Top.Mail.Ru
архив

На три буквы

IPO, итоги года
Базирующийся в Лондоне ритейлер драгоценностей Graff Diamonds Ltd. в 2012 г. собирается выйти на IPO в Гонконге и привлечь $1 млрд. Решение вполне логичное, если учесть, что, например, по оценкам McKinsey, объем luxury-продаж в Китае в дальнейшем станет прирастать ежегодно на 18%, и к 2015 г. на Поднебесную будет приходиться до 20% мирового рынка роскоши. Еще у инвесторов слюнки текут от все более громких разговоров о возможном IPO в наступающем году. Facebook - бизнес Марка Цукерберга оценивается приблизительно в $50 млрд. Впрочем, не факт, что эти размещения состоятся. Или, состоявшись, привлекут именно желаемый или прогнозируемый объем средств.

Первичное размещение акций для компаний, с одной стороны, свидетельство достижения определенного этапа роста, а с другой - канал получения средств для продолжения этого роста и способ выхода на новый рынок. Для потенциальных акционеров IPO представляет собой инструмент инвестирования и получения дохода на инвестиции. Понятно поэтому, что в последние тяжелые для мировой экономики и бизнеса годы к IPO приковано, возможно, больше внимания, чем прежде. Многие справедливо рассматривают положение на рынке IPO как надежный индикатор состояния бизнеса в целом, степени уверенности инвесторов и успешности компаний. И с этой точки зрения картина IPO в 2011 г. не очень радует. Крупные размещения были, но они немногочисленны, и к тому же рекордными их можно назвать только с оговоркой типа "если не считать IPO в этом же секторе в таком-то докризисном году".


По синусоиде

Распределение объемов IPO (%)*

Лондон

77

Deutsche Boerse

7

Варшава

5

Вена

3

Осло

2

Люксембург

2

NASDAQ OMX

1

Другие

3

*в Европе за 6 месяцев 2011 г.

 

Секторы экономики по объемам IPO* (%)

Базовые ресурсы

52

Инвестиционные компании

13

Промышленные товары и услуги

7

Недвижимость

6

Нефтегазовый сектор

5

Банки

5

Другое

12

* II кв. 2011 г.

Источник: PwC

Нынешнюю динамику сегмента IPO можно представить в виде синусоиды. Для первой половины года характерны повышение активности компаний и умеренный оптимизм инвесторов. В значительной степени это было связано с тем, что традиционно пиковым для IPO, как говорят эксперты, является именно II квартал. Кроме того, на это время приходится завершение сделок, начатых в предшествовавшие годы. Ну и, конечно, для первой половины 2011 г. характерны были надежды на восстановление мировой экономики, что и нашло отражение в картине IPO. В результате, по расчетам Bloomberg, только во II квартале 2011 г. во всем мире было подано 720 заявок на IPO на $67 млрд, и это очень близко к пиковому значению квартального показателя в 794 компаниях, зафиксированному в последнем квартале докризисного 2007 г.

Впрочем, даже в первой половине 2011 г. ситуация с IPO была неоднозначной и неоднородной. По статистике PricewaterhouseCoopers (PwC), в первой половине 2011 г. на европейских биржах, например, из 229 IPO 40 вообще не смогли привлечь капитал. При этом средняя стоимость предложения во II квартале составляла 118 млн евро против 123 млн евро в тот же период годом ранее.

В дальнейшем, ближе к концу года, аналитики фиксируют все более нарастающую настороженность и осторожность, прежде всего со стороны потенциальных акционеров. "Динамика IPO отражает текущее состояние мировой экономики, в частности США и Европы, - полагает коммерческий директор и сооснователь компании Groupon Russia Иван Владимиров. - Неопределенность тормозит рост, при этом не наблюдается и резких обвальных явлений. Рецессия не вдохновляет компании на IPO. Многие в ожидании более позитивных трендов откладывают выход". Как подсчитали, в частности, в Bloomberg, только в Западной Европе при рекордном с 2007 г. количестве заявок на IPO за первые шесть месяцев 2011 г. 22 размещения были за то же время отменены или отложены, что является максимумом по крайней мере с 2006 г.

В результате оценки итогов по IPO в 2011 г. у экспертов сдержанные и смешанные. "2011 г. на рынках IPO как в России, так и в мире в целом вполне можно назвать годом неоправдавшихся ожиданий, - констатирует генеральный директор ИК "Грандис Капитал" Александр Соболенко. - Если в первой половине года наблюдалась высокая активность и развитие тренда, заложенного еще в 2010 г., то вторая половина года сильно разочаровала. Начиная с августа стали сворачиваться или откладываться запланированные ранее сделки, резко сократилась активность стратегических и финансовых инвесторов, запланированные ранее IPO корпорации начали сдвигать на более поздние сроки в надежде на лучший расклад".

"Рынок IPO показал активный рост в начале года и довольно резкое замедление к концу. В целом можно сказать, что рынок продолжил свое позитивное развитие, были реализованы многие сделки, начатые в 2008-2010 гг., хотя и на фоне тревожных новостей со всего мира. Вероятно, участники рынка устали откладывать принятие решений и стараются адаптироваться к новой реальности рынка, не видя скорого решения назревших проблем мировой экономики при необходимости решать текущие задачи развития компании", - поясняет директор департамента слияний/поглощений и стратегического консультирования Номос-банка Владлена Храброва.


Биржевые страсти

Едва ли не больше, чем компании, в развитии рынка IPO заинтересованы сегодня фондовые площадки. Конкуренция между биржами обострилась как никогда. Пытаясь привлечь как можно больше качественных эмитентов, они внедряют новые технологии трейдинга, совершенствуют сервисы, консалтинг и аналитику, объединяя усилия в результате слияний, которые, впрочем, проходят с очень большим скрипом.

Тем не менее, по оценкам, ведущее положение среди площадок в том, что касается IPO, прочно удерживает за собой Лондонская фондовая биржа (LSE), хотя столь же очевидно, что все более успешно с ней конкурирует фондовая биржа Гонконга (HKSE). По прогнозам PwC, по итогам 2011 г. она засчитает в свой актив 110 IPO на 35 млрд евро. Наблюдатели отмечают, что Лондон при этом привлекает качественные IPO ресурсных компаний, бизнесов нефтегазового сектора. Из-за сложностей общего положения дел на глобальных рынках налицо сокращение количества IPO и снижение их стоимости, но тем не менее, по расчетам, стоимость IPO в Европе во II квартале 2011 г. превысила соответствующий показатель во II квартале 2010-го на 48%.

"Звездой" IPO на LSE в 2011 г., бесспорно, является крупнейший мировой сырьевой трейдер Glencore, который, впрочем, размещался и в Гонконге и привлек $10 млрд, что, кстати, по меркам "тучных" лет, не такая уж огромная сумма. Достойно внимания также IPO Vallares (компания для инвестиций в нефтегазовые проекты, учрежденная в мае 2011 г. бывшим главой BP Тони Хейвордом при участии Натаниэля Ротшильда). Собственно, во многом благодаря именно этим двум размещениям статистика IPO за 2011 г. выглядит не совсем удручающе: на них приходится 8 млрд евро из 13,4 млрд евро, привлеченных в рамках европейских IPO во II квартале, подсчитали в PwC.

Что же касается HKSE, то, как отмечают аналитики, сюда как магнитом тянет потребительские бренды. Объясняется это надеждами на продолжение потребительского бума в странах Азии, прежде всего в Китае. Характерными для HKSE можно считать, скажем, IPO производителя чемоданов, сумок и изделий из кожи Samsonite и, конечно, размещение на $2,1 млрд итальянского фэшн-бренда Prada, до этого представлявшего собой семейный бизнес. Этот ряд можно продолжить американским производителем аксессуаров из кожи Coach Inc. При этом Samsonite и Prada пришлось конкурировать между собой за интерес со стороны инвесторов, снижая ценовой диапазон. Samsonite, например, в какой-то момент пришлось понизить планку ожиданий сразу на 11%, до $1,3 млрд.

Для других крупнейших мировых бирж, скажем, NYSE Euronext и особенно для Deutsche Boerse, характерна значительная активность эмитентов с развивающихся рынков и взаимный интерес к ним со стороны этих фондовых площадок. На Западе рассчитывают на приватизацию госкомпаний в странах с развивающейся экономикой и связывают с этим надежды на большие новые возможности. Впрочем, в списке прошедших в 2011 г. через IPO компаний на Deutsche Boerse доля китайских бизнесов существенна уже сейчас.

Симптоматично, что та же Deutsche Boerse озаботилась запуском веб-страниц на китайском и русском языках, а NYSE поддерживает на своем ресурсе NYSE Euronext Russia Partnership. По оценке американских биржевиков, объем пайплайн российских IPO на ближайшие полгода-год составляет $27 млрд.


Смешанные чувства

Особая ситуация сложилась в IPO в технологическом секторе. Такое ощущение, что, разочаровавшись в надежности инвестиций в традиционные активы, акционеры снова, как во время "пузыря" доткомов, сделали ставку на информационные технологии, и сформировался замкнутый круг: акционеры испытывают энтузиазм по поводу IPO технологических бизнесов, сей энтузиазм "подогревает" IPO, а это, в свою очередь, снова питает энтузиазм инвесторов. "Инвесторы разочарованы в финансовых рынках и ищут новые объекты для вложений, обладающие потенциалом роста, - поясняет происходящее председатель наблюдательного совета бизнес-акселератора для технологических стартапов TexDrive Максим Шеховцов. - Такими активами могут быть высокотехнологичные компании, которые поменяют структуру рынков, а некоторые из них зададут новые стандарты потребления и создадут совершенно новые рынки. В этом причина успеха публичных размещений ряда перспективных высокотехнологичных компаний последнего времени".

Примерами заметных размещений могут служить IPO (помимо российского ресурса Yandex) социальной сети LinkedIn Corp., интернет-радио Pandora Media Inc., скидочного сервиса Groupon. "Цифровой мир растет быстрее многих других отраслей и еще далек от насыщения, - комментирует ситуацию управляющий партнер фонда прямых инвестиций iTech Capital Глеб Давидюк. - Очевидно, с этим связан и повышенный спрос инвесторов на акции технологических компаний". При этом эксперт не готов утверждать, что на IT-рынке надувается новый "пузырь": "В отличие от ситуации начала 2000-х, сегодняшний рост отрасли основан на реальном развитии технологий, контента и формировании устойчивого потребительского спроса на интернет-продукты и услуги. В этом году на рынке уже произошло несколько крупных IPO, одним из наиболее впечатляющих стал выход российской компании Yandex на NASDAQ, в результате чего было привлечено более $1,3 млрд". "Текущая ситуация кардинально отличается от периода, предшествовавшего краху доткомов, когда любой интернет-проект оценивался не как бизнес, а как некая мечта о светлом будущем, - рассуждает Иван Владимиров. - Сейчас инвесторы очень внимательно смотрят на способность IT-компаний приносить реальную прибыль. Количество вовлеченных подписчиков, аккаунтов отходит на третий план. Понятно, что волатильность с момента выхода на IPO может быть высокая, но если вы не спекулятивный трейдер, решение о реальной ценности акций нужно принимать, глядя на долгосрочную перспективу - от года. Показать позитивную динамику смогут компании, которые либо уже достаточно долго зарабатывают на предоставлении чисто IT-услуг, либо работают на стыке IT и реального сектора, например e-commerce".

А вот как раз с позитивной динамикой все обстоит далеко не идеально. После размещения акции практически всех компаний демонстрируют значительную волатильность и динамику, мягко говоря, смешанную, по большей части вырастая по итогам первого дня торгов и в дальнейшем скатываясь вниз.

Впрочем, в полной мере это относится не только исключительно к акциям технологических компаний. Отмечался почти 10-процентный откат бумаг даже трейдера Glencore. В Азии, по оценкам Bloomberg, среднее снижение котировок бумаг компаний, привлекших в ходе IPO на HKSE свыше $100 млн, составляет около 5%.

Китайский интерес*

Биржи

Количество IPO

Объем (млн евро)

Европа всего

229

16,326

США всего

81

17,617

Гонконг

38

9,699

Шанхай

24

6,304

ChiNext

83

6,898

Шэньжэнь

61

6,347

"Большой" Китай

206

29,248

* за 6 месяцев 2011 г.

Источник: PwC



IPO по-русски

 

Российские компании в этом году поскромничали. Чувствуя, что денег на рынках нет, и инвесторы не готовы скупать акции по любой цене, многие компании, чтобы не продешевить решили не торопиться и отложили размещение акций на год-два. "Фишкой" года могло стать IPO аэропорта Домодедово, о возможности проведения которого говорил Дмитрий Каменщик. Дело в том, что вокруг одного их крупнейших транспортных активов развернулась подковерная борьба, которая могла закончиться сменой собственника. В этих условиях IPO послужило бы хорошей защитой от поглощения. Но аэропорту удалось решить проблемы, и необходимость выхода на биржу отпала сама собой.

Некоторым же компания повезло - им удалось поймать момент для выхода на биржу. Учитывая негативную ситуацию на финансовых рынках, их IPO можно считать более менее успешными.

Название компании

Объем $млн

Доля

Вид

Площадка

Яндекс

1 304.4

16%

IPO

NASDAQ

Номос-банк

718.2

22%

IPO

LSE, ММВБ, РТС

Etalon Group

574.9

28%

IPO

LSE

Фосагро

538.4

10%

IPO

LSE, ММВБ, РТС

Global Ports Investments

534.1

23%

IPO

LSE

ГМС групп

360.5

37%

IPO

LSE

Русагро

330.0

18%

IPO

LSE

WorldWide Papa's

19.7

36%

IPO

Deutsche Borse

Ютинет.Ру

13.9

9%

IPO

ММВБ

Еще по теме