Top.Mail.Ru
мнения

Набиуллина и грузовики

Фото: 123rf / Legion-Media Фото: 123rf / Legion-Media

В прошлом году российская экономика удивила всех. Продолжала она удивлять и в первом полугодии 2023 года. Но главные сюрпризы еще впереди: по итогам года экономика может вырасти лучшими за 16 лет темпами. Оборвется этот рост в следующем году или продлится на долгие годы, как в «славное путинское десятилетие» 1999–2008 годов, зависит от Эльвиры Набиуллиной — считает экономист Сергей Блинов. 

Сергей Блинов

В 2022 году Россия удивила

24 февраля 2022 года началась СВО. Весной эксперты были один пессимистичнее другого и предполагали глубокое падение экономики России.

  • Правительство –7,8%

  • Банк России –8–10%

  • МВФ –8,5%

  • Всемирный банк –11,2%

Но уже летом прошлого года стало ясно, что апокалиптические прогнозы обвала российской экономики не сбываются. По итогам же года ВВП упал всего на –2,1% (и эта цифра пока не окончательная), что власти восприняли как свой большой успех.

Первое полугодие 2023: Россия продолжает удивлять

С прогнозами на 2023 год — та же история. Осенью прошлого года они были неутешительны и предполагали, что спад продолжится.

  • Правительство –0,8%

  • Банк России –2,5%

  • МВФ –2,3%

  • Всемирный банк –3,6%

И вновь российская экономика посрамила скептиков. Падение в I квартале 2023 года составило всего –1,8%. А по итогам II квартала даже ЦБ ожидает рост +4,2%, что согласуется с первыми правительственными оценками роста в апреле-мае. (Так, по оценкам Минэка, ВВП вырос на 3,4% в апреле и на 5,4% — в мае.) Заметим, есть и более оптимистичные оценки.

Главный сюрприз впереди

Но то, что мы увидим по итогам года, станет еще большей неожиданностью и для правительства, и для ЦБ, и для широкой публики. По нашим расчетам, рост экономики в 2023 году может превысить 6 %, и даже при пессимистичном сценарии ВВП вырастет на 4%.

Пока наш прогноз выглядит фантастически позитивно. Официальные, хотя и подкорректированные в лучшую сторону, прогнозы ВВП дают намного более скромную динамику:

  • Правительство +1,2%

  • Банк России +2%

  • МВФ +1,3%

  • Всемирный банк –0,2%

Президент России Владимир Путин пока единственный, кто заявил, что по итогам года ВВП страны вырастет более чем на 2%. Но фактический рост экономики на 4–6% станет и для него очередным сюрпризом.

Особенно ярко будет выглядеть такой рост на фоне экономик США и Еврозоны, которые, как прогнозирует МВФ, вырастут в 2023 году всего лишь на 1,8 и 0,9% соответственно.

Почему экономика вырастет?

Казалось бы, причины, по которым экономика преподносит приятные сюрпризы, не так и важны. Важен конечный результат. (Неважно, какого цвета кошка, говорил Дэн Сяопин, главное, чтобы ловила мышей.) Однако, если в причинах роста должным образом разобраться, то ведь такой приятный сюрприз можно и повторить, и усилить.

Причина ускорения экономического роста проста: в России появилось больше денег. Столько денег в распоряжении людей и предприятий (денежной массы, говоря финансовыми терминами), как сейчас, в России еще никогда не было. Причем темпы роста этой денежной массы в единственно значимом для экономики реальном выражении (то есть уже с поправкой на рост цен) такие, каких страна не видела с 2010 года (см. график 1).

Рост денежной массы

Это же, в свою очередь, означает, что покупательная способность людей и предприятий растет. И растет темпами более 20% годовых. А спрос — главное топливо для мотора рыночной экономики.

Кстати, проблемы экономического роста США и Евросоюза имеют то же самое объяснение: если у нас покупательная способность людей и предприятий (= реальная денежная масса) растет, то у них — сокращается.

Почему же так получилось?

Кто-нибудь может сгоряча подумать, что за такое бесспорное достижение стоит похвалить Банк России. Ведь именно у него больше всего возможностей управлять денежной массой страны. Да и за инфляцией в экономике (чтобы денежная масса не обесценивалась ростом цен) тоже он присматривает.

Увы и ах! К большому сожалению, все произошло «не благодаря, а вопреки» устремлениям нашего ЦБ. Помогли «западные партнеры».

Не дали упасть

Главное, что коллективный Запад сделал полезного для нашего экономического роста, — заморозил валютные резервы России. И одним этим спас экономику от валютных интервенций Банка России, которые тот уже было начал проводить — причем проводить в больших масштабах, — но не смог продолжить.

«Для стабилизации ситуации на финансовом рынке Банк России принял решение начать интервенции на валютном рынке», — объявил ЦБ в первый же день СВО, 24 февраля. Только за один этот день интервенции составили более $1 млрд (из экономики было изъято 84 млрд рублей). С такой же скоростью резервы сгорали осенью 2008-го, что буквально загнало экономику России в глубочайший кризис (Россия упала тогда больше всех в «Большой двадцатке»).

Чем вредны валютные интервенции? Вредны они тем, что в ходе валютных интервенций ЦБ за валюту «выкупает» рубли у населения, предприятий и банков, стерилизуя (другими словами, «сжигая») их. Рублей (той самой денежной массы) в экономике становится меньше. Падает спрос, останавливается торговля, а за ней и производство. Именно по такому сценарию — с валютных интервенций — начинались все известные нам кризисы в России: 1998, 2008, 2013–2015 годов.

Из-за санкций коллективного Запада в этот раз ЦБ не смог продолжить вредоносные валютные интервенции, что сразу же уберегло российскую экономику от падения «по образцу» прошлых кризисов.

Заставили расти

Опять же, нет худа без добра: парадоксальным образом заморозка резервов поспособствовала насыщению экономики рублями. Банку России пришлось собственными руками добавлять деньги в экономику! Нехотя, скрепя сердце, но Эльвира Набиуллина была вынуждена пойти на это.

Почему это произошло? Если коротко, из-за того, что правительство свои валютные резервы (ФНБ) держало в ЦБ. Так положено по закону: валютные резервы правительства — это часть международных резервов страны, за управление которыми отвечает ЦБ.

Когда же по воле «западных партнеров» все резервы в долларах и евро оказались «заморожены», Центробанку пришлось возвращать свой долг правительству, но уже рублями. И рубли полились в экономику, впитываясь как в сухую землю. Прежде, с момента прихода Эльвиры Набиуллиной в ЦБ (с июня 2013-го), денежная масса росла средними темпами 10% годовых, лишь один раз в 2020 году ускорившись до 16%.

Но в 2022 году началось невиданное: уже по итогам мая (+17%) предыдущие рекорды по темпам роста были побиты. С августа темпы роста денежной массы поднялись выше 20%, а начиная с сентября 2022 не было месяца, чтобы рост был меньше 23%. Вот и получается, что это именно «западные партнеры»:

  • не дали Центробанку изъять рубли из экономики по сценарию 1998, 2008, 2013–2015 годов

  • заставили ЦБ, вопреки его воле, наращивать денежную массу экономики

Безрадостные перспективы

Итак, в 2023 году экономика может вырасти более чем на 6 %, что станет сюрпризом для всех. Для понимания: таких темпов роста у нас не было 16 лет, с 2007 года.

Но что будет дальше? Заглянуть в будущее нам позволят директивы Банка России до 2026 года. Согласно им, в следующем, 2024 году рост реальной денежной массы резко замедлится и продолжит замедляться в 2025–2026 годах.

Наши расчеты показывают, что при таком сценарии и рост экономики притормозит до стагнационного: +2,3% в 2024 году и всего лишь +1,4% в 2025 и 2026 годах (см. график 2).

ВВП России

О чем это говорит? О том, что Банк России пока:

  1. не ожидает предстоящего быстрого роста экономики,

  2. не осознает, что причины этого быстрого роста кроются в его пусть и вынужденно, но пока правильной денежно-кредитной политике.

А раз так, то и повторить этот успех уже сознательно, а не случайно у Эльвиры Набиуллиной, увы, не получится.

Грузовики как лакмусовая бумага

Итак, экономическая картина 2024–2026 годов директивами ЦБ рисуется безрадостной. А пока суд да дело, экономика страны расцветает пышным цветом.

Есть один почти безошибочный показатель состояния экономики: регистрации новых тяжелых грузовиков в ГИБДД. Грузовики — это не Ferrari. Их для развлечения или пускать соседям пыль в глаза не покупают, только для дела. По сути, купить тяжелый грузовик — это инвестиция.

Поэтому их продажи очень хорошо отражают положение дел в экономике. И как раз сейчас они ставят многолетние рекорды. По итогам 2023 года продажи грузовых машин, по прогнозам, станут рекордными за всю постсоветскую историю России (график 3).

Регистрация грузовиков

Это подсказывает, что в экономике сейчас самый настоящий инвестиционный бум, который еще не всем заметен.

Продлится этот бум лет на десять (как в «славное путинское десятилетие 1999–2008») или оборвется уже в следующем году?

Зависит это от того, поймет ли Эльвира Набиуллина роль Центробанка и свою личную роль в феноменальном росте 2023 года.


Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.