Top.Mail.Ru
архив

Мобильные конкистадоры

Испании долго не везло со связью. Здесь постоянно менялись «правила игры», и это плохо отражалось на развитии телекоммуникаций. Когда же в 70-х годах Испания «воспрянула ото сна», ее телекоммуникационный бизнес стал развиваться по маршрутам, проложенным в свое время конкистадорами. Сейчас испанские телекоммуникационные операторы значительную долю своих доходов зарабатывают за пределами страны.

 

Телефон в Испании, как и в других странах Европы, появился в конце XIX века. А первым регулирующим актом на местном рынке связи стал королевский указ 1884 года о государственной монополии на установку и обслуживание телефонных станций. Через пару лет «частников» все же на рынок пустили, установив перечень жестких требований.

 

Над Испанией – облачно с прояснениями

Спустя сорок лет правила изменились. Король Альфонсо XIII подписал контракт с Compania Telefonica Nacional de Espana о развитии в стране общенациональной телефонной службы. Владельцем компании была американская ITT. На испанском рынке того времени царил хаос – здесь «толкались» десятки государственных, частных и муниципальных компаний. У каждой из них были свои тарифы, но ни один из операторов не имел долгосрочной программы развития. Американцы взялись за работу с присущим им размахом. Уже в конце 20-х годов был проложен трансатлантический кабель, соединивший Испанию и США. На открытии телефонных станций присутствовали Альфонсо XIIIи президент США Калвин Кулидж.

Через некоторое время испанскую связь вновь начало лихорадить. После победы республиканцев на выборах 1931 года все прежние контракты были расторгнуты, а разразившиеся затем войны – гражданская и вторая мировая –привели к распаду инфраструктуры связи.

В 1945 году испанский диктатор Франко национализировал телефонную службу страны. В течение первых 15 лет правления генералиссимуса телекоммуникации практически не развивались, поскольку страна находилась в международной изоляции. Лишь после принятия Испании в ООН в 1955 году экономическая ситуация несколько улучшилась. Испания стала популярным местом отдыха, а заработанные на туризме доллары инвестировались в промышленность и инфраструктуру. Однако развитие страны тормозилось многими факторами, в том числе и тем обстоятельством, что миллионы испанцев – противников режима Франко – находились за пределами страны. В эмиграции многие из них получили хорошее образование и добились успеха, но при жизни каудильо эмигранты не хотели ни возвращаться на родину, ни инвестировать в Испанию свои деньги.

После смерти Франко в 1975 году в Испании начались политические и экономические реформы. Страна рассталась со своим «недоевропейским» имиджем. В Испанию стали возвращаться политические эмигранты, обладавшие высокими интеллектуальными способностями и солидными средствами. Начался подъем экономики, причем наиболее высокими темпами развивались наукоемкие отрасли.

Следующий рывок испанская экономика совершила в 1998 году, когда в соответствии с решениями ЕС внутренний рынок страны был полностью открыт для иностранцев. К моменту либерализации испанский рынок информационных технологий оценивался в $44 млрд в год. Сектор обладал большим потенциалом, но для его реализации испанцам не хватало финансов, маркетинговых возможностей и международного опыта.

После либерализации основной поток инвестиций в страну пошел из США. Свои предприятия в Испании создали IBM, HP, Compaq и многие другие компании, однако начавшийся в 2000 году кризис мировой полупроводниковой промышленности, совпавший к тому же со спадом в американской компьютерной индустрии, затронул и Испанию. На смену благоприятному климату пришли «заморозки», и «локомотивом» сектора в этих условиях стал уже не компьютерный бизнес, а телекоммуникации. В лидеры вышла компания Telefonica.

 

Конкуренция – как это по-испански?

С 20-х годов ХХ века Telefonica была монополистом на испанском рынке связи и обладала всеми достоинствами и недостатками предприятия, в одиночку решающего задачу телефонизации страны. Национализированная в 1945 году, Telefonica была приватизирована в 1960-м – владельцами ее акций стали национальные пенсионные фонды и миллионы рядовых испанцев.

Долгое время Telefonica не знала, что такое конкуренция: за 70 лет

безраздельного властвования на национальном рынке компания утратила «боеготовность». Первый опыт конкуренции внутри страны Telefonica приобрела в начале 1990-х, когда в стране появились альтернативные операторы мобильной связи. Однако благодаря своему особому статусу и налаженным связям с правительством Telefonica легко захватила рынок, и уже в 1996 году у компании было 3 млн «мобильных» абонентов.

Правительство понимало, что после открытия национального рынка связи на нем появятся международные компании, с которыми будет нелегко договориться «по-свойски». Поэтому в 1997 году, накануне либерализации, правительство Испании решило дать жизнь национальному оператору №2. Выбор пал на компанию Retevision, занимавшуюся трансляцией телевизионного сигнала. Retevision отдали в надежные руки: ее владельцами стали национальные энергетические компании Endesa и Fenosa, которые обладали значительными финансовыми ресурсами и имели опыт строительства сетевых магистралей. Третьей опорой и технологическим партнером Retevision стала Telecom Italia, владевшая искусством маркетинга, которого в тот момент недоставало молодому предприятию.

Retevision начала свой бизнес в январе 1998 года, имея 11-месячную фору до либерализации рынка. Она наступала по всем направлениям, конкурируя с Telefonica на самых различных рынках – от кабельного телевидения до дальней связи. Предоставленной отсрочкой Retevision воспользовалась сполна, захватив 8% рынка фиксированной связи и став к концу года крупнейшим Интернет-провайдером в стране.

Когда телекоммуникационный рынок Испании наконец открыли для зарубежных компаний, оказалось, что порог вхождения на него очень высок. Претензии стать третьим национальным оператором высказала только компания Lince (торговая марка Uni2). Lince планирует инвестировать в испанский телеком $1,3 млрд, чтобы к 2008 году занять 7% национального рынка. За Lince стоит France Telecom, владеющая 69% ее акций и имеющая достаточно ресурсов, чтобы на равных конкурировать с другими игроками. Исповедующая французский эротически окрашенный рекламный стиль Lince рассчитывает прежде всего на молодежную аудиторию.

 

Тайны мадридского двора

В итоге испанский рынок был поделен натрое, а крупные международные телекоммуникационные компании остались не у дел. Недовольные подобной расстановкой сил девять телекоммуникационных операторов в апреле 2001 года подали официальный протест против действий министерства технологий Испании. Они обвинили министерство в том, что оно в интересах Telefonica препятствует новым компаниям в доступе к волоконно-оптическим сетям, проложенным вдоль автомагистралей. В стане недовольных оказались и крупные международные операторы – GlobalCrossing, ColtTelecom, Viatel и др.

Отношения телекоммуникационных предприятий с правительством Испании вообще развиваются непросто. Не успели высохнуть чернила на «протесте девяти», как TelefonicaMoviles (дочернее предприятие бывшего монополиста, занимающееся мобильной связью) в союзе с двумя другими компаниями подало судебный иск против правительства. Операторы отказывались платить дополнительную пошлину в $225 млн за лицензии на мобильную связь третьего поколения.

Этот конкурс в марте 2000 года принес в казну всего $450 млн. Оппозиционные партии, увидев в столь неубедительном исходе конкурса возможность для усиления давления на правительство, потребовали отменить его результаты, утверждая, что от продажи лицензий можно получить более крупные доходы. Например, в Германии за лицензии на мобильную связь третьего поколения было заплачено несколько миллиардов долларов. Правительство Испании, оказавшись на пороге кризиса, было вынуждено объявить о дополнительных пошлинах. Но тут уже возмутились сами компании, заявив, что это решение приведет к уходу ряда инвесторов, пересмотру финансовых планов компаний и переносу сроков ввода в эксплуатацию сетей мобильной связи третьего поколения.

 

Вслед за каравеллами

Испанское правительство поддерживает «проверенные» компании, создавая им условия для экспансии за пределы страны за счет накопления сил на местном рынке.

Хотя Telefonica и потеряла часть своих клиентов в Испании, ее доходы от международной деятельности уже сравнялись с доходами от внутренних операций.

Этому способствовала стратегия Telefonica, следуя которой компания не ограничивалась строительством линий связи внутри страны. В конце 80-х Испания начала восстанавливать свое присутствие на международном рынке и вновь стала центром испаноязычного мира, построенного в свое время конкистадорами. После смерти Франко испанский «средний класс в изгнании» помог притоку инвестиций в страну. Через некоторое время, когда испанская экономика встала на ноги, эти же люди помогли испанскому капиталу проникнуть на рынки Латинской Америки и укрепиться там. Telefonica активно участвовала в этом процессе. Компания скупала акции предприятий связи в Чили, Аргентине, Венесуэле, Пуэрто-Рико… В итоге сейчас Telefonica около половины своих доходов зарабатывает в Латинской Америке и других странах. У нее более 26,5 млн клиентов мобильной связи в 14 странах. Возможности этих рынков далеко не исчерпаны – в этих странах живут 430 млн человек.

Сейчас компания активно интересуется развитием телефонии третьего поколения. Telefonica уже получила лицензии на 3G в Испании, Германии, Италии и Австрии и намерена пополнить этот список рядом других стран.

Еще по теме