Top.Mail.Ru
архив

Понятие о законе

Кто бы мог подумать, что все произойдет так быстро. Еще год назад мысль о том, что будет выписан ордер на арест Бориса Березовского и Александра Смоленского, могла прозвучать разве лишь на леворадикальных митингах. И вот шустрый человечек, год назад рассуждавший на всю страну об избираемости того или иного кандидата в президенты, организует спектакль с якобы непредоставлением его самолету воздушного коридора на Москву и сматывается в Париж, где с площади Согласия обличает имперские замашки премьер-министра Примакова. А его недавний партнер и едва ли не крупнейший российский банкир, орденоносец, золотитель куполов храма Христа Спасителя хворает в Вене и явно напрягается в связи с нападками Генпрокуратуры.

А пару дней спустя правоохранительные органы возбуждают уголовное дело в отношении крупнейшего сибирского бизнесмена, председателя совета директоров КрАЗа Анатолия Быкова (находящегося, впрочем, в этот момент в США). Если вспомнить, что совсем недавно жесткому прессингу со стороны правоохранительных органов подвергся один из самых известных деятелей шоу-бизнеса Сергей Лисовский, то становится объяснимой нервно-возбужденная атмосфера, царящая в офисах крупнейших частных корпораций и банков.

«Не пора ли нам делать ноги?» - должны спрашивать себя предприниматели. Ведь вне зависимости от того, действительно ли виновны Березовский, Смоленский, Лисовский и Быков, налицо беспрецедентный за последние десять лет наезд на предпринимателей. И вне зависимости от степени личной убежденности в порочности этих господ радоваться справедливому возмездию не получается...

Сознательно или нет, но правоохранительные органы и стоящая за ними властная элита сделали все возможное, чтобы происходящее воспринималось как хорошо организованная кампания по устрашению и запугиванию экономически активной части общества. Симпатичен вам Березовский или нет, украл у вас деньги Смоленский или нет, бандит ли Быков, жулик ли Лисовский - они теперь жертвы. Жертвы людей, для которых не существует понятия «законное предпринимательство», поскольку для них любое предпринимательство незаконно.

Причем либеральные идеи, и в частности свободное предпринимательство, терпят двойной ущерб. С одной стороны, власть в очередной раз намекает, что посадить можно всех и за что угодно. С другой - формируется представление о занятии бизнесом как о чем-то тотально противозаконном. Теперь г-н Березовский может не беспокоиться о доказательствах своей непричастности к хищению зарубежной выручки «Аэрофлота», так же как и к афере с АВВА, махинациям с реэкспортными автомобилями, убийству Листьева, - он сегодня «жертва» реакционеров с имперским мышлением. Недаром тут же в СМИ стала активно раскручиваться идея о том, что хозяйственное законодательство в целом и приватизационное в частности так размыто, что посадить можно кого угодно.

Вот вам еще одна свинья, подложенная Гайдаром, Чубайсом и Ко. Как теперь прикажете блюсти закон, если любого бизнесмена можно подвести под статью? А если, не дай Бог, что-то у государства выкупил, то вообще становишься патентованным преступником. Получается, что в результате либеральных реформ Россия перестала жить по закону. «Он слишком размыт, чтобы его к нам применять», - сетуют «либералы-демократы», сами же его и устанавливавшие.

По закону - нельзя, а по понятиям им почему-то вдруг расхотелось.

Что это вдруг, Борис Абрамович?

Еще по теме