Top.Mail.Ru
архив

На чем сидишь?

Когда-то во всех квартирах стояла практически одинаковая мебель. Вологодская стенка, диван и журнальный столик отечественного же производства. Очередь на функциональный гарнитур Allegro из Югославии в Доме мебели на Ленинском была расписана на несколько месяцев вперед. Румынская обстановка "Людовик XIV" для более состоятельных граждан вызывала массу мечтательных вздохов. Потом импортная мебель стала продаваться на каждом шагу. На том же Ленинском соответствующие магазины открывались один напротив другого. Теперь российской мебели продается все больше. И производится тоже.

Спасибо иностранцам

Как ни странно это звучит, нынешний рост отечественного мебельного производства во многом обусловлен популярностью импортной мебели. В начале 90-х, когда уставшие от стандартного совкового дизайна россияне ринулись покупать финское-итальянское, многие владельцы мебельных салонов крепко задумались. Некоторые решили вкладываться не только в импорт, но и в производство. Изначально производственные планы, как правило, ограничивались сборкой мебели из готовых частей. "Еврокомфорт", например, стал на месте собирать кухни, которые раньше ввозились из Италии, - это сокращало срок заказа и несколько его удешевляло.

В середине 90-х, когда спрос на престижную импортную мебель стал падать, появились частные российские производители. Так, например, родилась фабрика "ЭльТ", выпускающая кухонную мебель. В 1994 году генеральный менеджер мебельного салона "Тройка" Игорь Хрипков стал гендиректором компании "ЭльТ". Производственную линию купили у итальянцев, на чьей мебели специализировался салон.

История "ЭльТ" не единственная. Правда, производить уже готовую продукцию решились не все. Через некоторое время наряду с фабриками, занимавшимся "отверточным" производством западной мебели, появились и предприятия, рассчитанные на экспорт. Богатая сырьем Россия стала делать "полуфабрикаты" для западных фирм. К тому времени у наших предпринимателей появились средства для инвестиций, а в Европе случился дефицит мебельного щита, возможно, связанный с огромными объемами поставок продукции в Россию.

В мебельный бизнес стали инвестировать не только "мебельщики". Посмотрев на прибыли и оценив рынок как перспективный, последние три года деньги в деревообработку вкладывали и нефтяники, и газовики. О росте количества предприятий, занимающихся щитами, можно судить хотя бы по тому, что за последние пять лет цена на них на внутреннем рынке упала на 25%.

С производства щитов начались многие фабрики, которые сейчас делают вполне качественную готовую мебель. С щитов, например, начинало мебельный бизнес АО "Домостроитель". В этом году предприятие станет крупнейшим поставщиком шведской IKEA на территории России. Его продукция соответственно продается в Европе, в том числе в странах Скандинавии.

Утром деньги - вечером стулья

Иностранные мебельные компании стали для российских фабрик источником дизайнерского вдохновения, а иногда и финансов. Менеджеры наших частных предприятий ездили учиться на итальянские фабрики. Российские дизайнеры подчас открыто перерисовывали итальянские модели. Технологи разбирали импортный диван, чтобы посмотреть, как он устроен. Даже сейчас модели по-прежнему воруются у иностранцев.

Если купить и разобрать пару кресел могла любая фабрика, то с иностранными инвестициями повезло далеко не всем. В период моды на совместные предприятия возникли проекты, которые без иностранного участия не смогли бы воплотиться. Правда, мода на СП вскоре прошла. Сегодня ни одного СП в мебельном бизнесе не осталось. Где по-доброму (выкупив акции), где со скандалом - российские компаньоны постарались стать самостоятельными. "Все СП, с которыми мы работали раньше, теперь превратились в АО и ЗАО", - отмечает Евгений Осипенко, замглавы представительства IKEA Trading und Design AG.

Сотрудничество с иностранцами позволило фабрикам-партнерам значительно продвинуться на рынке за счет переданных технологий и за счет нового качественного оборудования. "Ленраума Мебель", например, рассталась с финнами уже после того, как инвестиционный пакет был освоен. Сейчас предприятие выпускает массивную мебель вполне европейского уровня и по вполне европейским ценам.

"Европейская мебельная компания" из Балакова (Саратовская область) сейчас тоже пытается стать одним из лидеров рынка. По мощностям у нее есть для этого все возможности. Фабрика была построена на французские деньги, но после кризиса, не рискнув вкладывать в российскую экономику дальше, иностранные партнеры практически отошли от дел.

Более мелкие инвестиционные проекты предпринимали в основном немцы и австрийцы. Как правило, созданные ими предприятия ориентированы на пограничные между строительством и деревообработкой области - производство оконных блоков, например. Продукция предназначена для внутреннего рынка и в Европу не уходит. Итальянцы в основном предпочитают закупать в России материал. Однако есть и примеры совместного выпуска готовой продукции. Проект по производству лущеного шпона и кухонной мебели в Шатуре возник уже после того, как волна создания-распада СП пошла на убыль.

На производственных мощностях "Шатуры", кстати, создано и 100-процентное немецкое предприятие по производству пленок для мебельной промышленности. Раньше для мебели европейского уровня пленку приходилось импортировать - качество российской заказчиков не удовлетворяло.

Шведский подряд

Крупным иностранным инвестором в российскую мебельную промышленность является IKEA. Закупки на территории России начались еще в советское время - через "Экспортлес". Шведы брали как готовую продукцию, так и материалы для своих фабрик - фанеру, например. К моменту открытия первого магазина IKEA сотрудничала с 30 отечественными производителями по всей стране и инвестировала в Россию $100 млн (из них только на магазин ушло $40 млн). В ближайшие пять лет планируется инвестировать еще $135 млн.

"Инвестиции от IKEA точечные, и на внутренний мебельный рынок они практически не влияют", - говорит генеральный директор Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности Андрей Шнабель. Правда, сотрудничество со шведами позволяет фабрикам расширять мощности и перенимать западный стиль работы.

"Домостроитель" начал работать с IKEA в 1994 году. По словам директора по экономике Зои Донских, 81% от общего производства занимают именно заказы от шведской компании, и естественно, руководство "Домостроителя" собирается продолжать совместную деятельность. Не так давно в рамках инвестиционной программы на "Домостроителе" был открыт новый цех "Ивар".

На постоянной основе IKEA сейчас работает с 40 поставщиками. 60% всех закупок на территории России по итогам 2000 финансового года пришлось на массивную древесину. Инвестиционные программы действуют на восьми предприятиях по всей России. Приозерский ДОЗ, например, находится в Ленинградской области, а Поволжский фанерно-мебельный комбинат (по словам Евгения Осипенко, предприятие показало в этом году хорошие результаты) - в Татарстане. Каждая программа разрабатывается под конкретное изделие. На первом этапе рассчитывается, какие мощности необходимы для обеспечения объема закупок. На втором - специалисты IKEA вместе с технологами предприятия определяют, какие средства необходимы для осуществления программы: оборудование и т.д. Потом уже рассчитывается бизнес-план. Несмотря на то что многих потенциальных поставщиков IKEA отпугивает требование предоставить финансовую отчетность, количество фабрик-партнеров растет. "К 2005 году мы планируем в пять раз увеличить объем закупок за счет инвестиционных программ", - говорит Евгений Осипенко.

Кроме того, входящая в IKEA группа Swedwood планирует построить пять новых фабрик. IKEA неохотно соглашается на совместную собственность. Первая фабрика будет строиться в Тихвине Ленинградской области. Рассматривались площадки в Новгородской и Нижегородской областях, предпочтение Тихвину отдано благодаря праву на лесопользование: IKEA нужны гарантированные поставки сырья. Swedwood не ставит задачу обеспечения российских магазинов IKEA. Мебельные щиты, а впоследствии и мебель, произведенные на предприятиях в России, будут идти и в Европу.

С поиском поставщиков мебели сейчас у IKEA проблем нет. В данный момент компания ищет предприятия, производящие сопутствующие товары: они составляют 45 - 50% товарооборота. "Мы будем наращивать эту группу за счет российских производителей. Сейчас их доля только 2 - 3%, тогда как отечественная мебель занимает 30 - 35% товарооборота", - говорит Осипенко.

Все наше

Увеличилась доля мебели российского производства и в мебельном центре "Гранд". По словам сотрудников отдела маркетинга, количество представленной российской мебели выросло практически в два раза.

После девальвации, когда импорт сократился, наши мебельщики получили шанс, которым не замедлили воспользоваться. "В прошлом году отрасль в течение всего года хорошо развивалась. Если раньше импортная мебель занимала 50 - 55% рынка (в Москве и Санкт-Петербурге - до 75%), то теперь ее доля 20 - 23%, - говорит Андрей Шнабель. - Мебельная промышленность сохранила производственную базу, сырье, кадры и быстро заняла освободившуюся нишу. В 1999 году рост составил 150%, темпы сохранились и в этом году". По данным ассоциации, в 2000 году рост составит 131 - 132% по отношению к 1999 году.

Рост обеспечивают предприятия, которые в последние годы занимались реструктуризацией, работали над дизайном и над ассортиментом. Самый, пожалуй, яркий пример - "Шатура". Редкий случай, когда крупный советский комбинат сумел найти себя в новой реальности. По статистике Минэкономики, на территории России действуют примерно 3,5 тысячи мебельных предприятий. Из них 500 - старые. "По нашим прогнозам, "Шатура" займет в 2000 году 12 -14% рынка", - говорит Андрей Шнабель.

В ассоциации считают, что развитие будет обеспечено за счет российского менеджмента и российского капитала. В отделе маркетинга предприятия "Сходня-Мебель" тоже считают, что иностранцы не будут более инвестировать в мебельную отрасль. "Даже снижение таможенных пошлин на рынке никак не сказалось".

В то же время специалисты группы "ЭКСПАНС" предполагают, что установившаяся политическая стабильность и наметившийся социально-экономический рост до конца 2000 года будут способствовать инвестиционным вливаниям иностранцев. По прогнозам "ЭКСПАНСа", увеличивается и спрос.

Одна из тенденций мебельного рынка - активная работа производителей со сбытом. На "Сходне", например, разрабатывают специальные программы поддержки дилеров - как деньгами, так и рекламой. "Сейчас все работают над расширением ассортимента, усилением региональной политики", - говорит специалист отдела маркетинга и рекламы.

Фабрика мягкой мебели "Марта" открыла уже четыре своих салона. В планах компании "ЭльТ" открытие фирменных салонов кухни в Москве в октябре -ноябре 2000 года. АОЗТ "Центромебель", объединяющее на данный момент 28 фабрик, в 1999 году открыло постоянно действующий торгово-выставочный комплекс "Мебель России" на Кронштадтском бульваре. Администратор этого двухэтажного магазина говорит, что спрос на отечественную мебель высокий.

По данным "ЭКСПАНСа", весной 2000-го повышение уровня продаж в оптовом сегменте среднеценовой мебели составило как минимум 20 - 25% по сравнению с 1999 годом. "К производителям приходит понимание того, что в сфере торговли тоже должны действовать профессионалы и сеть оптовой торговли должна развиваться помимо магазинов, - говорит Андрей Шнабель. - Попытки создания торговой сети есть. Компания "Союз Т", действующая в Западно-Сибирском регионе, работает с несколькими фабриками. Они создают сеть розничных точек и складов по приемке мебели. Пока проект находится в начальной стадии".

Через несколько лет, возможно, мебель отечественного производства снова заполнит квартиры сограждан. Если фабрики переймут у иностранцев не только дизайн, но и приемы маркетинга, менеджмента.

Еще по теме