Top.Mail.Ru
рейтинги

Москву причислили к азиатским «тиграм»

Фото: РИА Новости Фото: РИА Новости

Российская столица заняла третье место в рейтинге мировых столиц по эффективности спасения экономики в период пандемии. Из 15 мегаполисов мира Москва показала одни из лучших результатов по уровню безработицы, скорости перезапуска экономики и развитию цифровых сервисов.

В рейтинге ВШЭ Москва вошла в топ по всем критериям и получила 63,8 балла, пропустив вперед только Сеул (75,3) и Шанхай (67,9).

Москва обошла в рейтинге Стокгольм, власти которого не стали вводить карантин и останавливать работу предприятий. Данные исследования показывают ошибочность такого решения шведских властей: при смертности в шесть раз выше, чем в Москве, эффективность экономики Стокгольма оказалась ниже. Таким образом, Москва продемонстрировала, что правильно выстроенная антикризисная модель может даже при введении жесткого карантина решить обе задачи — и спасение людей, и спасение экономики.

Специалисты ВШЭ отмечают московскую особенность: если в большинстве мегаполисов спасение экономики финансировали за счет государства, то бюджет Москвы сам выделил на это около 1,4 млрд долларов. Примерно в такую же сумму обошлась государственная помощь Мадриду, Берлину и Токио. При этом эффективность трат в Москве, по данным ВШЭ, оказалась выше. Опрошенные «Ко» эксперты видят ее причины в оперативной антикризисной реакции властей города, взаимодополняемости федеральных и столичных мер и ручном управлении с оперативной обратной связью с бизнесом.

«Сохранение рабочих мест, которое обеспечило высокое положение российской столицы в рейтинге, было бы невозможно без продуманной и взвешенной политики поддержки столичного бизнеса, — считает председатель московской "Деловой России" Денис Назаров. — В этом большая заслуга штаба по экономическим вопросам при вице-мэре Москвы Владимире Ефимове. Мы видим, что московская экономика восстанавливается опережающими темпами, а в некоторых показателях даже идет рост. В частности, вложения в московские технопарки обернулись в этом году триллионом рублей инвестиций в основной капитал».

Ранее первенство среди «антикризисных» мегаполисов мира Москве отдала Ernst & Young. Там также объясняли это наличием у Москвы собственной программы помощи бизнесу: мерами поддержки могли воспользоваться свыше 20 тыс. компаний и предприятий. По этим показателям российский город выигрывает у Лондона, Нью-Йорка и Гонконга. 

Кризис сокращает безработицу

Для оценки результативности экономической политики в ВШЭ выявили три подиндекса. Самым весомым (40 % итоговой оценки) стал уровень безработицы до пандемии и во время нее, а также число сохраненных рабочих мест. Здесь Москва заняла второе место с результатом 79,5 балла, совсем немного уступив Сингапуру и обогнав Стокгольм. Как известно, шведская столица ввела минимальные ограничения на работу предприятий и передвижение граждан, сохранив более 90 % рабочих мест. Однако цена этого — потеря 0,24 % (2,38 тыс. человек) населения города — в шесть раз больше, чем в Москве. 

Сохранить под контролем ситуацию на рынке труда Москве и азиатским столицам помог изначально низкий уровень безработицы, отмечают составители рейтинга. Перед пандемией она составляла там от 1 до 4 %. В западных столицах она была вдвое выше, а пандемия довела ее до 20–50 %. Так, в Нью-Йорке потерял работу каждый восьмой житель, в Монреале уровень безработицы вырос вдвое и достиг 15 %. В Москве во втором квартале 2020 года показатель удалось удержать в районе 2 %. По оценке ВШЭ, это минимальные цифры среди городов с населением свыше 10 млн человек.

«В Москве много головных офисов крупнейших компаний, государственных и бюджетных организаций, которые не закрывали свою деятельность и не сокращали персонал, — рассказала "Ко" доцент базовой кафедры Торгово-промышленной палаты РФ "Развитие человеческого капитала" Людмила Иванова-Швец. — А наиболее пострадавшие отрасли — ресторанный, туристический, гостиничный бизнес, транспорт — воспользовались поддержкой правительства. И если и были сокращения, то они носили очень ограниченный характер. Конечно, это привело к росту безработицы — если до пандемии он был не выше 0,5 %, то после ограничительных мер составил 2,72 %. Но по сравнению с мегаполисами других стран он минимален».

Кроме того, как подчеркивает Людмила Иванова-Швец, на рынке труда в Москве после окончания ограничительных мер наблюдается снижение численности граждан, обращающихся в службу занятости, а рекрутинговые фирмы отмечают восстановление спроса на рабочую силу. Это говорит о достаточно высокой деловой активности, а активность и положительная динамика на рынке труда напрямую влияет на стабильность деятельности компаний и поддержание уровня жизни в мегаполисе.  

Как до пандемии, только лучше

Вторым критерием оценки (30 % в итоговом индексе) стало восстановление экономической активности — учитывались динамика розничных продаж, скорость возвращения городского трафика и режима работы компаний к допандемийным значениям. Москва по сумме баллов в этом мини-рейтинге показала четвертый результат.

Так, в апреле трафик в Москве был меньше нормы на 70 %, в июне — на 25 %. Возвращение к привычному рабочему графику проходит чуть медленнее: в апреле офисы посещали на 60 % москвичей меньше, чем ранее, в июне — на 41 %. Но уже к началу августа деловая активность в Москве восстановилась на 77 %. Отставание от других мегаполисов объясняют тем, что коронавирус пришел в Москву позже и пропускной режим в российской столице был отменен лишь 9 июня.

А вот в динамике розничных продаж Москва ставит рекорды. Уже в июне в Москве продажи непродовольственных товаров (этот сектор розницы пострадал более всего) превысили уровень прошлого года. Похожий рост наблюдался только в Шанхае. Продажи продуктов питания в июне тоже превысили прошлогодние, хотя посещаемость торговых точек пока ниже. В ВШЭ связывают этот «декаплинг» с перетоком потребительской активности в онлайн, люди стали покупать в интернете даже товары повседневного спроса.

По скорости мобильного и десктопного интернета и доступности городских онлайн-сервисов Москва заняла позицию в середине рейтинга, уступив Сингапуру, Сеулу, Пекину и Стокгольму.

Зато по эффективности работы онлайн-систем, систем видеомониторинга, цифровых сервисов для записи в медучреждениях и оказания госуслуг российская столица вошла в число лидеров. Здесь Москва заняла четвертое место — после Сингапура и китайских мегаполисов. Крупнейшие города Европы и Северной Америки по этим показателям существенно отстают.

Цена коронавируса

Московское правительство в дополнение к федеральным средствам выделило для спасения экономики около 1,4 млрд долларов.

Константин Ордов, руководитель Департамента корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета при Правительстве РФ, отметил, что «Москва всегда была в привилегированном положении, как денежный центр, но для борьбы с эпидемией властями были приняты беспрецедентные по объему меры поддержки — через льготные арендные и налоговые ставки, дисконты при продаже муниципальной собственности. В столице более триллиона рублей были направлены в том числе на поддержку бизнеса. Московское правительство решило убить сразу нескольких зайцев — отчитаться о поддержке бизнеса в сложный период и одновременно записать эти средства в инвестиционные».

Сопоставимые вложения сделали Лондон и Мадрид, но в рейтинге эффективности экономической политики они занимают только 12-е и 13-е места соответственно, что говорит в первую очередь о том, насколько действенными были инструменты поддержки и как они применялись.

Константин Ордов считает, что сегодня в столице созданы комфортные условия для развития бизнеса, во многом благодаря тому что в собственности у города — большое число офисных и складских помещений и город может давать льготные ставки. Кроме того, столичные власти в ходе пандемии продемонстрировали, что они владеют ситуацией, пристальное внимание было направлено на все сегменты бизнеса — от малого до крупного, что нашло отражение в особенностях мер поддержки, которые помогли столичной экономике сохранить свою структуру и после снятия ограничений. «Москва — столица компаний, которые являются крупными налогоплательщиками, но в то же время здесь достаточно активно развивался малый и средний бизнес, который может гораздо острее чувствовать кризисные проявления, но восстанавливается после потрясений гораздо быстрее», — говорит Константин Ордов.

По мнению президента Московской торгово-промышленной палаты Владимира Платонова, исследование ВШЭ объективно показывает ситуацию, сложившуюся к началу осени. «Результаты можно считать достаточно успешными. Конечно, как и во всем мире, мы понесли серьезные потери из-за пандемии, потеряли часть бизнеса, общее снижение деловой активности стало очень серьезным испытанием. Но Москве удалось избежать воплощения худших прогнозов. Запас прочности, наработанный как городской экономикой в целом, так и ее негосударственным сегментом, деловым сообществом, позволил нам пройти по грани и удержаться от коллапса. Конечно, сейчас праздновать полную и окончательную победу над коронавирусом пока рано, болезнь очень коварна, что мы видим на примере многих стран, где поднимается вторая волна. Но в моменте на начало сентября можно зафиксировать вполне удовлетворительное состояние экономики и города в целом», — прокомментировал «Ко» рейтинг ВШЭ Владимир Платонов.

Сейчас самый главный вопрос — вторая волна и возможные новые ограничения. Мнение у всех одно: если экономика опять встанет, то второй раз бизнес не поднимется, и меры поддержки распространять будет не на кого. В ответ на это вице-мэр Москвы Владимир Ефимов недвусмысленно заявил, что бизнес в Москве повторно закрыт не будет. «Город готов к любому варианту развития ситуации, и мы не видим никаких оснований для закрытия предприятий и производств», — подчеркнул он.

Еще по теме