьон после бритья, кремы и прочее.

Флагманом «Уральских самоцветов» стали духи «Анжелика Варум». Для раскрутки этой марки реклама была запущена даже по центральному телевидению.

На сегодняшний день основными торговыми марками фабрики являются «Чистая линия» и «Демон». В их рекламную поддержку вкладывается около $1 млн в год.

Параллельно стали решать и другую задачу – техническое перевооружение фабрики. На «Уральских самоцветах» простаивало импортное оборудование по производству шампуней, которое было установлено еще при советской власти. Сначала запустили эту линию, затем и другие – также закупленные за рубежом, но уже новым хозяином. Модернизация фабрики обходится Горяеву в $2 млн в год.

По мнению Горяева, сегодня для успешного управления отечественным предприятием не требуется специального экономического образования. «В России не нужно особых знаний, чтобы сделать предприятие прибыльным. В большинстве проблем предприятия виноват, как правило, высший менеджмент», – полагает Горяев, считающий, что если директор не будет воровать, то предприятие станет безубыточным.

Местные эксперты считают «Уральские самоцветы» одним из самых динамично развивающихся предприятий области. В рейтинге 200 крупнейших промышленных предприятий региона, публикующемся екатеринбургским «Деловым экспрессом», «Самоцветы» в 1997 году занимали 63-е место, а оборот предприятия в прошлом году составил около 173 трлн неденоминированных рублей. Темпы роста производства на фабрике составили 128% к уровню предыдущего года.

В конце этого года «Самоцветы» запустили рекламную кампанию по продвижению новой серии изделий – «Чистая линия». «После того как наши ролики стали транслировать по телевидению, на предприятие начали приезжать покупатели со всей страны, просили отгружать продукцию вагонами. Их главный аргумент заключался в том, что раз мы даем рекламу, то потребитель возьмет нашу продукцию без особых проблем», – говорит Горяев.

Несмотря на кризис, производство на «Самоцветах» не только не сократилось, но даже несколько выросло. Горяев объясняет это сезонным фактором – осенью спрос на шампуни и моющие средства традиционно повышается. Пока руководство фабрики сознательно не хочет переключаться на отечественное сырье. «Для изготовления нашей продукции мы используем лучшее сырье – необязательно отечественное», – замечает Горяев.

Однако в некоторых вопросах «Самоцветы» от внешнего рынка не зависят. В то время как многие отечественные компании закупают за рубежом пластиковую упаковку и тару, «Самоцветы» успешно производят ее на самой фабрике в Екатеринбурге. «Это не наша инициатива, а наследие Госплана, который хотел, чтобы все крупные предприятия могли работать автономно. Я часто бывал на Западе и ни разу не видел, чтобы упаковка выпускалась тем же предприятием, которое занимается выпуском парфюмерной продукции», – говорит Горяев.

Еще по теме