Top.Mail.Ru
рынки

«Мы готовы к онлайн-неизбежности»

Исполнительный директор LUDING Group Эрнест Хачатурян. Фото: Иван Климычев / Росконгресс Исполнительный директор LUDING Group Эрнест Хачатурян. Фото: Иван Климычев / Росконгресс

Вино — точный маркер экономической стабильности. Если на рынках все хорошо, доля россиян, употребляющих этот алкогольный напиток, растет. Можно ли прогнозировать этот рост, встречаются ли в винной категории подделки и «перетечет» ли вино в онлайн, «Компании» рассказал исполнительный директор LUDING Group Эрнест Хачатурян. 

Одна из самых тревожных тем последнего месяца — поддельный алкоголь. Какой объем контрафактного вина присутствует на российском рынке?

—Такой статистики, я думаю, нет ни у кого. Можно назвать только факторы, которые влияют на эти показатели. С одной стороны, запрет на поставки западных виноматериалов — это существенно уменьшило количество серых игроков, к качеству поставок которых могли быть вопросы. С другой стороны, началась история с параллельным импортом, на которую не распространяется ответственность брендодержателей. Есть высокий риск поставок неоригинальных продуктов, это касается в первую очередь небольших игроков, которые нашли возможность где-то подешевле купить аналоги и завести под видом параллельного импорта.

Кроме того, по последним данным, которые приводились на ПМЭФ-2023, оборот онлайн-торговли алкоголем в России — 30-50 млрд рублей. Что это за напитки, насколько они легальны, сложно сказать.

Снятие запрета на онлайн-торговлю — еще один актуальный вопрос для отрасли. Для вас история с онлайн-доставкой интересная? Готовы участвовать в таких проектах?

— Даже если кто-то не готов, время заставит. Весь B2C-рынок быстро катится в электронную коммерцию. Шопинг сегодня — это скроллинг онлайн-витрин. Барьер недоверия к интернет-торговле даже свежими продуктами преодолен. Мы видим, что легальными стали онлайн-продажи лекарств. Следующий на очереди — алкоголь.

Можно предположить, что весь рынок алкоголя поделится между офлайн-ритейлерами и онлайн-сетями. Последние будут представлены маркетплейсами, которые торгуют всем, и специализированным алкогольным E-com.

Мы сами к онлайн-неизбежности готовимся.

Что для этого требуется? И каковы затраты бизнеса?

— Ключевых фактора три. Во-первых, логистика: требуется создать дарксторы, сеть точек выдачи, настроить систему внутригородской доставки. Во-вторых, персонал: нужны люди, которые смогут не просто обрабатывать заказы, но и консультировать клиентов. Наконец, цифровая изнанка, в том числе инструменты для верификации конечного пользователя. 

Мы тратим до 5% от оборота на развитие инструментов мобильности — от создания логистической онлайн-платформы до разработки и поддержки сайта и приложения.

Однако подчеркну, что не весь алкоголь уйдет в онлайн. По винным бутикам, которые являются нашими партнерами, мы видим, что клиент не отказывается от похода в магазин. Очевидно, что именно винные точки останутся в офлайне: потребителям этого напитка важно вживую пообщаться с сомелье, проконсультироваться, попробовать новую эмоцию. Ради новых эмоций мы стараемся ротировать наш портфель на 20% в год.

Трудно ли найти новых производителей для пополнения портфеля, особенно с учетом того, что часть компаний покинула российский рынок?

— Доля ушедших компаний составляла не более 2% рынка — это производители алкоголя из Америки, Австралии, Новой Зеландии, и к необходимости массовой ротации ассортимента это не привело.

Тем более что в параллельном импорте вынуждены участвовать все крупные продавцы, чтобы удовлетворить потребности клиентов в привычном продукте. Но в массовую историю это не превратилось: заработать с учетом валютных колебаний невозможно, и фактически поставки идут под конкретных заказчиков, которые традиционно покупают этот вид алкоголя. 

Однако есть и новые игроки — «очнулись», помимо Грузии и Армении, производители вина из Средней Азии, и другое ближнее зарубежье подтягивается. Мы находим какие-то интересные истории, чтобы уже по доступной цене включить их в наше портфолио. Всего у нас порядка 6 тысяч наименований.

Большая цифра, и наверняка вы видите, что сегодня в винной моде?

— Потребитель растерян. Сначала мы медленно приучали россиян к вину, потом — к российскому вину. Сейчас оно отвоевало у крепкого алкоголя и пива около 8% доли рынка. За это время появилось много крепких отечественных брендов, и полка пестрит. Нужно какое-то время, чтобы спрос стабилизировался и люди определились с предпочтениями.

Как, на ваш взгляд, будет развиваться винный рынок на горизонте трех лет?

— Алкогольный рынок очень сильно зависит от внешнеэкономической конъюнктуры. Если экономика будет расти, переход в винную историю продолжится. Если начнутся кризисные явления, россияне по традиции перейдут на крепкое и дешевое. 

Тем не менее мы допускаем создание собственных винных брендов и для этого планируем локализацию производств, если подтвердится спрос на какую-то категорию. С учетом того что за последние три года наблюдался пик высадки саженцев новых сортов, в течение 3–5 лет производители начнут получать качественный урожай, из которого можно будет производить сравнимые с импортными вина.

Проблема в том, что в России — дефицит винных заводов, в то время как производственных площадок для крепкого алкоголя достаточно. Там легко можно заказать напитки под розлив. По вину, особенно по игристому, и покупать не у кого: рынок пока слишком узкий.