Top.Mail.Ru
архив

Опера для "Аэрофлота"

ПЕРВЫЙ замминистра Мингосимущества и по совместительству руководитель Центра стратегических разработок Герман Греф заявил на пресс-конференции, посвященной итогам работы аэропорта "Шереметьево" в 1999 году, о необходимости создания "второго национального перевозчика". По его словам, сегодня одним из наиболее важных вопросов является создание сильного конкурента "Аэрофлоту", и сделать это возможно путем объединения государственных пакетов авиапредприятий.

Это сообщение, выглядящее как сенсация, рынком уже оценено как "близкое к бреду". Аргументы просты и понятны. Во-первых, создание второго национального перевозчика невозможно по причине отсутствия первого - "Аэрофлот" юридически не имеет такого статуса. Во-вторых, конкуренты у "Аэрофлота" на внутренних линиях есть - те же "Внуковские авиалинии", "Пулково", "Сибирь", "КрасЭйр" успешно соперничают с ним и по количеству рейсов, и по числу перевезенных пассажиров. На международных же линиях конкурентов у "Аэрофлота" нет вовсе не потому, что отсутствуют сильные претенденты, а потому, что так заключены межправительственные соглашения. Наконец, путем объединения госсобственности в авиапредприятиях сейчас вряд ли можно создать достойного соперника - слишком уж эта госсобственность разнородна. Это и стопроцентно государственные унитарные предприятия, объединяющие авиакомпанию и аэропорт, и пакеты разной величины в ОАО и ЗАО. Последние в ряде случаев разделены между центром и местными властями, которые далеко не всегда могут скоординировать свою политику. Поэтому даже чисто технологически подобное объединение чрезвычайно затруднено, хотя с точки зрения бизнеса, безусловно, многообещающе.

О том, что несколько крупных компаний на отечественном авиарынке - это гораздо лучше, чем много мелких, и объединение предприятий при существующем переизбытке предложения может быть только полезно, в один голос утверждают и представители государства, и руководители авиаперевозчиков, и всевозможные консультанты. Но они же говорят о бесперспективности осуществления этого слияния силовыми методами. Проблема в том, что формальное объединение госимущества ничего не даст: необходимо объединение бизнеса, а к этому, как показывает ряд имевших место в последние годы неудачных примеров попыток слияния среди авиакомпаний, отечественные авиаторы пока не готовы. Дословная реализация "концепции" представителя Мингосимущества возможна только в случае, если будут объединены полностью государственные предприятия (таких сейчас 91, из крупных можно назвать "Пулково", "Домодедово", "Авиалинии Кубани", "Кавминводыавиа"), однако на пути этого процесса встанут стеной местные администрации и, по всей вероятности, руководство самих перевозчиков.

Тем не менее заявление Грефа вряд ли стоит пропускать мимо ушей. Слишком уж подчеркнуто оно было декларировано: очевидно, целью заявления было обнародование ряда идей, которые кому-то важны. Вполне возможно, что кое-кто из конкурентов надеется отнять у "священной коровы" российской авиации ряд привилегий. В таком случае речь с очевидностью идет о "роялти", взимаемых с западных авиакомпаний "за неиспользуемые коммерческие права", и о монополии "Аэрофлота" на многие регулярные международные рейсы. Попытки отбить у "наследника" советского воздушного транспорта пресловутые "роялти", величина которых, по разным оценкам, составляет от $250 млн до $500 млн, предпринимаются давно - первую такую кампанию несколько лет назад глава "Трансаэро" Александр Плешаков. Однако некоторые авиационные эксперты высказывают мнение, что как только государство или кто либо еще начнет отбирать "роялти" у "Аэрофлота", западные авиакомпании просто откажутся их платить.

Одним из наиболее вероятных объяснений нашумевшего сообщения Грефа может оказаться намерение банально припугнуть "Аэрофлот" и тем самым еще сильнее "раскачать" и без того не слишком стабильную ситуацию в ведущей авиакомпании в преддверии собрания акционеров. Что же касается объединения госпакетов, то, скорее всего, раз идея наконец-то прорвалась в официальные заявления Мингосимущества - значит, появились реальные люди, которые в подобном проекте заинтересованы. Искать этих людей, вероятно, следует в составе структур, уже работающих на авиационном рынке, - других претендентов на управление новой большой компанией просто нет.

Вполне вероятно, что вслед за сольным выступлением Грефа последует дальнейшее развитие действия оперы "Новый расклад на российском авиарынке". В этом случае следует ждать вступления одобряющего хора. Или негодующего.

Еще по теме