Top.Mail.Ru
архив

Мыльные опера

Этот бум происходит буквально у нас на глазах. Отечественные мыльные оперы плодятся и размножаются. Все барыши от уже поставленного на поток бизнеса пока достаются крупнейшим телеканалам. Но и малобюджетная киноиндустрия готова к следующему этапу развития - появлению независимых производителей, которые разделят с каналами риски и доходы.

На "мыло"

Каждый из трех ведущих телеканалов в течение 1999-го и в начале 2000 года успел обзавестись парой-тройкой сериалов. На НТВ правит бал главный российский мыльный хит "Улицы разбитых фонарей", ОРТ в марте запускает собственный клон этого сериала под названием "Убойная сила", а РТР минувшей зимой выпустил в эфир "С новым счастьем" и "Барак". Не снимает пока собственного "мыла" только ТВЦ, а ТВ-6 ограничивается дебильно-юмористическим "33 квадратных метра". Зато дециметровый ТНТ, где два года назад и были запущены "Улицы разбитых фонарей", не отстает по активности от "первых кнопок". В активе канала психологический детектив "Охота на Золушку", остросюжетный "Агент национальной безопасности", а в ближайших планах - съемки еще одного детектива.

"Пришло время нового российского телевизионного кино, - говорит Константин Эрнст, гендиректор канала ОРТ. - Зарубежные фильмы и сериалы хороши. Но как нет иностранного фильма, который мог бы конкурировать по величине аудитории с "Бриллиантовой рукой", так нет иностранного сериала, который повторил бы успех "Семнадцати мгновений весны".

Рейтинги популярности отечественного телекино уже сравнялись с рейтингами лучших западных сериалов. "Улицы разбитых фонарей", по данным Gallup Media, опережают американские "Секретные материалы" и "Скорую помощь", а детектив Дубровский на канале НТВ "работает" эффективнее Джеймса Бонда.

И это только начало. Сейчас в Москве снимаются одновременно около десятка различных сериалов, в том числе по три-четыре - по заказу РТР и НТВ. Канал ОРТ, который пока отстает по "производительности мыльных опер" от главных конкурентов, в феврале объявил конкурс на лучший сценарий к 4 - 12-серийному телефильму.

Еще два года назад на наших телеэкранах безраздельно властвовали иностранные "санта-барбары" и "просто марии". Теперь выясняется, что участвовать в производстве малобюджетного российского "мыла" каналам выгоднее, нежели закупать зарубежное кино. Возможностей заработать у владельца сериала больше, чем у арендатора.

За кулисами

Россия очень даже подходящая страна для производство телесериалов. У нас есть все - пустующие павильоны таких монстров киноиндустрии, как "Мосфильм" и "Ленфильм"; орды актеров и толпы режиссеров, страдающих от безработицы из-за падения "большой" киноиндустрии - это хорошо обученная и дешевая рабочая сила. Есть огромная национальная телеаудитория и рекламодатели, желающие эту аудиторию "окучивать". Не хватает только одного - денег на съемки фильмов. Отрасль ждет притока инвесторов. Пока сериалы делаются на те средства, которые готовы выложить сами телеканалы.

"Мы всегда занимались производством большого кино, но сегодня его никто не финансирует, и мы переквалифицировались на сериалы, - говорит Феликс Клейман, генеральный продюсер производящей компании Gold Vision. - Лучше делать сериал и получать хоть какую-то зарплату, чем не работать вообще".

В послужном списке Gold Vision - съемки двадцати серий "Досье детектива Дубровского" для ТНТ, двенадцати серий "Директории смерти" и семи серий фильма "С новым счастьем" для РТР. Во всех этих проектах отношения между производящей структурой и каналом строились по одной схеме, которая принята сейчас в нашем телебизнесе. Канал подряжает небольшую телекомпанию на заранее оговоренный "фронт работ", выплачивает всем участникам съемок гонорар и после завершения съемок становится единоличным владельцем готового материала. В дальнейшей судьбе сериала и в дележе прибылей производители не принимают никакого участия. Им остается ждать следующего заказа.

Цена одной серии колеблется от $13 тыс. до $120 тыс. и зависит от огромного количества обстоятельств, включая размер гонорара исполнителей. Но самый важный фактор, влияющий на стоимость сериала, - носитель. Снять фильм на кинопленку стоит в несколько раз дороже, чем на видео, зато и качество "картинки" получается более высоким. Сериалы, снятые на кинопленку, - проекты со сравнительно крупным бюджетом (к примеру, смета одной серии "Досье детектива Дубровского" составляет почти $100 тыс.). Для сравнения: видеосъемка "Директория смерти" обходится создателям не более $13 тыс. за серию.

"Каналы платят мало денег", - жалуется Феликс Клейман. Тем не менее продюсеры производящих студий бьются за любые заказы от каналов.

Именно "под продюсера" каналы выделяют деньги, поскольку времена, когда главным в кино был режиссер, в нашей стране уже миновали. Самые известные российские телепродюсеры - Павел Корчагин из ТНТ и Александр Капица из питерской студии "Русское видео - Фильм", которые снимали "Улицы разбитых фонарей" и "Агента национальной безопасности". Игорь Толстунов из "НТВ-Профит" спродюсировал недавнюю премьеру канала НТВ "День рождения Буржуя". Другой сериал - "Каменская", который демонстрируется на этом канале, но пока не получил высокого рейтинга, продюсирует известный кинорежиссер Валерий Тодоровский. В 90-е годы он снял несколько "больших" фильмов, самые известные из которых - "Любовь" и "Страна глухих".

Отношения между отечественными продюсерами и руководителями телеканалов отличаются от стандартов, принятых в Америке и Европе. Взять хотя бы монтаж фильма. "Во всем мире конечный монтаж осуществляет продюсер, - говорит Феликс Клейман. - В России эту роль перехватили каналы".

В западных странах производящие студии изначально владеют всеми правами на свою продукцию и стараются подороже продать ее телеканалам. У нас в стране телеканал для студий - Бог и царь.

В поисках независимых

Все может измениться с появлением независимых продюсеров - людей, за которыми стоят инвесторы или кредиторы.

"Малая" киноиндустрия уже стала неплохим объектом для вложений сумм от $100 тыс. до миллиона долларов, говорят владельцы студий. Признают это и руководители телеканалов. "Мы очень хотим, чтобы отечественные бизнесмены начали вкладываться в сериалы", - говорит Татьяна Воронович, директор канала РТР по кинопроизводству.

На эти деньги можно снять несколько стартовых серий, а дальше - при удачном выборе сценариста, продюсера, режиссера, актеров и грамотном "попадании" в аудиторию - дело можно развивать за счет первых полученных доходов.

Показателен в этом смысле коммерческий успех старого доброго советского мини-сериала "Место встречи изменить нельзя". В 1979 году его производство обошлось не более чем $7,5 тыс. - по $1,5 тыс. за серию. В середине 90-х стоимость прав на телепоказ фильма составляла $2 тыс. - $4 тыс., а к 2000 году выросла до $10 тыс. Едва ли не каждый общероссийский канал демонстрирует "Место встречи..." ежегодно, а то и дважды в год. "Если бы в начале восьмидесятых был капитализм и производство этого фильма финансировал некий бизнесмен, то сейчас он получал бы до $500 тыс. в год", - утверждает Татьяна Воронович.

"Может быть, зарубежный продукт и приносит больше сиюминутной выгоды, чем отечественный, но ведь нужно работать на перспективу", - говорит Павел Корчагин, гендиректор ТНТ.

Еще до выхода сериала на телеэкран создатели могут окупить его одной только продажей видеокассет. "Потребитель готов приобретать отечественные мыльные оперы на кассетах, - говорит Виктор Алисов, заместитель гендиректора "Союз Видео". - Единственное препятствие для успешных продаж - не всегда высокие художественные достоинства сериала".

В 1998 году "Союз Видео" и канал ТНТ заработали на продаже видеокассет "Ментов" (второе название "Улиц разбитых фонарей") $2 млн, продав миллион копий по оптовой цене $2. По нашим сведениям, около $1,2 млн из этих денег досталось ТНТ, $800 тыс. - "Союзу Видео" (60% на 40% - общепринятые пропорции дележа доходов в таких случаях).

Затем ТНТ продал права на показ 24 первых серий "Улиц разбитых фонарей" каналу ОРТ за $600 тыс., то есть по $25 тыс. за серию, - сумму, примерно равную себестоимости съемок.

Правда, создателям других отечественных сериалов повторить коммерческий успех "Улиц разбитых фонарей" не удалось. Но тем не менее почти все российские мыльные оперы оказываются прибыльными. Сейчас у одного только "Союза Видео" в продаже 12 сериалов.

Другая статья доходов - косвенная реклама. "Всегда находятся фирмы, желающие отрекламировать в фильме свои товары, - говорит Татьяна Воронович. - Джеймс Бонд ведь далеко не случайно из серии в серию носит часы Оmega и отнюдь неспроста пересел из автомобиля Aston Martin на BMW".

В России тоже существуют компании, готовые платить за такую рекламу. Известно, что из $515 тыс. бюджета фильма "Бедная Саша" (правда, это не сериал) $100 тыс. было собрано у желающих разместить в нем косвенную рекламу. А за кадр из фильма "Операция "С Новым годом!" с двумя бутылками водки в капельнице компания "Довгань" выложила $15 тыс. Российское представительство компании Whitehall, производителя шампанского Asti Mondoro, оплатило косвенную рекламу в шедшем на канале РТР сериале "С новым счастьем!". "Такая реклама, несомненно, способствует росту наших продаж", - заявляет Леонид Гелибтерман, директор службы рекламы и развития представительства Whitehall.

12 серий "Марша Турецкого" (экранизация детективов Фридриха Незнанского) РТР снимает совместно с издательством "АСТ". Руководство издательства считает, что выход сериала поднимет спрос и на сами детективные романы. "Мы даже хотим попробовать продавать кассету с книгой "в одном флаконе", - говорит Татьяна Воронович.

После демонстрации сериалов телеканалы продают права на их показ региональным телесетям, а также телекомпаниям стран СНГ - это еще одна статья доходов. Сериалы РТР, например, продает питерская фирма "Твин".

Самый платежеспособный покупатель среди стран СНГ - Украина. Телеканалы этой страны платят до $3000 за демонстрацию каждой серии телефильма российского производства. Российские регионы после кризиса 1998 года подобные деньги выкладывать еще не готовы, хотя покупают права на показ все чаще.

Таким образом, иметь отношение к производству современного российского телесериала сегодня достаточно выгодно. Быть же собственником российского "мыла" выгодно вдвойне. Поэтому появление независимых студий в России уже не за горами. По нашим данным, первая такая структура создается сейчас в Москве. Кто конкретно стоит за этим проектом - от публики тщательно скрывают. Известно только, что это зарубежные инвесторы, окрыленные коммерческим успехом "Ментов" и других российских сериалов.

Еще по теме