GOLD 1582.40
РТС 1008.85
DJIA 21181.48
NASDAQ 7201.80
бизнес

«Мы хотим создать крупнейшее производство по переработке рыбы»

Фото: «Ко» Фото: «Ко»

Президент РФ Владимир Путин 3 сентября пообещал ввести на Курилах преференциальный налоговый режим. Журнал «Компания» на полях ВЭФ-2021 поговорил с губернатором Сахалинской области Валерием Лимаренко о том, как эта инициатива будет реализована и какие еще изменения ждут Дальний Восток в ближайшие годы.

Какие у вас ожидания от ВЭФ в этом году? Какие соглашения планируете подписать?

— Кого-то, может, и удивит, но у меня есть четкое понимание, что будет происходить. К этому мы, безусловно, готовились целый год, ведь спонтанно никакие соглашения не подписываются. В частности, мы работаем над развитием программы по переработке рыбы. Развиваем Корсаковский порт. Создаем условия, чтобы переработка рыбы переходила в Россию из других стран мира. Ведь рыба российская, зачем она будет уходить туда в холодильники? Пусть хранится у нас и перерабатывается на наших заводах. Мы хотим создать крупнейшее производство по переработке рыбы. Это одно из важных направлений.

Второе направление касается новой энергетики. Это создание водородного кластера, производственно-промышленного водорода, чтобы затем поставлять его в Японию и Корею. Кроме того, среди ключевых наших сфер на повестке — производство возобновляемых источников энергии, ветроэнергетика.

Еще одно направление — строительная индустрия. Это все, что касается цемента и изделий из него, все, что связано с переработкой древесины и созданием домокомплектов для строительства жилья. Важнейшая тема — туризм: здесь мы работаем над развитием туристической программы Курильских островов, Сахалина как туристического экологического парка.

Это я лишь бегло пробежался по тем соглашениям, которые мы собираемся подписать. Всего их около 30 на сумму свыше 100 миллиардов рублей.

LimarenkoФото: «Ко»
Как обстоят дела с развитием туризма в регионе? Подтолкнула ли пандемия больше число россиян посетить Сахалинскую область?

— Безусловно, подтолкнула. Но и до пандемии все шло к тому, что внутренний туризм станет более популярным. Во-первых, на это повлияла транспортная доступность. Появились дополнительный рейсы, в том числе чартерные. Сейчас закончился летний сезон чартерных рейсов, в декабре вернемся к зимним чартерам на наш горнолыжный курорт. Кроме того, у нас разработана большая программа по строительству гостиничных комплексов. Важно, чтобы нашим и иностранным туристам здесь было удобно. Да и для внутреннего туризма это принципиально важно, потому что это создает комфортную среду для проживания, и в выходные дни люди могут путешествовать у нас. Мы считаем, что это один из развивающихся туристических рынков. Сюда приходит бизнес, который собирается вкладывать деньги в развитие туризма.

Какой объем средств закладывается на озвученные цели?

— Здесь нужно по каждому проекту говорить отдельно, но речь идет о десятках миллиардов рублей.

Турпоток в ваш регион вырос по итогам года?

— Он действительно вырос. Но мы не ставим задачу догнать показатели Москвы и Санкт-Петербурга. У нас специфический туризм: это экологические программы, например, рыбалка, горнолыжные и бальнеологические курорты. Он больше ориентирован на людей, которые любят отдыхать на природе.

Минвостокразвития сейчас прорабатывает идею создания свободной экологической зоны на Дальнем Востоке. Как вы оцениваете эту инициативу?

— Позитивно, поскольку мы часть этой инициативы. Во-первых, она позволит развивать транспортно-логистический бизнес, наши порты и экономику в целом — все это ключ к развитию Сахалина.

Во-вторых, это путь к развитию переработки рыбы. И мы ставим задачу удвоить эту переработку. В-третьих, это отразится на туризме. Фактически вот что будет происходить: государство начнет строить дороги, развивать энергетику и другие объекты инженерной инфраструктуры. Бизнес, в свою очередь, будет вкладывать деньги в заводы, отели, туристическую инфраструктуру и т. д. Таким образом, будут строиться города. Сюда станут приезжать люди и будет развиваться Дальний Восток.

Ваш регион — первый в России, где проводится эксперимент по торговле углеродными единицами (выбросами парниковых газов). На каком этапе он сейчас находится? Есть ли уже интерес со стороны зеленых инвесторов?

— Законопроект подготовлен нами, внесен в правительство, прошел уже все этапы согласования со всеми ведомствами и готовится к тому, чтобы его внесли в Государственную думу. Мы рассчитываем, что он будет одобрен до конца года.

Вице-премьер и полпред президента в ДФО Юрий Трутнев недавно анонсировал новые льготы для российского и иностранного бизнеса на Курилах (позднее, 3 сентября, об этом также заявил и президент Владимир Путин – прим. ред.). По сути, речь идет о новом российском офшоре?

— Можно сказать и так. Практически все налоги обнуляются. Главным налогом остается НДФЛ. Создаются рабочие места, достойная заработная плата, из которой поступают хорошие налоги. Социальный налог будет в четыре раза снижен. В этой ситуации это и для бизнеса комфортно, и для нас.

А когда эти льготы реально начнут действовать, уже есть понимание?

— Я думаю, что закон появится в течение года. Дальше — следующий инвестиционный цикл: год — на то, чтобы присмотреться, пару лет — на проектирование, и два-три года — для того, чтобы строить. Вот такой горизонт. Самые скорые проекты могут появиться уже через три года, но чтобы это полноценно раскачать, нужно 5–10 лет.

Свободная таможенная зона тоже будет на Курильских островах?

— Да, она также планируется.

В вашем регионе разработано много крупных инвестиционных проектов. Например, индустриальный парк Корсаковский, где будут действовать разные льготы и меры поддержки в рамках Свободного порта Владивосток. Есть ли уже заявки на резидентство в этом парке?

— Безусловно, есть, и их уже много. Они связаны с новой энергетикой, индустрией строительства и транспортно-логистическим бизнесом. Например, в строительной индустрии мы рассматриваем сотрудничество с ГК «ПИК» по строительству первого в России комбината модульного многоэтажного домостроения. Эти модули можно было бы использовать для возведения городов на Дальнем Востоке и в Арктике.

С «Росатомом» мы работаем над созданием водородного завода для поставок в Японию и Корею. С местными компаниями, которые занимаются добычей рыбы, мы сейчас будем подписывать соглашение о строительстве крупнейшего завода по переработке рыбы.

На Сахалине вскоре также появится крупный инновационно-технологический кластер. Есть ли информация по этому проекту?

— В основном там будут разрабатываться сервисы для нефти и газа. Это принципиально важно как для предприятий, которые работают на Сахалине (на объектах Сахалин-1», Сахалин-2», Сахалин-3»), — это Shell, «Газпром», ExxonMobile, так и для компаний, которые работают на Дальнем Востоке. Мы намерены развивать сервис для крупнейших нефте- и газодобытчиков.

Еще по теме