МВА после кризиса
На прошлой неделе мы рассказывали о рейтинге бизнес-школ газеты Financial Times. Сегодня мы познакомим вас с верхними строчками еще нескольких рейтингов и поговорим о разновидностях школ.
В начале 90-х годов западные бизнес-школы пережили сильнейший кризис. Прошло время, когда для получения хорошей работы было достаточно самой по себе степени MBA. Специалистов со степенью МВА стало много, и для западных работодателей первостепенное значение приобрело качество полученного соискателями бизнес-образования - «калибр» школы.
В связи с этим программы школ, претендовавших на роль лидеров, претерпели кардинальные изменения. Отбросив наукообразие, они повернулись лицом к реальному бизнесу. Учебные программы были интегрированы с практическим менеджментом, с проектами, выполняемыми группами студентов. Значительно возросла активность департаментов помощи в трудоустройстве, которые превратились в одно из главных подразделений любой серьезной бизнес-школы.
Эти преобразования конечно же не уменьшили конкурсы в лучшие бизнес-школы. В Стэнфорде или IMD, например, на одно учебное место обычно претендуют более десяти человек. Впрочем, каждого из них толковый россиянин просто обязан «скушать».
Ниже мы приводим рейтинги ведущих бизнес-школ Америки и Европы.
Business Week опирается на опросы выпускников и работодателей. В прошлогоднем рейтинге первая десятка выглядела следующим образом.
Журнал U. S. News & World Report свой рейтинг выводит с учетом четырех факторов: репутации бизнес-школы, избирательности процесса отбора будущих студентов, успешности устройства выпускников на работу и доли «успевающих» студентов, то есть тех, кому не приходилось увеличивать срок обучения для успешной сдачи всех экзаменов.
Выбирая школу, необходимо ориентироваться не только на ее рейтинг, но и на форму и содержание обучения. Бизнес-школы делятся на full-time (аналог нашего дневного обучения), part-time (аналог вечернего или заочного отделения) и executive (учеба без отрыва от производства для высшего менеджмента). Важнейшим фактором, который нужно учитывать при выборе школы, является перечень курсов, необходимых для получения степени МВА.
Отметим характерное (но вовсе не обязательное) отличие европейских бизнес-школ от американских. Европейские программы обычно рассчитаны на один год, имеют очень тесную увязку с реальным сектором, концентрируются на европейском либо международном бизнесе. В европейских школах учатся выходцы со всего света, при отборе будущих студентов первостепенное внимание уделяется опыту работы и достигнутым успехам, поэтому средний возраст студентов приближается к 30 годам. Американские программы, как правило, рассчитаны на два года обучения и акцентируют внимание на исследовательских работах. Первостепенное внимание уделяется национальному бизнесу, в связи с чем большинство студентов являются гражданами США. Приемные комиссии в первую очередь обращают внимание на результаты тестов и успеваемость во время предыдущей учебы. Средний возраст студентов - 25 лет.
Впрочем, в последние годы упомянутые различия все больше сходят на нет.