Top.Mail.Ru
рынки

Москва выбирает электромобильность

Фото: пресс-служба Департамента транспорта Москвы Фото: пресс-служба Департамента транспорта Москвы

В 2018 году на улицы Москвы вышли первые автобусы на электрической тяге. С тех пор парк электробусов в столице разросся до размеров крупнейшего в Европе. О том, с какой скоростью Москва движется к транспортным инновациям, поговорили с советником заместителя мэра Москвы по вопросам транспорта Юлией Темниковой. 

Электробусы начали приходить в Москву в 2018 году. Сколько их сейчас в столице?

— Сегодня около 80% пассажирских перевозок осуществляется на технике с электрической тягой. Одних электробусов в городе более 1650, это крупнейший парк в Европе. А будет еще больше! В прошлом году столица подписала контракты на поставку 1200 электробусов производства российских КАМАЗ и ЛиАЗ до конца 2024 года. В планах на ближайшие шесть лет — поставка 3800 электробусов. Таким образом, к 2030 году их число в Москве достигнет 5300.

2018
на улицы столицы выходят первые электробусы
2024
число электробусов в Москве превысило 1650
2030
число электробусов достигнет 5300 (прогноз) 

Город не только переводит на электричество городской транспорт, но и стимулирует жителей пересаживаться на электрокары. Какие меры поддержки будут предложены автомобилистам в Москве, если они решат приобрести «электричку»?

— Транспортная программа столицы до 2030 года, которую в феврале этого года представил мэр Москвы Сергей Собянин, предусматривает, что еще 1,5 млн москвичей пересядут на электротранспорт — как городской, так и личный. Чтобы это произошло, город создает удобную инфраструктуру и предоставляет владельцам электромобилей различные льготы. В рамках городского проекта «Энергия Москвы» в столице установлено более 240 электрозарядных станций в местах, где люди чаще всего проводят время: возле торговых и деловых центров, парков, у кафе и продуктовых магазинов. В ближайшее время появятся новые точки. Парковка в городе для владельцев электроавто бесплатна. Кроме того, они освобождены от уплаты транспортного налога.

Это электробусФото: пресс-служба Департамента транспорта Москвы
В прошлом году по Москва-реке после длительного перерыва снова пошли речные суда, уже электрические. Пользуются ли они популярностью?

— Да, почти 30 лет регулярных пассажирских перевозок по реке у нас не было. Запуск электрических судов по регулярным маршрутам в 2023 году стал поворотным событием. Уникальная особенность этого проекта в том, что благодаря использованию судов ледового класса он работает круглогодично. С момента запуска пассажиры совершили более 730 тысяч поездок. В этом году планируем открыть новые причалы-остановки на обоих маршрутах.

Более 240
электрозарядных станций созданы в рамках проекта «Энергия Москвы» для бесплатной подзарядки частных электромобилей

В какой мере этот инновационный проект можно назвать локализованным?

— Основные элементы электросудов российского производства, в том числе самые главные «комплектующие», — электродвигатель и программное обеспечение. Суда строят на верфи под Санкт-Петербургом, а плавучие причалы — в Перми.

В последнее время в лексикон москвичей плотно вошли новые аббревиатуры: МЦК, МЦД и БКЛ. Какое развитие предусмотрено на новых, но уже очень востребованных в столице кольцах и диаметрах?

— Ввод новых линий и станций позволил заметно разгрузить столичное метро. Если раньше пассажиры пригородных электричек выходили на первой пересадочной станции после въезда в город, то теперь люди проезжают на поезде дальше и используют МЦД для поездок внутри столицы. В будущем продолжим создавать комфортные городские вокзалы, где можно быстро пересесть с МЦД на другие виды транспорта.

В этом году завершится строительство нового вокзала Митьково на D3 и реконструкция городского вокзала Щербинка на D2. На МЦК уже создали пересадки со всех диаметров, в будущем интегрируем его с перспективными линиями метро — Троицкой и Бирюлевской. У БКЛ остается огромный запас провозной способности. До 2030 года мы присоединим к ней три новые линии.

ЭлектросудаФото: пресс-служба Департамента транспорта Москвы
Прокладка путей и строительство вокзалов — это хорошо. Есть ли какие-либо трудности с обновлением подвижного состава для метрополитена?

— Несмотря на внешние ограничения, московское метро остается № 1 в Европе по темпу обновления вагонов. Более 74 % парка поездов — современные и комфортные составы отечественного производства. Их собирают на заводе «Метровагонмаш» в Мытищах. В 2024 и 2025 годах метрополитен получит 560 новых вагонов. Это новейшие поезда «Москва-2024», первые из которых уже вышли на Замоскворецкую линию в марте. В целом Москва формирует 90 % заказов вагонов метро в стране и обеспечивает загрузку более 360 предприятий по всей России, на которых трудятся свыше 30 тысяч человек.

90% 
заказов вагонов метро в стране формирует Москва. Столица обеспечивает загрузку
более 360 
предприятий по всей России

Как в ближайшее время будет развиваться парк шеринговых авто и средств индивидуальной мобильности — велосипедов и самокатов?

— Парк столичного каршеринга самый большой в мире: для аренды доступны 34 тысячи автомобилей, при этом общее количество поездок продолжает расти. Приоритетной задачей для нас и для операторов становится повышение безопасности поездок. Это касается и поездок на арендных электросамокатах. Вместе с ЦОДД расширяем «медленные зоны» в городе: сейчас автоматическое снижение скорости самокатов действует более чем на 320 территориях. Кроме того, операторы аренды внедряют в своих приложениях обязательную идентификацию пользователя, вводят тестирование арендаторов на знание ПДД, оснащают самокаты укрупненными номерами. Это позволяет, в том числе с помощью видеокамер, выявлять тех, кто системно нарушает правила, и блокировать их.

В настоящее время нет, наверное, отрасли, которая не испытывала бы кадровый голод. Насколько быстро московский транспорт движется к «беспилотью»? Так ли уж нужны транспортным компаниям люди?

— Мы верим в беспилотные технологии, но массовое их использование — это вопрос 10–15 лет. Переживать за то, что водители или машинисты останутся без работы, точно не нужно, при необходимости мы запустим для них программы переобучения и переквалификации. Московский транспорт сегодня — ключевой и один из самых надежных работодателей столицы.

Еще по теме