Top.Mail.Ru
архив

Многостаночник

«У меня нет непрофильных активов», – категорично утверждает Тигран Нерсисян, основатель и президент группы компаний «Бородино». Его предприятия производят кирпич и шоколад, мороженое и фасовочное оборудование. Холдинг, который вырос из небольшого цеха по производству газированной воды в подмосковном Можайске, сегодня объединяет более десятка разнородных предприятий. Однако хозяина такая ситуация ничуть не смущает. 

Президент «Бородина» жалеет, что не успевает посетить выставку голландской живописи в Пушкинском музее. Старые фламандские пейзажи – его второе увлечение после ярких натюрмортов Мартироса Сарьяна. «В музеях я иногда бываю за границей, когда уезжаю по делам, а так – не хватает времени», – объясняет предприниматель. Когда Тигран Нерсисян перечисляет, какие производства у «Бородина» уже налажены и какие создаются, начинаешь сомневаться, что все это способен контролировать один человек. Но он уверяет, что справляется, поскольку у него хорошая команда и «саморегулирующаяся организация».

 

Колхозное прошлое 

Не каждый бизнесмен может сказать, что создал компанию своей мечты. Судя по словам Нерсисяна, у него именно так все и вышло.

Президент «Бородина» учился коммерции в Львовском торгово-экономическом институте, одном из лучших советских вузов подобного профиля. «Когда мы изучали опыт зарубежных корпораций, мне захотелось создать компанию, у которой каждое предприятие обеспечивает какие-то потребности другого предприятия,– рассказывает Нерсисян. – С этой идеей я уже не расставался».

В 1989 году он вернулся в родной Ереван, где три года, по его словам, «занимался бизнесом, но на государственной работе». А в 1993 году приехал в Россию, причем поселился не в столице или ином крупном городе, а в провинциальном Можайске, получив должность начальника подсобного цеха в колхозе «Бородино». Впрочем, это хозяйство было самым известным в районе, поскольку владело знаменитым Бородинским полем. И его председатель Виктор Лапкин был человеком авторитетным – недаром его избрали депутатом первого и последнего в истории СССР Съезда народных депутатов.

Столь странный на первый взгляд выбор места работы Нерсисян комментирует кратко: «Через знакомых я узнал, что колхозу требуются управленцы, которые могут налаживать производства». В Можайске у колхоза было советское наследство – заводик со старым оборудованием, остановившийся с началом рыночных реформ. Тигран Нерсисян предложил Виктору Лапкину установить там линию по производству газированных напитков. «Новая линия стоила примерно $50 000, но тогда для нас это были баснословные деньги, – вспоминает он. – Мы решили все сделать сами. В горбачевские времена оборудование с предприятий растаскивалось направо и налево, и мы буквально по дворам и гаражам смогли собрать нужные детали. В июле 1994 года завод выпустил первую партию лимонада в пластиковых бутылках».

Колхоз в соответствии с требованиями времени был преобразован в ЗАО «Бородино». Компания стала фундаментом будущего холдинга, а Лапкин и Нерсисян – партнерами. Президент «Бородина» не раскрывает сложившейся в группе структуры собственности, но упоминает, что «все основные решения мы всегда принимаем вместе».

Производство газировки, по словам бизнесмена, оказалось «очень рентабельным». Прибыль сразу же уходила на закупку нового оборудования. В мае 1995 года компания взяла свой первый банковский кредит – $500 000 и уже через полгода смогла его вернуть. В том же году завод, переименованный в «Спасо-Бородинские воды», подписал контракт с PepsiCo и разливал ее напитки до 1998 года, пока американцы не построили собственное предприятие в Подмосковье.

 

Своим путем 

Вскоре к заводу присоединили стоявшую по соседству швейную фабрику, которую купили после банкротства и переоборудовали под выпуск напитков. А в 1996 году компания приобрела и установила в Можайске немецкую полиграфическую линию. Для «Бородина» это был первый опыт организации непрофильного, но смежного производства. «Нам в огромных количествах требовались этикетки, а также рекламная продукция», – поясняет Тигран Нерсисян. Когда впоследствии у холдинга появилась кондитерская фабрика, ей весьма пригодился собственный поставщик упаковки.

В 1997 году был куплен очередной разорившийся завод – консервный комбинат в городе Медынь Калужской области. Его профиль менять не стали, наладили производство квасного сусла и маринованных овощей. Компания Нерсисяна и Лапкина благополучно пережила экономический кризис 1998 года и даже приобрела небольшое предприятие в Москве – завод безалкогольных напитков «Мона», на котором некогда был придуман «Байкал». При этом партнеры не забросили сельское хозяйство. Под Можайском у «Бородина» остались молочная ферма и пахотные земли.

На продовольственном рынке компания не искала новых ниш и двигалась в том же направлении, что и конкуренты, но по собственной тропинке. Так, когда в стране начал расти спрос на слабоалкогольные напитки, «Бородино» зарегистрировало на себя названия популярных типов коктейлей и стала выпускать «Отвертку» и «Вертолет». «Мы пытались договориться с одной новосибирской фирмой о правах на торговую марку «Кровавая Мэри», – рассказывает гендиректор московского комбината «Очаково» Владимир Антонов. – А на «Бородине» взяли и придумали свой вариант: «Коварная Мэри».

«У «Бородина» хорошо налажена работа по продвижению продукции, хотя не могу сказать, что эта компания выделяется какими-то инновациями, – отмечает менеджер крупного производителя слабоалкогольных напитков. – Там внимательно следят за лидерами рынка и повторяют их ходы. Например, коктейли в стеклянных бутылках «Бородино» начало выпускать после того, как на примере конкурентов убедилась, что на них есть спрос».

 

Чужого не брать 

Семь лет «Бородино» копило силы и ресурсы, чтобы затем за три года превратиться из компании, владеющей несколькими разрозненными предприятиями, в многопрофильный холдинг.

В 2000 году Тигран Нерсисян решил переоборудовать Медынский комбинат под выпуск мороженого (предприятие все равно нуждалось в модернизации), а московскую «Мону» – под кондитерскую фабрику (напитки там получались дорогими, потому что из-за отсутствия хороших скважин завод использовал привозную воду). В Калужской области «Бородино» приобрело песочный карьер и кирпичный завод – так появилась фирма «Бородино-Строй», постепенно взявшая на себя все строительные работы в рамках холдинга. В том же году было основано предприятие «Бормаш» – «Бородинские машины». Начиналось все почти как авантюра: было закуплено несколько токарных станков, которые установили на бывшей овощной базе в Можайске. Сейчас «Бормаш» выпускает вполне современное упаковочное оборудование для напитков, мороженого и кондитерских изделий. Как можно заметить, специализация завода удовлетворяет потребности других производств холдинга. В этих пересечениях и заключается смысл бизнес-модели Нерсисяна.

«У меня нет непрофильных активов, – заявляет бизнесмен. – Даже песочный карьер – и тот профильный, поскольку работает на строительные проекты группы. При этом каждая компания обязана искать заказы на стороне. Например, у полиграфического комбината их доля доходит до 70%. Но если у какого-то подразделения на какой-то момент нет сбыта, я не оставляю его без работы и сам выступаю как заказчик – например, покупаю линию по розливу воды. Это система, которая сама себя регулирует».

За средствами на новые проекты президент «Бородина» всегда обращался в банки. «Мы с Виктором Лапкиным никогда не искали инвесторов и все предложения тоже отклоняли, – говорит он. – Возьмешь партнера с деньгами, а он через полгода спросит: где дивиденды? Мы же ничего ради быстрого дохода не делаем и до сих пор всю прибыль вкладываем в развитие». Холдинг Нерсисяна одалживается сразу у нескольких банков. «За три года мы выдали «Бородину» кредитов на сумму свыше 1 млрд руб., – рассказывает Галина Шутова, заместитель управляющего рузским отделением Сбербанка России. – Деньги всегда возвращались в срок, и ни разу нас не попросили об отсрочке платежа».

Нерсисян утверждает, что никогда не брал за образец опыт других компаний и не переманивал специалистов, чтобы вместе с чужими достижениями не повторить чужих ошибок. Ключевые должности в «Бородине» занимают те же люди, с которыми Тигран Нерсисян начинал свой бизнес десять лет назад. Некоторые рядовые сотрудники за это время выросли до директоров. Одним из предприятий группы руководит бывший этикетировщик завода «Спасо-Бородинские воды», а гендиректор ТД «Бородино» начинал в компании с должности торгового представителя. Начальник конструкторского бюро «Бормаша» – сын одного из менеджеров холдинга, отучившийся в Московском пищевом институте (выбрать этот вуз молодому человеку в свое время порекомендовал будущий шеф). «Меня в первую очередь интересует не стаж, а личные качества, – говорит президент «Бородина». – Мы сами можем сделать из новичка специалиста, если у него есть желание работать».

«Никого там «за красивые глаза» не держат, требуют многого, но и премии не забывают регулярно выплачивать, – рассказал «Ко» бывший менеджер Торгового дома «Бородино». – Когда мне пришлось уволиться, оказалось, что опыт работы в «Бородине» довольно высоко ценится в других компаниях».

Торговый дом понес некоторые кадровые потери после переезда из Москвы в новый офисный комплекс в Мытищах, построенный, разумеется, силами фирмы «Бородино-Строй». Туда же полностью перенесли кондитерское производство с «Моны». На территории бывшего завода сейчас разворачивается большая стройка – уже появился котлован под фундамент для бизнес-центра, за ним последуют гостиница и гаражный комплекс.

 

Новые звенья 

Но основное внимание Тигран Нерсисян сейчас уделяет проектам, начатым сразу в нескольких региональных городах. В Медыни «Бородино» достраивает завод, который будет делать кефир, йогурты, сырки и другую молочную продукцию. В Белгородской области реконструирует недавно купленное предприятие, выпускающее сливочное масло, сухое и сгущенное молоко (теперь это поставщик сырья для производства мороженого и кондитерской фабрики). Разорившийся молокозавод, приобретенный компанией в Оренбурге, полностью сменит профиль и станет уральским аналогом «Спасо-Бородинских вод» – первый квас здесь уже изготовили. Большая часть оборудования, которое там устанавливают, «бородинского» производства. А «Бормаш» в апреле этого года переехал из Можайска в город Кимры Тверской области, на Савеловский машиностроительный завод. Контрольный пакет акций СМЗ, крупного производителя токарных станков с программным управлением, достался «Бородину» на аукционе федеральной комиссии по банкротству. Программное обеспечение для этих станков будет поставлять софтверная фирма, которую бизнесмен два года назад учредил в Ереване. По словам Нерсисяна, среди ее заказчиков есть даже западные корпорации – германская Siemens и американская National Instruments.

«Хорошие идеи для бизнеса не надо покупать или специально искать, – уверен Тигран Нерсисян. – Если ты активно работаешь, то практически каждый день встречаешь новые возможности».

Последнее увлечение президента «Бородина» (не личное, конечно, а на уровне инвестиций) – конструирование и производство мини-комплексов по переработке нефти, которые можно эксплуатировать прямо на скважинах. Идею он привез из очередной поездки в Оренбург, где случайно услышал, что в советское время на таких установках нефтяники сами делали для себя бензин и солярку. Пока Нерсисян продал всего четыре комплекса, но уже проектирует новые модели. Собирать их будут, скорее всего, на СМЗ, а над компьютерным обеспечением поработает ереванская фирма. Основатель «Бородина» продолжает увязывать в цепочку все новые и новые смежные производства.

Еще по теме